Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:15, доклад
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учите¬лем. Служил директором гимназии в Нюрнберге.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, вы¬двинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значи¬тельно дальше своих великих предшественников
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюрнберге.
Творчество Гегеля считается вершиной
классической немецкой философии. В нем
нашли продолжение диалектические идеи,
выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но
Гегель пошел значительно дальше своих
великих предшественников. Он первым представил
весь естественный, исторический и духовный
мир в беспрерывном развитии. Он открыл
и обосновал с позиций объективного идеализма
основные законы и категории диалектики.
Гегель — противник кантовского агностицизма
и априоризма. Он не согласен с метафизическим
разрывом между сущностью и явлением,
на чем настаивал Кант. Явление, по Гегелю,
не менее объективно, чем сущность. Сущность
является, т.е. обнаруживается, в явлении,
а явление выступает носителем сущности.
Это единство противоположностей, которые
не могут существовать друг без друга.
Поэтому несостоятельны утверждения Канта
о принципиальной непознаваемости вещей
в себе. Вещь в себе, говорит Гегель — это
лишь первоначальный момент, лишь ступень
в развитии вещи. «Так, например, человек
в себе есть ребенок, росток — растение
в себе... Все вещи сначала в себе, но на
этом дело не останавливается».
Философская система делится Гегелем
на три части: 1) логика, 2) философия природы,
3) философия духа.
Логика. Тождество бытия и мышления, с точки зрения
Гегеля, представляет собой субстанциональное
единство мира. Но тождество не абстрактное,
а конкретное, т.е. такое, которое предполагает
и различие. Тождество и различие — единство
противоположностей. Объективное абсолютное
мышление, полагает Гегель, есть не только
первоначало, но и движущая сила развития
всего сущего. Проявляясь во всем многообразии
явлений, оно выступает как, абсолютная
идея.
Философской системе гегелевского объективного
идеализма присущи некоторые особенности.
Во-первых, пантеизм. Божественная мысль
витает не где-то в небесах, она пронизывает
весь мир, составляя сущность каждой, даже
самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм.
Объективное божественное мышление строго
логично. И, в-третьих, диалектика.
Гегелю присущ гносеологический оптимизм,
убеждение в познаваемости мира. Субъективный
дух, человеческое сознание, постигая
вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного
духа, божественного мышления. Отсюда
следует важный для Гегеля вывод: все действительное
разумно, все разумное действительно.
Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий,
выражающих содержание абсолютной идеи,
этапы ее саморазвития. С чего же начинается
движение этой идеи? После долгого обсуждения
этой нелегкой проблемы Гегель приходит
к выводу, что началом служит категория
чистого бытия. Бытие, по его мнению, не
обладает извечным существованием и должно
возникнуть. Но из чего? Очевидно, из небытия. «Есть пока что ничто и должно возникнуть
нечто. Начало есть не чистое ничто, а такое
ничто, из которого должно произойти нечто,
бытие, стало быть, уже содержится также
и в начале. Начало, следовательно, содержит
в себе и то и другое, бытие и ничто; оно
есть единство бытия и ничто или, говоря
иначе, оно есть небытие, которое есть
вместе с тем бытие, и бытие, которое есть
вместе с тем небытие».
Ход мысли Гегеля кажется искусственным,
если исходить из естественнонаучных
предпосылок. Действительно, из небытия,
из ничто не может возникнуть какое-то
нечто. Но ведь у Гегеля речь идет не о
реальном мире, а о мыслях Бога до сотворения
мира.
Если отвлечься от мистических сюжетов
божественного творения мира, бытия из
ничего, то в рассуждениях философа мы
найдем разумное содержание, или, как принято
говорить, рациональное зерно. Бытие и
небытие есть единство противоположностей.
Одна категория отрицает другую. В результате
возникает третья категория, которая синтезирует
обе предшествующие. Эту новую категорию
Гегель называет становлением. Становление
- это диалектический процесс возникновения,
который уместно называть становлением,
представляет собой переломное состояние,
когда вещи как сложившейся целостности
еще нет, но нельзя сказать, что ее вообще
нет. И в этом смысле становление можно
считать единством небытия и бытия.
