Контрольная работа по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

1.Философия, ее структура и функции,2.Природа и типология социальной мобильности

Оглавление

1. Философия, ее структура и функции……………………………………..2
1.1. Понятие философии………………………………………………2
1.2. Структура философии……………………………………………3
1.3. Функции философии……………………………………………...9
2. Природа и типология социальной мобильности………………………..13
2.1. Природа социальной мобильности…………………………….13
2.2. Типология социальной мобильности…………………………..16
3. Политические партии: понятие, признаки, функции, порядок формирования. Партийные системы……………………………………..20
3.1. Понятие и признаки политической партии…………………….20
3.2. Функции политической партии………………………………….23
3.3. Порядок формирования политической партии………………...27
3.4. Партийные системы……………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………….36

javascript:activate_paper(1442141)

Файлы: 1 файл

Домашняя контрольная работа по философии.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. Философия, ее структура и функции……………………………………..2
    1. Понятие философии………………………………………………2
    2. Структура философии……………………………………………3
    3. Функции философии……………………………………………...9
  2. Природа и типология социальной мобильности………………………..13
    1. Природа социальной мобильности…………………………….13
    2. Типология социальной мобильности…………………………..16
  3. Политические партии: понятие, признаки, функции, порядок формирования. Партийные системы……………………………………..20
    1. Понятие и признаки политической партии…………………….20
    2. Функции политической партии………………………………….23
    3. Порядок формирования политической партии………………...27
    4. Партийные системы……………………………………………….32

Список литературы……………………………………………………………….36

 

1.Философия,  ее структура и функции.

1.1. Понятие философии.

Слово философия  происходит от греческого filosofia, которое в свою очередь является производным от двух других слов: fileo (любить, иметь склонность к чему - то, увлекаться чем - то, и даже целовать), и sofia (мудрость, проницательность, разумность, ум, знание, учёность, премудрость, мудрость Бога). Философия – это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия представляет собой систему взглядов на  окружающую  нас действительность, систему наиболее общих  понятий  о  мире  и  месте  в  нем человека, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. С  момента  своего  возникновения  она  стремилась  выяснить,  что представляет собой мир как единое целое,  понять  природу  самого  человека, определить,  какое  место  занимает  он  в  обществе,  может  ли  его  разум проникнуть  в  тайны  мироздания,  познать  и  обратить   на   благо   людей могущественные силы природы. Философия, таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека  к самым разнообразным областям жизни и знания. На  все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура философии.

О структуре  философии до сих пор ведутся  споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как  состоящей из трех тесно друг с  другом связанных частей (уровней): онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение) – учение о бытии или первоначалах всего сущего, гносеологии (от греч. gnoses — познание) – учение о познании и аксиологии (от греч. axios — ценный) – всеобщая теория ценностей.

На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.

Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Одна из реализаций такой ситуации позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причем в качестве объекта может выступать не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Это гносеологический уровень, в рамках которого строится теория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Здесь на первый план выходит проблема взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как таковых. Представитель частных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопроса о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строится на таком ограничении бытия, которое позволяет его принципиально познавать, пусть и в предметно ограниченном смысле.

Человек является существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и живет в нем  как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию.

Праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального  бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически реализуя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может производить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. В этой связи философия исследует мировоззренческие принципы практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения.

Для каждого  уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако, поскольку философия представляет собой целостное знание, не все ее дисциплины однозначно можно отнести к какому-то одному уровню, а кроме того, имеются как бы "вспомогательные", но необходимые для философии дисциплины. Кроме онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии как предметных уровней, формирующих соответствующие основные дисциплины, существуют и другие дисциплины философии, сформировавшиеся в результате дифференциации философского знания. Назовем их.

Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.

В каком-то смысле это дисциплина вспомогательная, и  ее предмет на современном этапе  значительно отходит от собственно философских проблем. Однако одновременно это дисциплина философская. Как мы помним, у Аристотеля она даже предшествует решению метафизических проблем, формируя аналитическую культуру мышления, если не сводить ее только к формальной логике. Несмотря на то, что логика изучает формы мышления, она не свободна от онтологических предпосылок.

