Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 04:21, реферат
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе
Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, он был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.
Введение…………………………………………………..3-4
1. Основная часть…………………………………………4
1.1 Гегель о праве…………………………………………4-9
1.2 Гегель о государстве………………………………….9-14
Заключение………………………………………………..15-16
Список используемой литературы……………………….17
Договор зависит от произвола особенной воли, воли отдельного собственника. Достигнутая в договоре путём соглашения тождественная воля обоих собственников есть лишь общая воля, но не в себе и для себя сущая воля, не всеобщая воля.
Предметом договора могут быть лишь только единичные вещи, ибо только отчуждение их подчинено голому произволу отдельного собственника.
Гегель отвергает договорную теорию государства: «Привнесение договорного отношения, также как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности».
Преступление
есть такая неправда, которую человек
насильственно и открыто ставит
на место «права в себе». В связи
с этим Гегель писал, что вор не
создает внешней видимости
Согласно этому наказание является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание, по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали.
На этой ступени, когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит лишь в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.
Абстрактное
право и мораль являются двумя
односторонними моментами, которые
приобретают свою действительность
и конкретность в нравственности,
когда понятие свободы
1.2 Гегель о государстве
Гегель различает гражданское общество и государство
Гегель
изображает гражданское общество как
раздираемое противоречивыми
Существуя
как система потребностей, основанная
на частной собственности и
В структуре гражданского общества существует три сословия:
1.
Субстанциальное (
2. Промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3. Всеобщее (чиновники).
Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом. Только человек, принадлежащий к определённому сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.
Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории философии была сама постановка проблемы о ней.
В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация «чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает «бесконечный рост зависимости и нужды».
К сфере гражданского общества Гегель относит также правосудие и полицию, поскольку на эти институты возлагается задача защиты собственности. Гегель высказывается за публичное оглашение законов, публичное судопроизводство и суд присяжных.
«Гражданское общество создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право». Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.
Вместе с тем, Гегель отмечает, что в гражданском обществе регулирование отношений происходит не разумно, а случайно. Для преодоления противоречий гражданского общества необходимо государство.
Идея государства, по Гегелю, распадается на три элемента:
1.
Индивидуальное государство (
2.
Государство в отношениях с
другими государствами (
3.
Государство во всемирной
Развитое
до своего понятия индивидуальное государство
представляет собой основанную на разделении
властей конституционную
Тремя различными властями являются: законодательная власть, правительственная власть и власть монарха. Гегель критикует противопоставление различных властей друг другу, считая, что они должны составлять органически единую систему, на которой основывается государственный суверенитет.
«Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает».
Государство для Гегеля есть нечто «в себе и для себя разумное в государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего ей права». Поэтому государство, по учению Гегеля, есть самоцель.
Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно есть объективный дух. Отдельная личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет идеям французской революции.
Гегель обосновывает разумность существующего государства для того, чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - «пустым мнением».
Государство
Гегель рассматривает как
Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстаёт как правовое государство. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.
Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идёт не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе - свободе государственно-организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.
Гегель критикует идею народного суверенитета. По его мнению, суверенитет должен принадлежать наследственному монарху.
Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию.
Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.
Законодательная власть - это власть определять и устанавливать всеобщее. Она представлена двух палатным парламентом. Здесь Гегель высказывается за свободу печати и публичность прений в палатах.
Правительственная власть (в т. ч. и судебная) - это власть подводить особенное под всеобщее. Правительственная власть должна руководствоваться законами и волей монарха.
Поясняя характер компетенции монарха, Гегель отмечает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное «я хочу».
Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.
В
условиях полуфеодальной Германии философ
занимал исторически
Высший
момент идеи государства, по Гегелю, представляет
собой идеальность
По мнению Гегеля «нравственный момент войны не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность».
Суверенитет государства - это абсолютная власть всеобщего над частным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Индивидуальные государства относятся друг к другу как самостоятельные и свободные. Их взаимоотношения устанавливаются на договорной, правовой основе.
Вместе с тем, Гегель критикует кантовскую идею вечного мира и считает, что одним из средств разрешения межгосударственных споров является война.
Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права.
Международное право - это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование.
Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между государствами.
Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчёркивает Гегель, может быть решён лишь войной. Вместе с тем, даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира.
Гегелевская концепция «разумного государства» в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии.
Гегель
восхваляет государство как идею,
(есть действительность) права, как
правовое государство, как такую
организацию свободы, в которой
механизм насилия и аппарат
В
этом радикальное отличие как
обычных этатистов, возвышающих
государство над правом, отвергающих
всякое правовое ограничение государственной
власти и саму идею правового государства,
от тоталитаристов всякого толка, которые
видят в организованном государстве и
правопорядке лишь препятствие для политического
механизма террора.