Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:59, контрольная работа
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.
Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.
1. Структура философского значения…………………………………………...3
2. Антропоцентрический и гуманистический характер философии эпохи Возрождения………………………………………………………………………7
3. Природные, биологические и социальные предпосылки происхождения человека…………………………………………………………………………....9
4. Задача №1…………………………………………………………………...…11
5. Задача №2…………………………………………………………………...…13
6. Задача №3…………………………………………………………………...…14
Список литературы…………………………………………………………..…..17
2)- В чем, с вашей точки зрения, проявляется «национальный дух» русского народа?
Ответ:
1) В московском периоде многое хорошее существовало только в законе, а не на деле. Славянофилы крепко верили, что именно в древней Руси отношение между властью и народом покоилось на нормальных основах, на тесной взаимной нравственной связи. Конечно, они понимали, что их философия русского самодержавия не есть апология факта, теория исторически подлинного, всецело себя раскрывшего явления. Они сами считали, что это - лишь философия идеи, начала, внутренне заложенного в русскую жизнь, в качестве идеала, перед нею стоящего. Славянофилы не могли не сознавать, что их взгляду на государственный строй древней Руси недостает прочного научного обоснования. «Мы еще ничего не доказали, или очень немногое».
2) Я считаю, что национальный дух русского народа - та реальность, которую воспринимает большинство людей. Эта реальность принадлежит к базовым реалиям жизни, но её трудно определить. Однако она существует, и человечество уже тысячи лет пользуется такими понятиями в своих отношениях как дух, духовность, национальный дух и сила духа. Именно фундаментальность явления, которое именуется национальным духом, и не позволяет его строго формально определить. Но его действительность для людей призвано проявлять искусство. Русское искусство через народные песни, русскую иконопись, творчество классиков русской литературы и музыки и многое другое весьма успешно справляется с этой системной задачей.
6. Задача №3
Определите название философских течений в теории познания (гносеологии), выраженных в следующих положениях. В каких исторических типах философии они возникали?
а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах.
в) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя.
с) В познании решающую роль играют бессознательные, не подконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция, инстинкты, слепая вера, озарение и т.д.).
Ответ:
а) В познании решающую роль играют чувства. В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах. (Философия Нового времени.)
Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.
в) В познании решающую роль играет разум, показаниям органов чувств доверять нельзя. (Философия Нового времени.)
Рационализм – философский
метод и направление в
Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, – «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).
То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
- в мире существует
много вещей и явлений,
- зато абсолютно в любом
явлении, любой вещи можно
- следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
- сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, – мыслит;
- мыслить может реально существующий человек;
- следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
- поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно я существую».
с) В познании решающую роль играют бессознательные,
неподконтрольные разуму (противоразумные) факторы (интуиция,
инстинкты, слепая вера, озарение и т.д.). (Философия Нового времени.)
Иррационализм - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т.п.
Представителями этого направления были:
Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ, один из первых представителей иррационализма.
Дильтей Вильгельм (1833-1911) - немецкий историк культуры и философ.
Ницше Фридрих (1844-1900) - немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма.
Список литературы
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
2. Киреев Е.М. Методические рекомендации по теме «Структура научного знания». Воронеж, 2006. № 47-2006.-43 с.
3. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.- 274 с.
4. Мировая философия. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Издательство «Олма-Пресс» 2001.- 425 с.