Исследование представлений о человеке в эпоху средневековья и Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование представлений о человеке в эпоху средневековья и Нового времени. В этот период философская наука получила значительное дальнейшее развитие, и особенно разнообразными были взгляды на сущность человека и его и его место в природе. Проблема соотношения духовного и материалистического, проблема бога и человека в период значительного усиления влияния религии на все стороны жизни являются основными вопросами и предметом споров представителей философской науки того времени.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- Рассмотреть философские учения философов средневековья

- Рассмотреть философские учения философов Нового времени

- Сравнить философские подходы к изучению человека в эпоху средневековья и в эпоху Нового времени

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Учения о человеке с точки зрения средневековых философов………...4
Философия Августина Блаженного…………………………………..4
Философия Фомы Аквинского………………………………………..7

2. Философский подход к изучению человека в трудах философов Нового времени……………………..………..…..…………………………………...11

2.1 Философия Рене Декарта…………………………………………….11

2.2 Философия А.П.Гольбаха……………………………………………14

3. Сравнительный анализ проблемы изучения человека в философии эпохи средневековья и Нового времени…..………………….....................23

Заключение…………………………………………………………………..27

Список литературы………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Человек и его потребности 1.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

          На вопрос, что такое человек, средневековые мыслители давали определение, что человек является частью мирового порядка, установленного богом. А представление о человеке в системе христианского мировоззрения сводится к существу, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное, как существо промежуточное между ангелами и животными (Фома Аквинский), т.е. человек в Средние века рассматривается как «образ и подобие бога». Но согласно этой точке зрения в реальности человек внутренне раздвоен вследствие своего грехопадения. Поскольку каждый человек изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной благодати. В социальном плане в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом  ничтожным по отношению к Богу. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к Богу и приобрести спасение в день страшного суда. Поэтому вся драма человеческой истории выражается в парадигме: грехопадение – искупление. И каждый человек призван реализовать это сам, соизмеряя свои поступки с Богом.

      В Новое время человек не перестает быть в центре внимания философии, но интерес к нему в значительной мере увязывается с его включенностью в общественные отношения. Однако изначально и в первую очередь в Новое время человек рассматривался как познающий субъект. Декарт, например, усматривал сущность человека, его специфическую особенность в разуме, в способности мыслить. И этот интерес к познавательным возможностям возрос настолько, что в значительной мере затмил самого человека, живая целостность которого, таким образом, оказалась нарушенной. Наиболее ярко это представлено у П.А.Гольбаха, который под влиянием внушительных достижений в области естествознания и механики механистически истолковывал человека, отождествив его душу с сознанием, а тело – с автоматом, машиной. 

      Гольбах решительно отвергал религию, потребности  человека в вере,  заложенной в самой человеческой природе и дающей каждому человеку право на душевный покой и утешение. К прогрессивным моментам в учении Гольбаха и других материалистов нужно отнести предложение продолжить изучение непознанных законов природы, а не приписывать их чудесному и сверхъестественному.  

     В заключение можно сказать, что,  несмотря на большое разнообразие взглядов, зачастую противоположных, труды философов эпохи Средневековья и Нового времени оказали огромное влияние не дальнейшее развитие представлений о человеке, на последующее развитие  философии и науки. 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

  1. Коноплева Н.А. Сервисология. – Владивосток: ВГУЭС, 2005. – 176с.
  2. Орлов С.В. Человек и его потребности. – СПб: Питер, 2006. – 184с.
  3. Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. Введение в философию. Ч2. – М.:Политиздат, 1989. – 639с.
  4. http://www.philosophy.ru/edu/ref/blin/d.html
  5. http://taina.aib.ru/biography/rene-dekart.htm
  6. http://christianity.shu.ru/Texts/augustine/about.htm
  7. http://filosbank.narod.ru/_sistemaprirody.htm
  8. http://www.big-library.info/?act=read&book=10099&page=6

Информация о работе Исследование представлений о человеке в эпоху средневековья и Нового времени