Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:59, контрольная работа
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.
Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.
1. Структура философского значения…………………………………………...3
2. Антропоцентрический и гуманистический характер философии эпохи Возрождения………………………………………………………………………7
3. Природные, биологические и социальные предпосылки происхождения человека…………………………………………………………………………....9
4. Задача №1…………………………………………………………………...…11
5. Задача №2…………………………………………………………………...…13
6. Задача №3…………………………………………………………………...…14
Список литературы…………………………………………………………..…..17
Содержание
1. Структура философского значения…………………………………………...3
2. Антропоцентрический и
гуманистический характер
3. Природные, биологические
и социальные предпосылки
4. Задача №1…………………………………………………………………...
5. Задача №2…………………………………………………………………...
6. Задача №3…………………………………………………………………...
Список литературы…………………………………
1. Структура философского знания
Как любая развитая наука, философия имеет свою внутреннюю специализацию. Классическими разделами философии считаются онтология, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.
Структура философского знания относительна. Каждая философская система имеет собственную структуру. Между основными разделами философии ни в одной системе не существует жестких границ, их содержание пересекается, проблемы, изучаемые в одних разделах, рассматриваются и в других.
Важнейшим разделом философии является онтология (от греч. ontos - сущее и logos - слово, учение, наука) - учение о сущем, учение о бытии.
Онтология - это учение обо всем, что существует. Она изучает наиболее общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, пространство и время, прерывность и непрерывность, движение, изменение и т. д.
В составе онтологии выделяют свои подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества.
Такими подразделами являются философия природы, философская антропология, социальная философия
Философия природы, или натурфилософия (от лат. rtatura - природа) - древнейший раздел философии. Его предметом являются основные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира, она тесно связана с естественнонаучным знанием. Важнейшей философской проблемой изучения природы является вопрос о происхождении физического мира.
Философская антропология (от греч. anthropos - человек) - философское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформировалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы происхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом
Социальная философия (от лат. socium - общество) - наука об основных законах существования общества. Разделы социального знания, посвященные отдельным сторонам общественной жизни, содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности. Однако выделение общества в качестве самостоятельного объекта изучения произошло только в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему как совокупность взаимодействующих элементов и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социальной философии в различных философских теориях выступают понятия «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др.
Вторым основополагающим разделом философии выступает гносеология (от греч. Gnosis - знание) - учение о познании, теория познания.
Гносеология изучает сущность
и содержание процесса познания, исследует
взаимоотношения между
В современной гносеологии
выделяются такие ведущие отрасли,
как эпистемология и
Эпистемология (от греч. episteme - знание) - учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология существует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.
Науковедение - дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль относится к 60-м гг. XX в.
Следующим после онтологии и гносеологии ведущим разделом философии является логика (от греч. logos - слово, понятие, мысль, учение, наука) - наука о законах мышления. Логика изучает законы, формы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика зародилась в античный период.
Основным разделом логики является формальная логика - учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель.
Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математическая (символическая) логика, изучающая процессы мышления посредством их математического описания.
Онтология, гносеология и логика, изучающие существование, познание и мышление, представляют собой ядро, основу философского знания, являясь взаимосвязанными частями единого целого. Помимо этих основных разделов в состав философии входят и другие, так называемые периферийные (от лат. periphereia - отдаленный от центра, окружной) разделы: этика, эстетика, история философии.
Этика (от греч. ethos - обычай, характер) - учение о нравственности, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нравственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Этика возникла как практическое направление в античной философии, как учение о нормах человеческого поведения. В отличие от онтологии, изучающей то, что есть, этика рассуждает о том, как должно поступать, т. е. является нормативной дисциплиной. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.
В рамках этики выделяются этология - наука о нравственных нормах конкретных обществ и аксиология (от греч. axia - ценность) - учение о ценностях человеческой жизни.
Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственность) - учение о законах прекрасного. Эстетика, как и этика, является древнейшим разделом философии. Она изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев прекрасного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания.
История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы.
2. Антропоцентрический
и гуманистический характер
Гуманизм (воспитание и образование человека, способствующее его возвышению) исторически и типологически определил первый период развития философии Возрождения, став ядром нового гуманистического мировоззрения, которое в борьбе со схоластикой отвоевало право быть философией. Этот подход существенно изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого-теоретика. Сущность новой философии - антропоцентризм.
Антропоцентризм (от греч. antropos - человек, лат. centrium - центр) - мировоззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Это воззрение непосредственно смыкается с теологической доктриной о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и некой высшей целесообразности. В античной философии антропоцентризм формулировал Сократ и его последователи, видя высшее предназначение человека в обретении высшей добродетели. Антропоцентризм был характерен и для представителей патристики. В период господства средневековой схоластики центр мировоззрения сместился преимущественно на Бога, и появляется теория, согласно которой люди созданы вместо падших ангелов и должны занять их место. В эпоху Возрождения антропоцентристская проблематика занимает ведущее место в мировоззрении гуманистов. Они развивают учение о самостоятельном достоинстве человека, сотворенного ради него самого (Пико Делла Мирандола). Человек, с их точки зрения, обладает универсальными возможностями творить и самосовершенствоваться, обладает нравственной свободой выбора, либо реализовать эти возможности в земном бытие и обессмертить свое имя, поднявшись до уровня Бога, либо опуститься до уровня животного, так и не осуществив свою добродетель.