Классическая  формальная логика подразделяется на элементарные учения о понятии, суждении и умозаключении, а также учение о методах логического исследования, доказательства и опровержения. Кроме того, в ней выделяются логико-методологические и логико-семиотические проблемы. Современная логистика стремится к предельной формализации и математизации. Она работает с логическими исчислениями, понимаемыми как система знаков (символов) с соответствующими правилами оперирования над ними. Современная логика изучает также многозначные системы, при которых высказывания могут принимать большее количество значений, чем истина или ложь. Важным разделом современного логического знания являются неклассические логики, изучающие своеобразные способы рассуждений, связанные с использованием модальностей, времени, нормативных и оценочных понятий, вопросно-ответных методик, нестандартных условий истинности (например, без использования некоторых основных законов логики или с ограничением области их применения) и прочее.

Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как  особой формы бытия. Данная дисциплина приобретает особое значение в наше время, когда развитие человечества в целом становится все более осмысленным и человек ощущает острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с развитием общества, которое должно обеспечить каждому человеку достойное существование.

В центре внимания этики находится проблема добра. Цель этики - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие-то внешние авторитеты или соглашения.

Эстетика исследует  сущность прекрасного, формы его  проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика строится либо чисто функционально-описательно, когда  эстетические объекты просто подвергаются теоретическому осмыслению, либо нормативно-дискурсивно, когда выдвигаются некоторые критерии прекрасного. Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике активно используются информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка.

Социальная  философия - дисциплина, связанная с  выяснением вопросов о том, что такое  общество, что можно отнести к  общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.

По своему формальному статусу данная дисциплина должна быть отнесена к разряду вспомогательных, о которых речь пойдет ниже. Однако, поскольку человек реализует себя как личность прежде всего в обществе, вопросы общественного развития, путей его изменения чрезвычайно важны для человека, что и позволяет говорить о социальной философии как одной из основных философских дисциплин.

Философия языка  рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его  значение в жизни человека и общества. Традиционно анализ языка подразделяется на два направления. Первое - языковой анализ. Он осуществляется посредством критики языка и использования науки логики, а его цель - создание языка высокой логической точности, соответствующего требованиям точной науки. И второе направление - "философия естественного языка", в которой анализируются обыденные языки с целью выявления их глубинных, метафизических оснований, структур, смыслов.

Философия религии  ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфике их функционирования в обществе, о значении религии для человека. Здесь выясняются фундаментальные предпосылки такого феномена, как вера, анализируются религиозные представления, тексты, установления.

Философия права  решает проблему обоснования права. Из чего исходит право? Существует ли некая вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы? Другое направление исследований - выявление соотношений права с моралью, религией, политикой, государством, властью, экономикой.

Политическая философия конкретизирует положения социальной философии, рассматривает структуру, функции и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления, анализирует основные движущие силы (социальные группы, партии), которые влияют на его существование.

Также выделяются философия культуры, философия техники, философия экономики, философия  творчества, философия любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Функции философии.

Можно быть хорошим  физиком, не зная медицины, можно быть хорошим врачом, не зная квантовой механики, но нельзя быть культурным человеком, не обладая достижениями философии. В практической жизни философия необходима для того, чтобы человек владел событиями, а не события человеком. Философия способна выполнять различные функции по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы философского знания, общий тип решаемых этой системой задач.

Значение философии в жизни общества вытекает из тех функций, которые она выполняет. Основными из них являются мировоззренческая, методологическая и гносеологическая.

1. Мировоззренческие  функции философии

Основные мировоззренческие  функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.

1.1. Гуманистическая  функция.

На первом месте  среди функций философии в соответствии со значимостью проблемы человека среди всех остальных проблем философии стоит гуманистическая функция. Она заключается в преодолении факторов, способствующих духовной деградации личности, которая, в свою очередь, является предпосылкой антропологической катастрофы. Содержание гуманистической функции представляют отстаивание гуманистического, духовного, собственно человеческого начала как в социальной жизни, в системе культуры, так и в самом человеке. 

Информация о работе Контрольная работа по "Философия"