Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование представлений о человеке в эпоху средневековья и Нового времени. В этот период философская наука получила значительное дальнейшее развитие, и особенно разнообразными были взгляды на сущность человека и его и его место в природе. Проблема соотношения духовного и материалистического, проблема бога и человека в период значительного усиления влияния религии на все стороны жизни являются основными вопросами и предметом споров представителей философской науки того времени.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Рассмотреть философские учения философов средневековья
- Рассмотреть философские учения философов Нового времени
- Сравнить философские подходы к изучению человека в эпоху средневековья и в эпоху Нового времени
Введение……………………………………………………………………….3
Учения о человеке с точки зрения средневековых философов………...4
Философия Августина Блаженного…………………………………..4
Философия Фомы Аквинского………………………………………..7
2. Философский подход к изучению человека в трудах философов Нового времени……………………..………..…..…………………………………...11
2.1 Философия Рене Декарта…………………………………………….11
2.2 Философия А.П.Гольбаха……………………………………………14
3. Сравнительный анализ проблемы изучения человека в философии эпохи средневековья и Нового времени…..………………….....................23
Заключение…………………………………………………………………..27
Список литературы………………………………………………………….29
Из данной главы видно, что учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается в XX веке под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.
2. Философский подход к изучению человека в трудах философов Нового времени
2.1 Философия
Рене Декарта
Рене Декарт (1596-1650) - основоположник современной западной философии, как это признается многими исследователями истории философии[4].
Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика. Он писал в "Началах философии": "Вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец" [4].
Декарт отбрасывает бесплодность умозрительной школьной философии и противопоставляет ей такую практическую философию, при помощи которой, зная силу и действия огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других окружающих нас тел, мы могли бы точным способом использовать их для разных целей и сделать хозяевами и господами природы. Практический метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого всегда выступала математика. Он считает, что все науки должны быть подчинены математике: она должна иметь статус "всеобщей математики, ибо содержит в себе все то, благодаря чему другие называются частями математики". Это означало, что познание природы представляет собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически. Декарт связывал научное мышление с философскими принципами и стремился подвести под эту связь рациональную основу, пытаясь обосновать основные исходные установки философии. Поэтому он считается основоположником современной западной философии[4].
Декарт стремился построить научное знание в систематическом виде, а это возможно только, если оно будет воздвигнуто на очевидном и достоверном утверждении[4].
«Сомневаюсь, следовательно
Признание несомненным тезиса о собственном существовании не означает, однако, что Декарт считает вообще невозможным несуществование души: она не может не существовать, лишь пока мыслит. В остальном же душа — случайная вещь, т. е. может как быть, так и не быть, ибо она несовершенна. Все случайные вещи черпают свое бытие извне. Р. Декарт утверждает, что душа ежесекундно поддерживается в своем существовании Богом. Тем не менее ее можно назвать субстанцией, так как она может существовать отдельно от тела. Впрочем, на деле душа и тело тесно взаимодействуют. Однако принципиальная независимость души от тела является для Декарта залогом вероятного бессмертия души[5].
Если для Бэкона исходная достоверность состояла в том, чтобы опираться на чувственное познание, опыт, то Декарт как рационалист не удовлетворяется этим, так как понимает, что чувства могут обманывать человека и что на них опираться никак нельзя. Он также полагал, что нельзя доверяться авторитетам, так как возникает вопрос о том, откуда возникает достоверность авторитетов. Декарту необходимо такое основание, которое не вызывает никакого сомнения. Он пишет, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно сомневаться, то можно предположить, что нет Бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо это неестественно считать, что то, что мыслит, не существует. А потому тот факт, который выражается словами: "Я мыслю, следовательно, существую", является самым достовернейшим для тех, кто правильно философствует. "Cogito" Декарта тесным образом связано с развитием прежде всего математики, естествознания. Декарт писал, что лишь арифметика и геометрия содержат нечто достоверное и несомненное. И во сне и наяву, говорит Декарт, два плюс три всегда равняется пяти, а прямоугольник имеет не больше четырех сторон. Невозможно, чтобы такие очевидные истины подвергались сомнению[4].
Механицизм Декарта проявился во всех других областях исследования, в частности, в объяснении характера деятельности растительных и в особенности животных организмов. Он явился предшественником открытия безусловных ответных реакций организма, задолго как эта теория была разработана И.П. Павловым[4].
У философа во взглядах на человека прослеживается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние[2].
Одним из проявлений механистического подхода к человеку явилось учение Декарта о страстях. Он рассматривает страсти, которыми обладает человеческий организм, больше с физиологической точки зрения, считая, что страсти отражают те или иные действия человеческого тела. Все многообразие человеческих страстей он свел к шести основным: удивлению, любви, ненависти, желанию, радости, печали[4].
Рационализм Декарта проявлялся также в рассмотрении человека как разумного существа, которого отличают прежде всего целесообразная деятельность и речь. Решая психофизиологическую проблему соотношения духовного и телесного, Декарт признавал независимость первого от второго. Для Декарта мыслительное, интеллектуальное является единственно истинным, начальным и преобладающим. Однако Декарт все не признает, что материальная и духовная субстанции могут повлиять на направление течения процессов в противоположной субстанции. Более того, Декарт пытался определить центр сосредоточения этой связи чисто механически, а именно: в шишковидной железе мозга[4].
