Гегель как историк философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, реферат

Краткое описание

Однако достаточно ли ограничиться констатацией того, что каждая эпоха в истории человечества, в истории того или иного народа характеризуется неопределенным множеством философских учений? Пожалуй, такой констатации недостаточно. «Ведь в каждую историческую эпоху мы обнаруживаем не только сложившиеся в ее рамках философские учения, но и философские учения далекого прошлого, которые в обновленном, обогащенном новой аргументацией виде продолжают свое существование, оказывая мощное влияние как на философию этой эпохи, так и на другие сферы духовной жизни.»1 Платонизм, аристотелизм, стоицизм, скептицизм, возникшие в античном обществе, не ушли в прошлое; они постоянно возрождаются, актуализируются в философских учениях последующих исторических эпох. То же, конечно, относится к философским системам Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка, Юма, Канта, и многих других философов прошлых веков.

Оглавление

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
Глава 1. Жизнь и деятельность Г.В.Ф.Гегеля------------------------------------------4
Глава 2. Основные проблемы лекций по истории философии---------------------8
Понятие истории философии----------------------------------------------8
Греческая философия------------------------------------------------------11
Средневековая философия------------------------------------------------18
Новая философия-----------------------------------------------------------20
Заключение----------------------------------------------------------------------------------26
Список используемой литературы------------------------------------------------------28

Файлы: 1 файл

Гегель как историк философии.doc

— 143.00 Кб (Скачать)


План

 

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2

Глава 1. Жизнь и деятельность Г.В.Ф.Гегеля------------------------------------------4

Глава 2. Основные проблемы лекций по истории философии---------------------8

    1. Понятие истории философии----------------------------------------------8
    2. Греческая философия------------------------------------------------------11
    3. Средневековая философия------------------------------------------------18
    4. Новая философия-----------------------------------------------------------20

Заключение----------------------------------------------------------------------------------26

Список используемой литературы------------------------------------------------------28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ъ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия, в отличие  от любой науки, каков бы ни был  исторический уровень ее развития, существует, так сказать, лишь во множественном  числе. Иначе говоря, философия существует только как философии, т. е. как неопределенное множество различных, противостоящих друг другу философских систем.

Однако достаточно ли ограничиться констатацией того, что  каждая эпоха в истории человечества, в истории того или иного народа характеризуется неопределенным множеством философских учений? Пожалуй, такой констатации недостаточно. «Ведь в каждую историческую эпоху мы обнаруживаем не только сложившиеся в ее рамках философские учения, но и философские учения далекого прошлого, которые в обновленном, обогащенном новой аргументацией виде продолжают свое существование, оказывая мощное влияние как на философию этой эпохи, так и на другие сферы духовной жизни.»1 Платонизм, аристотелизм, стоицизм, скептицизм, возникшие в античном обществе, не ушли в прошлое; они постоянно возрождаются, актуализируются в философских учениях последующих исторических эпох. То же, конечно, относится к философским системам Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка, Юма, Канта, и многих других философов прошлых веков.

Гегель прошел сложный  путь мучительных теоретических  исканий. Он неоднократно отмечал, что философия представляет собой продукт эпохи. Его мировоззрения отражают великие проблемы эпохи, богатой бурными, драматическими событиями.

Многообразие дефиниций  понятия философии, как и многообразие философских учений — естественное, закономерное выражение исторически развивающегося богатства тематики, проблематики и методов исследования, обретаемых философией. Это богатство не может быть присуще одному философскому учению, как бы ни было оно значительно, содержательно. «Оно, это богатство идей и методов, представляет собой достояние того неопределенного множества философских учений всех времен и народов, в силу чего философия и есть, в сущности, историко-философский процесс.»2

Отдельно взятое философское  учение, каким бы выдающимся оно не было, лишь односторонне, фрагментарно и поэтому неадекватным образом выражает природу философии, ее идейное богатство и действительную роль в развитии общества. Адекватным выражением бытия философии является плюрализм философских учений, существующий во все исторические эпохи. Историко-философский процесс представляет собой развитие прогрессирующего множества философских учений, которые, взаимодействуя друг с другом, обогащают проблематику философии и ее методы исследования. История философии как наука есть исследование плюрализма учений, плюралистического развития философии как закономерного процесса. Таким образом, философия, т. е. многообразие философских учений и историко-философский процесс образуют единое, исторически развивающееся целое.

