Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:36, контрольная работа
1.Философия, ее структура и функции,2.Природа и типология социальной мобильности
1. Философия, ее структура и функции……………………………………..2
1.1. Понятие философии………………………………………………2
1.2. Структура философии……………………………………………3
1.3. Функции философии……………………………………………...9
2. Природа и типология социальной мобильности………………………..13
2.1. Природа социальной мобильности…………………………….13
2.2. Типология социальной мобильности…………………………..16
3. Политические партии: понятие, признаки, функции, порядок формирования. Партийные системы……………………………………..20
3.1. Понятие и признаки политической партии…………………….20
3.2. Функции политической партии………………………………….23
3.3. Порядок формирования политической партии………………...27
3.4. Партийные системы……………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………….36
javascript:activate_paper(1442141)
Характеристики социальной мобильности.
Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, – должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.
Под интенсивностью
Часто возникает необходимость
рассмотреть процесс
3. Политические партии: понятие, признаки, функции, порядок формирования. Партийные системы.
3.1. Понятие и признаки
Неотъемлемой частью политической системы современного демократичного общества являются политические партии. Слово «партия» латинского происхождения и означает часть более крупной общности. Партия - это политическая общественная организация, которая за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории.
Каждая партия создавалась для защиты интересов определенных социальных групп. По этой причине партии, как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции - группы выдвигающие программы несколько отличные от общей, основной программы партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.
Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным. Организационно оформленные: в партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы. Организационно неоформленные: в партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а для того, что бы считаться членом такой партии достаточно, что бы за тебя проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата, то есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией. Наиболее известными примерами второго типа партий являются республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании.
Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжение длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах – ее электорат. Традиционной социальной базой социал-демократических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т.д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев. Примерно в середине 20 века ситуация изменилась. Крупные партии получают на выборах голоса избирателей, принадлежащих к различным группам населения. Так, за социал-демократов голосуют не только рабочие, но и служащие, интеллигенция, мелкие и средние собственники. Партии консервативной ориентации поддерживают рабочие и служащие, члены профсоюзов и предприниматели.
В программах партий
обычно подчеркивается их намерение
служить интересам различных
социальных групп, большинства граждан
всей страны. В практической политике
партии стремятся учитывать интересы
различных категорий избирателе
3.2. Функции политической партии.
Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
В рамках указанных функций возможно выделение более конкретных задач. Содержание, формы и методы осуществления одних и тех же функций могут отличаться у партий различных типов. Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.
Политические партии вынуждены решать в своей деятельности очень разнообразные задачи, поэтому и количество приписываемых им некоторыми политологами функций перевалило за десяток.
Во-первых это функции звена между правящими и управляемыми. Партия всегда выступает как канал передачи информации, циркулирующей “сверху вниз” и “снизу вверх”. Интенсивность этих двух информационных потоках может не совпадать. Скажем, в СССР при Сталине первый был исключительно мощным, второй почти иссяк. Но в условиях либеральной демократии не следует недооценивать значение партии в формировании общественного мнения. Другое дело, что здесь партия просто не может отвлечься от настроения рядовых членов и избирателей. Это позволяет партиям выражать социальные интересы.
Во-вторых, партии выполняют функции аккумулирования (снижения) и агрегирования социальных интересов. В обществе всегда существуют разнообразные и разнородные интересы, предпочтения, требования. Понятно, что трансформировать каждое из них в политическое решение невозможно, да и не нужно: это бы сделало политическую жизнь хаотической и непредсказуемой. Прежде всего, из совокупности интересов необходимо выделить наиболее социально значимые. Далее и эти “отборные” интересы необходимо увязать между собой, чтобы уже в виде последовательной программы поставить на политическую повестку дня. Этим и занимаются партии. Собственно, под аккумулированием интересов понимается объединение близких интересов различных людей, под агрегированием - их обобщение, превращение в конкретные политические требования.
Из функции
агрегирования интересов
В-третьих, важной функцией партий является постановка коллективных целей для всего общества. Было бы большим искажением истины считать, что партия способна преследовать лишь те цели, которые “носятся воздухе” и вытекают из обстоятельств повседневной жизни ее членов и сторонников. Ни в Китае, ни в России необходимость построения коммунизма не следовала из текущих интересов населения. Но, будучи сформулирована партией, эта цель воодушевила миллионы людей на реализацию программы радикального преобразования общества.
В-четвертых, партии занимаются рекрутированием властной элиты, и способствует ее политической социализации. Под рекрутированием следует понимать подбор кадров, как для самой партии, так и других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение кандидатов в представительные органы власти, исполнительный аппарат и бюрократию.
Наконец, партии имеют большое значение, выступая в качестве референтных групп, на которые индивид ориентирует поведение своих сторонников. Во многих странах люди, повинуясь семейным традициям и воспитанию, испытывают сильную эмоциональную приверженность той или иной партии.
Так же политические партии выполняют и внутрипартийные функции:
Все функции политической партии взаимозависимы. Роль каждой из них во многом определяется типом политической партии.
3.3. Порядок формирования
Порядок формирования политических партий рассмотрим на примере формирования политических партий в Республике Беларусь.
В качестве учредителей политической партии имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом.
Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.
Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу и должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь, создаваемые в порядке, установленном законодательством и уставом политической партии, в шестимесячный срок со дня государственной регистрации политической партии.
Учредители политической партии созывают учредительный съезд, на котором принимают решение о создании политической партии, принимают программу и избирают органы политической партии, утверждают ее название и устав. Думаю, следует подробнее рассмотреть понятие устава, так как он является основным учредительным документом политической партии.
Устав политической партии, должен быть открытым для всеобщего ознакомления и содержать: