Гегель

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 04:21, реферат

Краткое описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе
Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, он был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.

Оглавление

Введение…………………………………………………..3-4
1. Основная часть…………………………………………4
1.1 Гегель о праве…………………………………………4-9
1.2 Гегель о государстве………………………………….9-14
Заключение………………………………………………..15-16
Список используемой литературы……………………….17

Файлы: 1 файл

Гегель Microsoft Word.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

    Введение…………………………………………………..3-4

    1. Основная часть…………………………………………4

    1.1 Гегель о праве…………………………………………4-9

    1.2 Гегель о государстве………………………………….9-14

    Заключение………………………………………………..15-16

    Список  используемой литературы……………………….17

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Актуальность темы. В данном реферате затронуты основные вопросы Гегелевской философии о государстве и праве. Включает понятие права более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала 19 века.

    Постановка  проблемы. Гегель открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, так как, по его мнению, явление не менее объективно, чем сущность.

    Цель и задача. Постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах.

    Методика  и источник исследования. Основные произведения Гегеля: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права».

    Новизна. В своём учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

    Структура. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе

    Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование, он был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.

    Уже в студенческие годы Гегель был занят  творческим освоением и осмыслением  достижений предшествующей политической и правовой философии. Философия права Гегеля - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

    Творчество  Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошёл значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

    В своём учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей  науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

    Гегель  первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество как опосредованную трудом систему потребностей, которая покоится на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

    Высшим  моментом идеи государства - это то, что Гегель выделил национальную сущность государства, поделив всемирную  историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и других немецких государств.

    1. Основная часть

    1.1 Гегель о праве

    По  своим философским взглядам Гегель объективный идеалист. Его 

    философская система посвящена познанию идеального начала - Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии - диалектический метод познания, т. е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся. Гегель выстраивает свою систему на основе трёх законов диалектики:

    1. закона единства и борьбы противоположностей;

    2. закона перехода количественных  изменений в качественные;

    3. закона отрицания отрицания.

    Гегель  заимствует у французского Просвещения  идею прогресса и исторический подход к изучаемому явлению, но во многом лишь для того, чтобы оправдать  существующее положение вещей. По мнению Гегеля, все действительное - разумно, всё разумное - действительно. Целью философа является примирение с действительностью.

    Истина, считает Гегель, выражается в понятии. Он использует метод триады, т. е. выделяет во всякой системе три основных элемента. Так, например, диалектически развивающийся дух проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

    Философия права, по Гегелю, не имеет специфических  методов исследования.

    Право, с точки зрения Гегеля, есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли».

    Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т. е. понятие права и  его осуществление. Право наряду с моралью и нравственностью относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований.

    Идея  права, таким образом, - это свобода  в её субъективном существовании.

    Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о  праве, оно охватывает «наличное  бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право.

    Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, в пространстве и выражающую объективно разумный, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве, данное Кантом и всеми сторонниками критической философии.

    Гегель стремится постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумное.

    Понятие «право» употребляется в гегелевской  философии права в следующих основных значениях:

    1. Право как свобода (идея права).

    На  ступени объективного духа, где всё  развитие определяется идеей 

    свободы, - «свобода» и «право» выражают единый смысл.

    2. Право как определённая ступень  и форма свободы (особое право).

    Система права как царство реализованной  свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).

    Конкретизация понятия права есть определённое наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

    Последующее «особое право», диалектически «снимающее»  предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичнее и сильнее более абстрактного.

    На  вершине «особых прав» стоит  право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в  реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.

    3. Право как закон (позитивное право).

    «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и  признано правом, как закон; посредством  этого определения право есть вообще позитивное право».

    Превращение права в закон путём законодательства придаёт праву форму всеобщности  и подлинной определённости. Предметом  законодательства может быть лишь внимание со стороны гегелевских отношений. Различая право и закон, Гегель в  то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признаёт, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не всё данное в форме закона есть право. В гегелевской философии речь идёт о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации.

    «То обстоятельство, что насилие и  тирания могут быть элементом  позитивного права, является для  него чем-то случайным и не затрагивает  его природу».

    Закон - это конкретная форма выражения  права. Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.

    Гегель  утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование и сравнительно-историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его.

    Тремя основными ступенями развития понятия  права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. К абстрактному праву относятся вопросы собственности, договора и неправды; к морали умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть; к нравственности - семья, гражданское общество и государство.

    Абстрактное право представляет собой возможность, ещё не конкретизированную в поступке. Здесь Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей, отрицая как требования фактического равенства, так рабство и крепостничество.

    Понятие о личности представляет собой основу абстрактного права. «Будь лицом и уважай других в качестве лиц» - является основной заповедью абстрактного права. Тем самым абстрактное право предполагает определённые отношения между отдельными личностями.

    Гегель  признавал лишь формальное равенство  людей: «Люди, разумеется, равны, но лишь как лица, то есть в отношении источника их владения»1.

    Согласно  учению Гегеля сущность частной собственности  в том, что лицо вкладывает свою волю в вещь. В завладении, пользовании, отчуждении вещи выражается вся полнота  права собственности.

    Мораль является следующей ступенью конкретизации права, когда свободная личность проявляет себя в поступке. На этой ступени приобретают значение мотивы и цели поступка.

    Последней ступенью конкретизации права, где  свобода приобретает объективный  характер в виде семьи, гражданского общества и государства, становится нравственность.

    Необходимым моментом в осуществлении разума является, по Гегелю, договор, в котором  друг другу противостоят самостоятельные  лица - владельцы частной собственности.

Информация о работе Гегель