Контрольная работа по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

1.Философия, ее структура и функции,2.Природа и типология социальной мобильности

Оглавление

1. Философия, ее структура и функции……………………………………..2
1.1. Понятие философии………………………………………………2
1.2. Структура философии……………………………………………3
1.3. Функции философии……………………………………………...9
2. Природа и типология социальной мобильности………………………..13
2.1. Природа социальной мобильности…………………………….13
2.2. Типология социальной мобильности…………………………..16
3. Политические партии: понятие, признаки, функции, порядок формирования. Партийные системы……………………………………..20
3.1. Понятие и признаки политической партии…………………….20
3.2. Функции политической партии………………………………….23
3.3. Порядок формирования политической партии………………...27
3.4. Партийные системы……………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………….36

javascript:activate_paper(1442141)

Файлы: 1 файл

Домашняя контрольная работа по философии.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

1.2. Социально-аксиологическая  функция.

Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых  важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. Содержание второй предполагает истолкование социальной действительности, третья – представляет критику реальных социальных структур, общественных институтов, состояний общества, социальных действий.

1.3. Культурно-воспитательная  функция.

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления. Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, а стремиться их разрешить, преодолеть, проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода.

Культурно-воспитательная функция предполагает не только воспитание человека в качестве субъекта культурного пространства и, как следствие, таких его качеств как самокритичность, критичность, сомнение, но и формирование диалектического мышления

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у  них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.

1.4. Объяснительно-информационная  функция.

Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции видоизменено основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации.

2. Методологические  функции философии 

Со стороны  своего метода философия способна выполнять  несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую и интегрирующую.

2.1. Эвристическая  функция предполагает содействие росту научного знания, создание предпосылок для научных открытий в контексте взаимодействия философского и формально-логического методов, что приводит к рождению нового знания, имеющего вид прогноза (гипотезы). Необходимо, в этом смысле, отметить, что нет ни одной естественнонаучной теории, создание которой обошлось бы без использования общефилософских представлений о причинности, пространстве, времени и т.п.

2.2. Координирующая  функция.

 Существо  этой функции состоит в координировании  методов в процессе научного  исследования. На первый взгляд  она кажется излишней: если метод  содержателен, обусловлен природой  объекта, то какая-либо дополнительная  координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта и объекта в науке.

2.3. Интегрирующая  функция.

Термин «интеграция» (от латинского integratio -- восстановление, восполнение) означает объединение  в целое каких-либо частей. Интегрирующая функция предполагает осуществление объединяющей роли философского знания, определение и устранение дезинтегрирующих факторов.

К настоящему времени  в науке действует множество  интегрирующих факторов, которые  позволяют утверждать, что она  стала целостным системным образованием; в этом отношении наука вышла  из кризисного состояния, и проблема состоит теперь в достижении еще большей ее организованности, упорядоченности. Однако разделение наук далеко не преодолено, а на отдельных участках научного знания оно иногда даже усиливается. И, несмотря на это, тенденция к интеграции, к синтезу наук становится не только все более заметной в наше время, но и доминирующей.

3. Гносеологическая  функция.

Гносеологическая  функция касается человеческого  познания, выявления закономерностей  его возникновения и развития. Мир познаваем, и процесс познавания представляет собой отражение действительности в сознании людей в виде идеальных образов, их взаимосвязи и движения.

Исследуя законы функционирования и развития познавательной деятельности людей, философия анализирует  формы движения мышления к истине, пути и средства ее достижения, разрабатывает критерии проверки полученных знаний. Знание этих законов имеет большое практическое значение. Оно позволяет сознательно участвовать в общественном развитии, формирует умение мыслить, анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее рациональные пути решения возникающих проблем.

 

 

2. Природа и типология социальной  мобильности.

2.1. Природа социальной мобильности.

      Каждый человек перемещается  в социальном пространстве, в   обществе,  в котором   он   живет.   Иногда   эти   перемещения   легко    ощущаются    и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в  другое, переход из одной  религии  в  другую,  изменение  семейного  положения.  Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в  социальном пространстве. Однако существуют такие перемещения индивида,  которые трудно определить не только окружающим  его людям,  но  и ему самому.  Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом  престижа, увеличением или уменьшением возможностей  использования  власти,  изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции  человека  в  конечном  итоге сказываются на его поведении, потребностях, установках, интересах и ориентациях.

      В  связи  с  этим  важно   определить,  как   осуществляются   процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые  получили  название процессов мобильности.

      Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных  слоях и социальных классах.  Если не существует барьеров для социального  достижения, можно ожидать  большую  социальную  мобильность,  когда  некоторые  личности быстро поднимаются и получают  высокие  статусы,  другие  же  опускаются  на более низкие. Но  между  слоями  и  классами  существуют  барьеры,  мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в  другую.  Один  из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы  обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия  в классовой субкультуре, в которой они социализированы.  Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью  будет усваивать привычки  и   нормы,   помогающие   ему   впоследствии   работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о  нормах,  помогающих  ему  в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном  счете,  он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса  в другой  имеет   значение   "различие   в   стартовых возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные  возможности для   получения   высоких   должностных   статусов.   Поэтому   общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе  нужно только   трудиться   и   иметь   способности,   оказывается несостоятельной.

      Приведенные примеры  свидетельствуют   о  том,  что  всякое  социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления  более  или менее  существенных  барьеров.  Даже  переезд  человека   с   одного   места жительства на другое предполагает  определенный  период  адаптации  к  новым условиям.

      Все социальные перемещения личности или социальной группы  включают  в процесс  мобильности.  Согласно  определению  П.Сорокина,  «под   социальной мобильностью понимается любой переход  индивида,  или  социального  объекта, или ценности, созданной  или  модифицированной  благодаря  деятельности,  от одной социальной позиции к другой».

      П.Сорокин различает два типа  социальной мобильности: горизонтальную  и вертикальную.  Горизонтальная  мобильность  –  это  переход   индивида   или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том  же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к  которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом  является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность  взаимодействий, способствующих  переходу  индивида  или  социального   объекта   их   одного социального слоя в  другой.  Сюда  входит,  например,  служебное  повышение, существенное  улучшение  благосостояния  или   переход   в   более   высокий социальный слой, на другой уровень власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Типология социальной мобильности.

      Общество может возвышать статус  одних  индивидов  и  понижать  статус других.  И  это  понятно:  одни  индивиды,  обладающие  талантом,  энергией, молодостью,  должны  вытеснять  с высших  статусов  других  индивидов,   не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают  восходящую  и нисходящую  социальные  мобильности,  или  социальный  подъем  и  социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической  и  политической мобильности существуют в двух основных формах:  как  индивидуальный  подъем, или инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, и  как  создание  новых групп индивидов с включением групп  в  высший  слой  рядом  с  существующими группами этого  слоя  или  вместо  них.  Аналогично  нисходящая  мобильность существует  в  форме  как  выталкивания  отдельных   индивидов   с   высоких социальных статусов на более низкие, так  и  понижение  социальных  статусов целой группы. Примером второй формы  нисходящей  мобильность  может  служить падение социального  статуса  группы  инженеров,  которая  некогда  занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение  статуса  политической партии, теряющей реальную власть по образному выражению П.Сорокина,  «первый случай упадка напоминает падение  человека  с  корабля;  второй  –  корабль, затонувший со всеми находящимися на  борту».  Для  наглядности  все  виды  и формы социальной мобильности приведены на рис.1.

 

 

Социальная мобильность

Горизонтальная                                                                         Вертикальная

Территориальная, религиозная, семейная и т.д.       Индивидуальная                     Групповая  

Восхождение           Снисхождение                                  Восхождение         Снисхождение 

Экономическое, политическое, профессиональное и т.д.           


              Рис.1. Типология социальной мобильности.


 

Для  того  чтобы понять, как происходит процесс восхождения,  важно  изучить,  каким образом отдельный индивид может  преодолеть  барьеры  и  границы  между  группами  и подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус.  Это  стремление достичь более высокого статуса обусловлено  мотивом  достижения,  который  в той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его  потребностью добиваться успехов и избегать  неудач  в  социальном  аспекте.  Актуализация этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится  к достижению высшей  социальной  позиции  или  к  тому,  чтобы  удержаться  на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от  многих причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе. Анализ  проблем, возникающих  при  реализации  мотива  достижения,   полезно   рассматривать, пользуясь терминами и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.

      Для того  чтобы достичь более высокого  статуса, индивид, находящийся   в группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры  между  группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную  на  преодоление  этих  барьеров  и расходующуюся на прохождения расстояния  между  статусами  более  высокой  и более  низкой  групп.  Энергия  индивида,  стремящегося  к  более   высокому статусу, находит выражение в  силе  F,  с  которой  он  пытается  преодолеть барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера  возможно  только  в том  случае,  если  сила,  с  которой  индивид  стремится  достичь  высокого статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив  силу,  с  которой  индивид стремится проникнуть в  верхний  слой,  можно  с  определенной  вероятностью предсказать  его  попадание  туда.   Вероятностный   характер   инфильтрации обусловлен  тем, что при оценке  процесса  следует учитывать   постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов,  в  том  числе их личностных отношений индивидов.

Информация о работе Контрольная работа по "Философия"