Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование представлений о человеке в эпоху средневековья и Нового времени. В этот период философская наука получила значительное дальнейшее развитие, и особенно разнообразными были взгляды на сущность человека и его и его место в природе. Проблема соотношения духовного и материалистического, проблема бога и человека в период значительного усиления влияния религии на все стороны жизни являются основными вопросами и предметом споров представителей философской науки того времени.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Рассмотреть философские учения философов средневековья
- Рассмотреть философские учения философов Нового времени
- Сравнить философские подходы к изучению человека в эпоху средневековья и в эпоху Нового времени
Введение……………………………………………………………………….3
Учения о человеке с точки зрения средневековых философов………...4
Философия Августина Блаженного…………………………………..4
Философия Фомы Аквинского………………………………………..7
2. Философский подход к изучению человека в трудах философов Нового времени……………………..………..…..…………………………………...11
2.1 Философия Рене Декарта…………………………………………….11
2.2 Философия А.П.Гольбаха……………………………………………14
3. Сравнительный анализ проблемы изучения человека в философии эпохи средневековья и Нового времени…..………………….....................23
Заключение…………………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………………….29
На вопрос, что такое человек, средневековые мыслители давали определение, что человек является частью мирового порядка, установленного богом. А представление о человеке в системе христианского мировоззрения сводится к существу, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное, как существо промежуточное между ангелами и животными (Фома Аквинский), т.е. человек в Средние века рассматривается как «образ и подобие бога». Но согласно этой точке зрения в реальности человек внутренне раздвоен вследствие своего грехопадения. Поскольку каждый человек изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной благодати. В социальном плане в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом ничтожным по отношению к Богу. Главная задача для человека состоит в том, чтобы приобщиться к Богу и приобрести спасение в день страшного суда. Поэтому вся драма человеческой истории выражается в парадигме: грехопадение – искупление. И каждый человек призван реализовать это сам, соизмеряя свои поступки с Богом.
В Новое время человек не перестает быть в центре внимания философии, но интерес к нему в значительной мере увязывается с его включенностью в общественные отношения. Однако изначально и в первую очередь в Новое время человек рассматривался как познающий субъект. Декарт, например, усматривал сущность человека, его специфическую особенность в разуме, в способности мыслить. И этот интерес к познавательным возможностям возрос настолько, что в значительной мере затмил самого человека, живая целостность которого, таким образом, оказалась нарушенной. Наиболее ярко это представлено у П.А.Гольбаха, который под влиянием внушительных достижений в области естествознания и механики механистически истолковывал человека, отождествив его душу с сознанием, а тело – с автоматом, машиной.
Гольбах решительно отвергал религию, потребности человека в вере, заложенной в самой человеческой природе и дающей каждому человеку право на душевный покой и утешение. К прогрессивным моментам в учении Гольбаха и других материалистов нужно отнести предложение продолжить изучение непознанных законов природы, а не приписывать их чудесному и сверхъестественному.
В
заключение можно сказать, что, несмотря
на большое разнообразие взглядов, зачастую
противоположных, труды философов эпохи
Средневековья и Нового времени оказали
огромное влияние не дальнейшее развитие
представлений о человеке, на последующее
развитие философии и науки.
Список
литературы
Информация о работе Исследование представлений о человеке в эпоху средневековья и Нового времени