По мере того как в недрах феодализма постепенно развиваются товарно-денежные отношения и складываются зачатки капиталистического производства, назревает потребность в новом видении мира. Феодальные привилегии, сословные границы, как и многочисленные барьеры между феодальными королевствами и княжествами, обнаруживают свою несовместимость с развитием капиталистической промышленности и торговли. Освобождаясь от пут феодальных отношений, человек стремится к самоутверждению, к осознанию самого себя, к более верному пониманию своего места в мире.
С этим стремлением связана
новая эпоха культуры - эпоха европейского
Возрождения, или Ренессанса. Хотя философы
Ренессанса (14-17 вв.) и считали, что
просто возрождают интерес к античной
философии и науке, они, часто
того не видя, создавали новое мировоззрение.
Для христианства и средневековья
единственная творческая сила - бог. Зарождающийся
капитализм развивал инициативу и активность
личности, и мыслители Возрождения
ставили в центре мироздания человека,
подчеркивая, что именно человек
является главной фигурой и высшим
судьей всего разумного и
3. Природные, биологические
и социальные предпосылки
Научное исследование происхождения
человека стало возможным только
после появления эволюционной теории
возникновения новых видов
Становление вида Homo Sapiens
– антропогенез – тесно связано с развитием
общества – социогенезом. Один из наиболее
сложных вопросах – роль биологических
и социальных факторов в эволюционном
развитии человека. На первый взгляд, кажется,
что они отрицают друг друга: ведь естественный
отбор как биологический фактор антропогенеза
формировал организм человека для лучшего
приспособления к среде, труд же – это
социальное явление, ведущее в конечном
итоге к преобразованию среды ради удовлетворения
потребностей человека.
Однако
в процессе эволюции эти два мощных фактора
антропогенеза выступали в диалектическом
единстве: механизм естественного отбора,
проявлявшийся наиболее эффективно на
ранних этапах антропогенеза, формировал
и усиливал именно те особенности биологической
организации человека, которые наиболее
благоприятствовали дальнейшему прогрессу
трудовой деятельности и развитию общества.
В ходе процесса социализации человека
одновременно происходит и постепенное
«снятие», «самоустранение» формообразующей
роли естественного отбора. Антропогенез
завершился появлением Homo Sapiens, мозг которого
способен усвоить любую, самую сложную
социальную программу.
Реконструкция
ранних этапов социогенеза является значительно
более сложной задачей, чем воссоздание
картины физической эволюции человека,
поскольку здесь фактически отсутствуют
прямые данные. Обычно при этом используются
сугубо косвенная информация, заимствованная
из исторических и естественных наук.В
эволюции живых существ природа в различные
геологические эпохи уже не раз и не на
одном живом объекте использовала принцип
общественной организации как формы (способа)
биологического прогресса.Но самого высокого
развития форма общественной организации
достигла в процессе исторического становления
человечества.
Однако
общественный, стадный образ жизни обезьян,
проявляющийся в разнообразных и сложных
формах, являлся одной из важнейших биологических
предпосылок очеловечевания приматов.
Разумеется, нужна большая осторожность
при попытках распространения данных,
полученных в наблюдениях над современными
приматами, на древнейшее сообщество предков
человека.
Из ожесточённой борьбы с
опасностями человек вышел
4. Задача №1
Ряд философов высказывают мысль о том, что «….когда философия не овладает общественным сознанием, не превращается в форму реально-практической, творческой деятельности людей, когда она не опредмечивается в конкретном труде, то такая философия может быть чем угодно. Может быть удовольствием, интересным провождением времени. Но она не может быть тем, чем она должна быть.». ( Сорокин А. А. Философия-это форма самопоглощения человека в мире. // Философское познание: драматизм обновления. М, 1991. с. 179).
- Чем же должна быть философия и какую роль она призвана выполнять в обществе?
Ответ:
С давних времён, по крайней мере, с VI в. до н. э., когда, видимо, благодаря греческому мыслителю Пифагору появился термин «философия» (гр. Philosophia: pileo – люблю и sophia – мудрость), её сравнивают и отождествляют именно с любовью людей к мудрости и истинностью их знаний.
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить ото лжи?
Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло.
Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека.
Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности.
5. Задача №2
« Русь надо угадать» (А. С. Хомяков). « Все, что мы утверждаем о нашей истории, о нашем народе, об особенностях нашего прошедшего развития, все это угадано, а не выведено» (Ю. В. Самарин).
1)- Как вы понимаете данные высказывания русских философов?