Декарт
признавал существование у
Познание,
по Декарту, освещено светом разума, а
заблуждение возникает
Исходя
из вышесказанного, роль Декарта и его
философии трудно переоценить. Декарт
оказал громадное влияние на последующую
науку и философию. Европейские мыслители
восприняли от него призывы к созданию
философии как точной науки (Б. Спиноза),
к построению метафизики на базе учения
о душе (Дж. Локк, Д. Юм). Декарт активизировал
и теологические споры в вопросе о возможности
доказательств бытия Бога.
2.2 Философия
П.А.Гольбаха
Поль Анри Гольбах (1723 – 1789) относился к французским философам – материалистам. Он родился в Германии в семье барона и унаследовал от него огромное состояние. Установлению материалистических взглядов у молодого философа способствовали занятия естествознанием, что также привело его к антирелигиозной критике, в которой ему трудно найти равных[7].
Гольбах не был первопроходцем в идеях материализма и атеизма, но он внес огромный вклад в мировую философию тем, что сумел объединить в единую систему сложившиеся к тому времени просветительские и материалистические представления, изложив их простым и доступным языком в своей «Системе природы»[7].
В первой части этого произведения Гольбах дает материалистическое обоснование природе, всем ее процессам, созданиям, человеку и всей его жизни и деятельности. Он утверждает мысль о том, что именно природа является единственной и неоспоримой субстанцией, а человек – это порождение природы, полностью зависящее от ее законов. Философ советует людям не выдумывать высших, сверхъестественных существ вне материи, а подчиниться силе природы и изучать ее закономерности, чтобы таким путем достигнуть счастья. Он отвергает деление человека на человека физического и духовного, а видит в духовности лишь специфическое выражение физической организации. Гольбах уверен в то, что мы можем познать законы природы с помощью наших чувств и опытов. Он представляет природу как бесконечное множество причин и следствий, при этом одни из причин непосредственно затрагивают наши чувства и поэтому известны нам, другие же – действуют на нас косвенно, через следствия, поэтому мы их не знаем. Гольбах отмечает, что природа состоит из разных существ, которые в свою очередь состоят из разнообразных комбинаций веществ, создающих индивидуальные сущности природных организмов, которые отличаются друг от друга и действуют в соответствии со своим строением. То есть, по Гольбаху, сущность какого – либо существа – это его индивидуальная, частная природа. Вторую главу Гольбах посвятил движению и его происхождению. В движении философ видит неотъемлемое и постоянное свойство материи, которое заключается в том, что тела изменяют свое местоположение в пространстве и за счет этого совершаются различные отношения между существами. «Причина – это существо, приводящее в движение другое существо или производящее какое – либо изменение в нем. Следствие – это изменение, произведенное каким – нибудь телом в другом теле при помощи движения». Гольбах классифицирует виды движений. Он делит их на видимые и скрытые (неуловимые, внутренние), которые мы не можем непосредственно наблюдать, а узнаем о них только по результату, последствиям этих движений. К такому роду движений французский материалист относил и умственные способности, мысли, страсти и желания человека. Кроме того, Гольбах различает приобретенные и самопроизвольные движения. Приобретенными он называет такие движения, которые были сообщены телу посторонней причиной или силой, находящейся вне его. Самопроизвольные же движения зависят от самого тела, его энергии, причины, находящейся в нем самом. Существует у Гольбаха также деление на простые и сложные движения. Простые движения – это те, которые были вызваны одной причиной или силой, сложные – вызванные несколькими причинами и силами. Все движения тел Гольбах считает закономерными и необходимыми. «Всякое существо может действовать и двигаться только определенным образом, то есть согласно законам, зависящим от его собственной сущности, его собственного сочетания и собственной природы, одним словом, от собственной энергии и от энергии тел, воздействующих на него. В этом и заключаются неизменные законы движения». Гольбах отмечает, что во вселенной постоянно все находится в движении, и это движение является необходимым способом существования материи, который осуществляется за счет ее энергии и присущих ей сил и порождает все разнообразие ее созданий[7].
Гольбах
обращает внимание на привычку людей приписывать
сверхъестественные, чудесные свойства
тем явлениям, причины которых не известны.
Философ критикует эту привычку, предлагает
признать неопознанность многих законов
природы и продолжать их изучение. Гольбах
выделяет такие законы движения, как притяжение
и отталкивание, симпатия и антипатия,
сродство или отношение. По его мнению,
существовать – это значит испытывать
движения, свойственные данной определенной
сущности. А сохраняться – это значит
сообщать и получать движения, из которых
вытекает поддержание существования,
это значит привлекать вещества, способные
укрепить собственное существо, и удалять
те, которые могут ослабить его или повредить
ему. Следовательно, все существа стремятся
сохраниться, каждое на свой лад. В частности,
человек стремится доставить себе удовольствие
и избежать страданий. Стремление к сохранению
Гольбах вслед за физиками назвал тяготением
к себе (по Ньютону, это – инерция)[7].