Если диалектический процесс возникновения
Гегель стремится выразить при помощи
категории становления, то процесс исчезновения,
уничтожения выражается им при помощи
категории снятие. Каждая категория выражает
один какой-либо момент, и служит одновременно
исходным пунктом для следующей категории,
которая отрицает, снимает предшествующую
категорию. Новое отрицает старое.
Отрицание для Гегеля не одноактный,
а по сути дела бесконечный процесс. И
в этом процессе он всюду находит связку
из трех элементов: тезис — антитезис
— синтез. В результате отрицания какого-либо
положения, принимаемого за тезис, возникает
противоположение (антитезис). Последний
с необходимостью подвергается отрицанию.
Возникает двойное отрицание, или отрицание
отрицания, что ведет к возникновению третьего звена,
синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит
некоторые черты первого, исходного звена.
Вся эта конструкция называется триадой.
Логику он делит тоже на три части: учение
о бытии, учение о сущности и учение о понятии.
Каждая из указанных частей также является
триадой. Учение о бытии, например, включает
в себя: 1) определенность (качество), 2)
величина (количество), 3) мера. Качество
состоит из трех частей: 1) бытие, 2) наличное
бытие, 3) для-себя-бытие. Бытие, о чем мы
уже говорили, это триада: чистое бытие
— ничто — становление. Здесь достигнут
предел деления, или триада, состоящая
из категорий, каждая из которых не может
быть разложена на триады.
В силу качественной определенности вещи
не только отличаются друг от друга, но
соотносятся между собой.
Категория качества предшествует в логике
Гегеля категории количества. Такой порядок,
в общем, соответствует истории человеческого
познания. Дикари (как и дети) различают
вещи по их качественной определенности,
хотя не умеют считать, т.е. не знают количественных
соотношений.
Синтезом качественной и количественной
определенности выступает мера. Нарушение
меры меняет качество и превращает одну
вещь в другую.
Качество, количество, мера — все это,
как уже говорилось, категории бытия. Это
формы, в которых мы воспринимаем действительность,
и воспринимаем эмпирически, опытным путем.
Но опытным путем невозможно постичь сущность
вещей. Сущность есть внутренняя основа
бытия, а бытие — внешняя форма сущности.
Нет чистых сущностей, они выражаются,
проявляются в формах бытия. Сущность
есть то же бытие, но на более высокой ступени.
Учение о понятии — третья, завершающая часть логики Гегеля. Понятие
есть то, что живет в вещах, понять предмет
означает, следовательно, осознать его
понятие.
Все это есть абсолютный идеализм: реальные
вещи в своей сути — это понятия, суждения
и умозаключения.
Философия природы. Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем основной вопрос философии, хотя само это выражение им не употребляется. При этом Гегель пытается отмежеваться от традиционного религиозного представления о сотворении мира. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его словам, вне времени и пространства. Не случайно эти категории отсутствуют в его логике. Как говорит Гегель, неверно рассуждать о том, что было раньше, а что потом. Выражения «раньше» и «потом» не подходят для данного случая. Они выражают «чисто логическую» первичность и вторичность.
Природа интересует Гегеля не сама по
себе, а как необходимый этап развития
абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе
он считает механику, физику, органику.
Переход от неживой природы к живой завершает
чисто природный процесс.
Порой в рассуждениях Гегеля по поводу
природы отсутствует всякая логика, будь
то диалектическая или формальная. Энгельс
справедливо называет бессмыслицей заявление
философа о том, будто природа развивается
в пространстве, но не во времени. Ведь
именно время есть основное условие всякого
развития.
Вопреки этому Гегель высказывает глубокие
диалектические догадки, которые нашли
подтверждение в дальнейшем развитии
естествознания. К ним, например, относятся
указания о превращении количественных
изменений в качественные в химических
процессах, понимание электричества как
особой формы движения материи.