Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:23, реферат
В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте, где прослушал философский и теологический курсы. Восторженно встретил революционные события во Франции. В этот период выступал противником феодальных порядков в Германии, сторонником республики. В 1808-1816 гг. был директором гимназии в Нюрнберге. После падения Наполеона и распространения реакции Гегель эволюционирует во взглядах, утверждая, что прусское государство устроено на разумных началах.
I. Г. В. Ф. Гегель.
1. Краткая биография.
II. Философия Гегеля
1. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.
2. Логика Гегеля.
3. Философия природы.
4. Философия духа.
5. "Феноменология духа".
III. Заключение.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО УрГУПС)
Кафедра «Экономика транспорта»
РЕФЕРАТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Философия»
на тему: «Философия Гегеля»
Проверил преподаватель:
Сахновская Е.Г.
Екатеринбург
2012 г.
ПЛАН
I. Г. В. Ф. Гегель.
1. Краткая биография.
II. Философия Гегеля
1. Тождество бытия и мышления - исходный пункт философии Гегеля.
2. Логика Гегеля.
3. Философия природы.
4. Философия духа.
5. "Феноменология духа".
III. Заключение.
В 1818 г. приглашён для чтения лекций в Берлинский университет, где проработал до конца жизни.
В своих ранних произведениях Гегель исследует христианство, античные религии. Им были написаны "Народная религия и христианство", "Жизнь Иисуса". Первое выдающееся произведение "Феноменология духа" - опубликовано в 1807 г, в Йене. Будучи директором гимназии, он создал самое значительное своё произведение - "Науку логики" (1812-1816) .
Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: "Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.... Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее". Как видно из слов Энгельса, выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.
Гегель разрабатывал
диалектику как философскую
Опираясь на диалектические
идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая
их, Гегель вместе с тем отвергает
ряд ошибочных положений, содержавшихся
в учениях этих мыслителей. Гегель
справедливо расценивает
Столь же определенно выступил Гегель против субъективизма Канта и Фихте. Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно.
Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.
Исходя из диалектического
положения о единстве сущности и
явления, Гегель отверг кантовское учение
о непознаваемости "вещи в себе";
в природе вещей нет никаких
непреодолимых преград для
Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму.
Однако, будучи идеалистом,
Гегель не смог подвергнуть критике
основной идеалистический порок
своих ближайших
Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также невыводима из человеческого сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначала.
Гегель отвергает утверждение Шеллинга о том, что первоначало должно быть мыслимо как абсолютное тождество субъективного и объективного, исключающее какое бы то ни было различие между ними. Тождество и различие диалектические противоположности, неотделимые друг от друга.
Мышление, по Гегелю
- это не только субъективная, человеческая
деятельность, но и независимая от
человека объективная сущность, первооснова,
первоисточник всего
Мышление, утверждает Гегель, "отчуждает" свое бытие в виде материи, природы, которая есть "инобытие" этого объективно существующего мышления, именуемого Гегелем абсолютной идеей. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории. Гегель стремится доказать, что мышление, как субстанциальная сущность, находится не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.
Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизменную первосущность, а как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея не только начало, но и развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития "абсолютной идеи" составляет "абсолютный дух" - человечество, человеческая история.
Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое) , то, чего еще нет (будущее) . Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако, как ни велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта и без него невозможно. Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого диалектического единства рационального и эмпирического, не понял, как из чувственных восприятий внешнего мира мышление черпает свое содержание. Содержание мышления (содержание науки) , по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением.
Познание, с этой
точки зрения, не есть обнаружение
того, что существует вне нас, вне
мышления; это - обнаружение, осознание
содержания мышления, науки. Выходит, следовательно,
что мышление и наука познают
свое собственное содержание и познание
оказывается самосознанием
Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир.
Но Гегель отождествляет отражение действительности (разум) и то, что отражается, - объективную реальность. Это тождество мирового разума с многообразным миром явлений, этот процесс мышления, содержит в себе все многообразие действительности, и называется им "абсолютной идеей", с одной стороны, наполняется совершенно реальным природным и историческим содержанием, а с другой стороны, оказывается рафинированным представлением о Боге.
Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие.
Оно, по его учению,
"есть начало всякой жизни" и представляет
собой "бесконечную творческую форму,
которая заключает внутри себя всю
полноту всякого содержания и
служит вместе с тем его источником".
Выступая против материалистического
учения о понятии как высшей форме
отражения объективной
Итак, исходный пункт
гегелевской философской
Своё логическое учение Гегель изложил в работах "Наука логики", "Энциклопедия философских наук" и в "Философской пропедевтике" (здесь оно изложено популярно) . Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Поэтому в гегелевской "Науке логики" кроме обычных для логики вопросов и понятий, суждений, умозаключений рассматриваются такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась: вопросы о закономерностях самой действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т.д.
Логику Гегель подразделяет на учение о бытии, сущности, понятии. Начало всего - чистое ничто, так как оно есть в то же время и чистая мысль. В этом случае оно есть в то же время и ничто, лишённое каких-либо определений. Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие и ничто сняты, т.е. они одновременно и упразднены, и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада: утверждение (тезис) , отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез) . Вот пример такого диалектического цикла, приведённый Гегелем: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным наличным билетом растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого" (Гегелевская постановка вопроса о диалектической логике носит идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Нельзя согласиться с гегелевским пониманием объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о том, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичны отношениям и процессам, имевшим место в объективной действительности.