Творчество Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:42, доклад

Краткое описание

Философская система делится Гегелем на три части: логика философия природы философия духа Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Однако откуда Гегель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказательств.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 33.97 Кб (Скачать)

                                                Биография Гегеля.

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 году в городе Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, 1788 году был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 года работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 года преподавал в Ненском университете. С 1816 года Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818  года - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.

     Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

    Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

     Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не менее объективно, чем сущность.

    В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

   Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом, система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

    Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.

    В данной работе основные вопросы Гегелевской философии о государстве и

 праве.

                             Философская система Гегеля

   Философская система делится Гегелем на три части: логика философия природы философия духа Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Однако откуда Гегель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказательств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не из священных книг, я из великой книги самой природы и общественного развития. Поэтому самая, казалось бы, мистическая часть его философии – логика – опирается на огромный естественнонаучный, исторический материал, который был в распоряжении энциклопедически образованного мыслителя. «Мыслями Бога» оказываются наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе всего стоит к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый и поставленный с ног на голову материализм. Дело разумеется нельзя сводить к простому «переворачиванию». Между диалектикой Гегеля и материалистической диалектикой имеются существенные различия. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают, поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей – это одно и то же.

                  Человек как субъект духовной деятельности, который создает мир культуры.

    Термин «антропология» применяется Г. Гегелем в узком значении, как учение о «природном, или непосредственном духе»: «Первое, с чем имеет дело антропология, есть качественно определенная и своим природным определением привязанная душа. Сюда относятся, например, расовые различия». Антропология, по Г. Гегелю, изучает душевные свойства, порожденные природными факторами, такими, как особенности географии мест проживания, климат, расовые и этнические различия. Эти факторы определяют некоторую первичную основу духовного начала в человеке, они существенно влияют на характер людей. С учетом их влияния Г. Гегель, например, определяет отличительные черты национального характера итальянцев, испанцев, французов, англичан, немцев. Понимаемая так, антропология близка к тому, что в наши дни принято называть «этнографией», «этнологией» (а иногда сохраняется прежнее название, принятое во времена Г. Гегеля, - «антропология»). Однако было бы ошибочным считать только эту часть учения Г. Гегеля учением о человеке: вся его философская система является в определенном смысле философской антропологией. Дело прежде всего в том, что он рассматривает человека как существо душевно-духовное. Душа - начальная стадия восхождения к духу - см. ранее.) Дух же, во всех его разнообразных проявлениях, является для Г. Гегеля основным предметом философии. Изучая дух, философия познает человека. Она превращается в самопознание человека. Характерна в этом смысле гегелевская трактовка древнего изречения, хорошо известного Сократу: «Познай самого себя - эта абсолютная заповедь не имеет значения только самопознания, направленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значения познания того, что подлинно в человеке... - познания самой сущности как духа».

    Таким образом, сущность человека, согласно Г. Гегелю, не сводится ни к природному, ни к чисто социальному началу. Он продолжает традицию, основанную еще Сократом. В составе человеческого существования выделяется то, что можно назвать собственно человеческим. Собственно человеческое сверхприродно, поэтому позиция Г. Гегеля в вопросе о человеке может быть охарактеризована как супранатурализм. Сверхприродное в человеке - божественного происхождения. Философия Гегеля стремится постигнуть смысл человеческой жизни. Она утверждает, что смысл человеческого бытия в свободе. Жизненный путь человека есть путь самоосвобождения духа. Сущность свободы в самоопределении. Человек должен пройти путь духовного самоопределения. Поэтому свобода есть творение человеком самого себя, своего духа. Это творение развивается во взаимодействии и противоборстве с внешним миром, который предстает как инобытие, первоначально чуждое и враждебное человеку.

    Итак, смысл человеческой жизни в свободе и самоосвобождении. Этот смысл по своему существу не внешняя норма, он не предстоит человеку извне. Смысл человеческой жизни сокрыт в глубине человеческого духа, в качестве духовного начала, работающего над своим осуществлением. Это значит, что человеческий дух, даже когда не свободен, сохраняет силу освободить себя. Освободить свой дух и значит освободить себя. Человек живет не только для внешнего; все внешнее воспринимается им через внутреннюю жизнь души. В душе заключен дух, который по своей сути есть свобода.