Возвращаясь к теме деления человека
на физического и духовного, Гольбах разрушает
представления о двойственной сущности
человека, отвергая выделение в нем двух
субстанций – тела и души, а также вытекающие
из этого физические и духовные свойства.
Он множество раз повторяет, что человек
является материальным существом, которому
присуща особая организация, позволяющая
ему чувствовать и мыслить, и что он действует
так или иначе вследствие заложенных в
нем природой особых сочетаний веществ.
Гольбах уподобляет человека всем остальным
продуктам природы, отличающихся от него
по строению, но сходных с ним в подчинении
законам природы. Признавая, что нам мало
что известно о происхождении человека,
Гольбах заключает, что человек – лишь
особым образом сложенная материя, форма
которой постоянно меняется. Этим философ
буквально убивает надежды на продолжительность
и бесконечность человеческого рода, на
исключительность и привилегированность
человека в системе природы. Отрицая мысли
о божестве и творении, Гольбах умозаключает,
что человек – ничто иное, как один из
бесконечных переходных этапов постоянно
изменяющейся материи.
В главе, специально посвященной душе
и системе спиритуализма, Гольбах доказывает,
что не может существовать лишенная протяженности,
невидимая, неуловимая чувствами субстанция,
которая влияла бы на наши органы и могла
бы сообщать и принимать движения. Ведь
если что – либо способно изменять свое
отношение к пространству, то оно должно
обладать и различными физическими свойствами,
такими, как протяженность, твердость,
наличие частей. А если у какой – либо
субстанции присутствуют эти характеристики,
то она непременно является материей.
Феномен души человека Гольбах объясняет
с помощью нервных процессов, происходящих
в человеческом мозге. Они также зависят
от особого человеческого строения, человеческой
природы, тоже являются необходимыми действиями.
Таким образом, благодаря мозгу, внутри
человека происходят разнообразные движения,
называемые умственными способностями.
Гольбах описывает разнообразие умственных
способностей и нравственных качеств
у людей. Он различает людей на добрых
и злых, добродетельных и порочных, ученых
и невежд. При этом философ подчеркивает,
что все эти способности, которые обычно
приписывают душе, зависят от физических
причин, как и все остальные явления. Он
исследует понятие темперамента, как причину
умственных и нравственных свойств человека.
Темпераментом человека Гольбах называет
обычное состояние, в котором находятся
жидкие и твердые составные части его
тела. «Темпераменты изменяются в зависимости
от элементов или веществ, преобладающих
в каждом индивиде, и от различных сочетаний
и модификаций этих разнообразных веществ
в его организме. Так, у одних преобладает
кровь, у других желчь, у третьих флегма
и т.д.» Предпочтительным является такой
темперамент, в котором главенствует огненное
начало (флогистон), которое придает человеку
больше живости, энергии, чувствительности,
воображения и таланта. Источником, определяющим
наш темперамент, является наша мать, от
которой нам передается частица ее огня,
а также наши способности зависят от пищи,
климата, воздуха, то есть от материальных
причин. Гольбах выделяет несколько основных
склонностей человека и объясняет их с
точки зрения материализма. Чувствительность
души философ определяет как особое строение
мозга, позволяющее быстро и живо воспринимать
производимые на нас предметами впечатления.
Физическая чувствительность влечет за
собой ум. Под умом Гольбах понимал способность
быстро схватывать совокупность предметов
и разные их взаимоотношения отношения.
А гениальность – это быстрое схватывание
труднодоступных и обширных предметов
и связей между ними. Гольбах придает большое
значение опыту. От него зависит знание,
которое заключается в том, чтобы на основании
точных и повторных опытов увериться в
наших идеях по поводу предметов и их действий
на нас. Благодаря опыту и памяти мы можем
понимать аналогии, сходства, причинно
– следственные связи и, в результате
этого, можем предвидеть многие действия.
Из этого возникают такие качества, как
благоразумие, предусмотрительность.
Разумом Гольбах называет нашу «способность
производить опыты, вспоминать и предвидеть
действия, чтобы устранить те из них, которые
могут вредить нам, или доставить себе
те, которые полезны для нашего самосохранения
и нашего счастья». Целью человеческого
существования Гольбах считает счастье,
с чем трудно не согласиться. Благодаря
разуму человек понимает, что для его счастья
необходимо счастье окружающих его людей,
так как они своими способностями могут
помочь ему его добиться. Поэтому возникает
потребность в добродетели, под которой
философ подразумевает все то, что поистине
и постоянно полезно живущим в обществе
людям. Следовательно, порок – это то,
что вредно для людей. Из этого можно сделать
вывод, что нравственная обязанность человека
состоит в необходимости использовать
средства, способные сделать счастливыми
окружающие нас существа, чтобы побудить
их сделать счастливыми нас самих[7].
Информация о работе Исследование представлений о человеке в эпоху средневековья и Нового времени