Эпоха Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 23:20, реферат

Краткое описание

Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.
Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции. Одна из них - социальная статика - раскрывает взаимоотношения между социальными институтами.

Файлы: 1 файл

Конт.docx

— 22.13 Кб (Скачать)
 

  Эпоха Нового времени

      Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.

      Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции. Одна из них - социальная статика - раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. Согласно Конту, в обществе, как и в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большей мере присуща стабильность, Конт проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно, так как она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур.

1. Социологический  проект О.Конта

Огюст Конт (1798--1857) -- мыслитель, чей вклад в науку  отнюдь не ограничен введением термина «социология».

      По замыслу Конта, социология должна была венчать все здание наук, как естественных, так и наук о человеке. Конт считал, что социология должна делиться на два раздела: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была изучать устройство общества, т.е. устойчивый аспект бытия общества. Социальная динамика Должна была изучать процесс социальных изменений. В области социальной динамики Конт сформулировал свой хрестоматийный «закон трех стадий» развития человеческого общества. Конт был сторонником идеи прогресса, он считал, что по ходу истории человеческое общество совершенствуется. Основным, фактором развития общества является развитие человеческого разума, и три стадии развития общества являются, в сущности, тремя стадиями развития разума: теологической, метафизической и позитивной.

На теологической  стадии несовершенный человеческий разум еще не в силах объяснить  происходящие в мире явления и  прибегает к помощи фантастических образов. На этой стадии над умами  людей господствует религия. На метафизической стадии человек объясняет мир, создавая сложные абстрактные теоретические  построения (философия). Позитивная стадия ознаменована переходом человеческого  разума к истинному типу познания мира -- научному. Человек не старается придумать всеобъемлющие объяснения мировых явлений, но кропотливо собирает факты и устанавливает закономерности, позволяющие познать реальную природу явлений окружающего мира. Однако, считая теологическую стадию развития мысли преодоленной, Конт не отказался от религии вообще. Напротив, он решил создать свою, истинную религию, объектом поклонения которой было человечество -- «Великое Существо», -- по отношению к которому отдельный человек -- лишь незначительная часть. «Великое Существо» включало все бывшие и будущие поколения. Эта новая религия должна была обеспечить духовное единство общества.

Более важным в  свете последующего развития социологии было проведенное Контом разделение двух типов общества: военного, более  примитивного, и промышленного, индустриального, которое складывалось как раз  в эпоху Конта. Характерными чертами  индустриального общества, по Конту, является появление крупного промышленного  производства, научной организации  этого производства, формирование нового слоя общества -- рабочих, занятых в промышленности, возникновение противоречий между рабочими и предпринимателями. Конт считал, что в Дальнейшем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленной продукции приведет к материальному благополучию населения.

Большое значение в своем исследовании общества Конт придавал морали и нравственности. Так, он полагал, что высшие классы общества должны проникнуться чувством долга и ответственности, соответствующими их положению в обществе, и поддерживать в обществе социальную гармонию.

Вообще, прогресс в обществе, по мнению Конта, даже развитие промышленности, более зависят от моральных добродетелей, нежели, например, от политики.

О. Конт считал, что историческая логика развития науки  состоит в переходе к наукам более  высокого порядка, каждая из которых  имеет предшествующей необходимую  предпосылку: математика -» астрономия -» физика --» химия --» биология --» социология. Позитивистская доктрина, отстаиваемая Контом, была направлена против умозрительного теоретизирования социальной философии и философии истории, на создание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучные теории, основанные на фактах в их связи, изучаемых методами наблюдения, сравнения, эксперимента, точного измерения. Позитивисты рассматривали общество как эволюционизирующий социальный организм, законы которого имели общность с природными.  

Основные  концепции позитивистской социологии Конта

Конт полагал, что с помощью науки можно  познать скрытые законы, управляющие  всеми обществами. Такой подход он назвал сначала социальной физикой, а затем социологией (т.е. наукой об обществе). Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. По Конту, такой подход; часто называемый позитивизмом, обеспечит  практическую основу для нового, более  устойчивого общественного порядка.

Конт относится  отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Категория «позитивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении.

Что же такое  «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:

1) реальное в противовес химерическому:

2) полезное в  противовес негодному;

3) достоверное в противовес сомнительному;

4) точное в противовес смутному;

5) организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям  Конт добавляет такие черты позитивного  мышления, как тенденция всюду  заменять абсолютное относительным.

Место позитивного  мышления в системе Конта можно  понять только в связи с его  знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который  он считал своим главным открытием.

Согласно этому  закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем  развитии неизбежно и последовательно  проходят три стадии.

1) На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм.

2) На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций.

3) Основной признак  позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов.

Согласно закону трех стадий, все науки и все  общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов, а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.

Заключение

Контовская социология является положительной наукой, подобной естественным наукам. Огюст Конт может считаться основателем социологии, поскольку он не только занялся изучением общества и социальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой для будущей академической институционализации социологии как отдельной науки.

Две идеи, берущие  начало в работах О. Конта, четко  просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных методов  для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления  социальных реформ.


Информация о работе Эпоха Нового времени