Принципиальным для Гегеля было различение понятий "мораль" и "нравственность", которое зафиксировало  создавшуюся в европейской этической  рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как  область духа, представленная исключительно  личностными смыслами; мораль как сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции.

     В учении  о морали, которая представляет  собой сферу личностных убеждений,  Гегель диалектически анализирует  такие категории, как умысел  и вина, намерение и благо, добро  и совесть, высказывая немало  чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что  "ряд поступков субъекта, это  и есть он", Гегель ставит  проблему обязательной реализации  внутренней моральной убежденности  в действиях, поскольку "лавры  одного лишь хотения есть сухие  листья, которые никогда не зеленели. Разумеется, нужно помнить, что  активная деятельность ограничивается  у Гегеля сферой духа, но сама  постановка данной проблемы не  может не вызывать положительного  отклика, как и совет ставить  перед собой великие идеи ("хотеть  чего-то великого") при определении своих намерений.

     Интересно  понимание Гегелем морального  долга субъекта, состоящего в  том, чтобы "иметь понимание  добра, сделать его своим намерением  и осуществлять в деятельности". Здесь, по существу, описывается  механизм реализации морали, ставится  проблема интериоризации моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла.

     Учение о  нравственности. Нравственность, по  мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся  над первой (индивидуальной). Тремя  последовательными формами ее  развития являются семья, гражданское  общество, государство. Процесс становления  нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным  интересам, т.к. "вся ценность  человека, вся его духовная действительность  существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю  выявить многие реалии исторического  развития нравственности, проанализировать  сущностные антагонизмы буржуазного  общества показать связь морали  с другими сторонами общественной  жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия "объективного духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".

             Гегель о развитии форм морали и свободе воли человека.

Принципиальным для Гегеля было различение понятий "мораль" и "нравственность", которое зафиксировало  создавшуюся в европейской этической  рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как  область духа, представленная исключительно  личностными смыслами; мораль как  сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие  личностного и социального бытия  морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции.

     В учении  о морали, которая представляет  собой сферу личностных убеждений,  Гегель диалектически анализирует  такие категории, как умысел  и вина, намерение и благо, добро  и совесть, высказывая немало  чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что  "ряд поступков субъекта, это  и есть он", Гегель ставит  проблему обязательной реализации  внутренней моральной убежденности  в действиях, поскольку "лавры  одного лишь хотения есть сухие  листья, которые никогда не зеленели. Разумеется, нужно помнить, что  активная деятельность ограничивается  у Гегеля сферой духа, но сама  постановка данной проблемы не  может не вызывать положительного  отклика, как и совет ставить  перед собой великие идеи ("хотеть  чего-то великого") при определении своих намерений.

     Интересно  понимание Гегелем морального  долга субъекта, состоящего в  том, чтобы "иметь понимание  добра, сделать его своим намерением  и осуществлять в деятельности". Здесь, по существу, описывается  механизм реализации морали, ставится  проблема интериоризации моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла.

     Учение о  нравственности. Нравственность, по  мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся  над первой (индивидуальной). Тремя  последовательными формами ее  развития являются семья, гражданское  общество, государство. Процесс становления  нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным  интересам, т.к. "вся ценность  человека, вся его духовная действительность  существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю  выявить многие реалии исторического  развития нравственности, проанализировать  сущностные антагонизмы буржуазного  общества показать связь морали  с другими сторонами общественной  жизни, т.е. вписать мораль в  социальный контекст. Однако предложенная  им модель гармонизации личного  и общественного блага оказалась  несостоятельной. Философия "объективного  духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит  действительности, возвышается над  ней и не в состоянии оказать  на нее сколько-нибудь существенное  влияние. Гегель предлагал "считать  недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов  и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой  живут живые индивиды, а видеть  лежащую в основе бытия гармонию  логических связей, скрытый за  исторической эмпирией разум,  т.е. открываемую философией и  в самой только философии существующую разумную действительность".

    Мораль и нравственность рассматриваются как элементы в развитии объективного духа от абстрактного права, выраженного в формальной свободе индивида, к государству как всеобщей и объективной свободе. Если мораль - это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя также и как объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть, то нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - реально существующие законы и учреждения.

                             Философия религии Гегеля.

Информация о работе Творчество Гегеля