Исторический путь развития философии содержится в лекциях  по истории философии, которые после смерти Г.В.Ф.Гегеля были опубликованы его учениками.

 

Глава 1. Жизнь  и деятельность Г.В.Ф.Гегеля

 

Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период. Несмотря на это, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской философии вообще.

Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель родился в г.Штуттгарте 27 августа 1770 г. в бюргерской семье. Его отец, Георг Людвиг Гегель, был крупным финансовым чиновником. Мать звали Марией Магдалиной.

Домашнее воспитание Гегеля протекало в протестантско-пиетической обастановке. Первоначальное образование Гегеля было классическим – в латинской школе, а затем – в гимназии. В гимназический период он проявляет большой интерес к произведениям античной классики.

Уже в гимназический  период сквозь идеализацию античной Греции и нравственности греческого народа чувствуется ориентированность юного Гегеля на мысли Платона и Аристотеля о том, что подлинная жизнь человека – в полисе, в нравственной общности.

Первый, штутгартский период жизни Гегеля завершился одновременно с успешным окончанием гимназии в 1788 г.

Второй период в жизни  Гегеля принято называть тюбингенским. В 1788 г. восемнадцатилетний Гегель стал студентом Теологического института в Тюбингене. Поступая в институт, он давал клятву стать теологом и служить церкви. Но Гегеля в Тюбингене теология интересовала мало. Его больше влекла к себе философия. В 1793 г. Гегель получил степень магистра философии за дискуссию по сочинению Ле Бре, посвященному церковной истории Вюртемберга. В том же 1793 г. Гегель окончил институт.

Всемирно-историческим событием этого времени была Французская  революция, влияние которой сказалось  на всем творчестве Гегеля и его  политических мировоззрениях. «Не только для позиции молодого Гегеля, но и в целом для его взглядов на различных этапах эволюции характерны одобрительное отношение (в молодости – восхищение) к антифеодальному характеру, к первым шагам Французской революции, к идеям 1789 года и резко отрицательные отзывы, неприязнь к якобинскому террору в дельнейшем ходе революции.»3

Окончив университет, Гегель работает домашним учителем в Берне (1793-1796 гг.), Франкфурте-на-Майне (1797-1800 гг.) и параллельно совершенствуется как философ. Он изучает проблемы религии и пишет работы, которые были опубликованы лишь впоследствии, в начале XX в. «В своих сочинениях бернского и франкфуртского периодов Гегель, создавший впоследствии стройную философскую систему, предстает как человек и философ, ненавидящий систему.»4 Ему представляется, что именно система – социальная, мыслительная – сковывает свободу человека, свободу человеческой мысли.

«Само государство и  его законы в обстановке полного  распада нравственности лишаются нравственного характера. Именно против такого государства и таких законов и направлена гегелевская критика в ряде работ бернского перирода.»5

Резкая критика феодального  государства и права содержится в работе франкфуртского периода. Кроме  того, в это время в основу философствования Гегеля было положено нечто онтологическое – бытие, жизнь, а также теологическое, именно – Бог и дух. Понятие божественного духа и духа вообще постепенно выступает на первый план. «Теоретическим результатом этого периода был ряд очерков и исследований с критикой христианства, с анализом социальной роли христианства и его взаимосвязи с развитием общества.»6

Йенский период жизни  Гегеля (1801-1807) был переходным для  самого философа и во многом плодотворным. Именно в Йене Гегель много и быстрой писал, опубликовывал свои первые крупные сочинения, как бы торопясь высказывать переполнявшие его идеи. В Йене Гегель вырастал в крупного известного философа. За шесть лет пребывания в Йене Гегель развил энергичную преподавательскую и литературную деятельность. Здесь он читает лекции по логике, метафизике, истории философии, математике, пишет большое количество статей, где пытается обосновать систему объективно-идеалистической философии. В 1801 году Гегель защищает диссертацию на тему «Об обращении планет».

Говоря о Йенском  периоде, следует отметить, что теперь гегелевская философия вырастает в атмосфере глубочайшего почтения к научности, к человеческому разуму. Немало тому способствует преподавание в Йенском университете. К концу Йенского периода Гегель склоняется к тому, что «в основу философии в качестве ее предпосылки должна быть положена феноменологическая модель»7. «Феноменология духа» - вершина философии йенского периода. «Характерным для Гегеля, в частности в «Феноменологии духа», является его понимание познания, общества и форм, в которых общество осознает само себя, а также религии и философии как выражения направленности абсолюта к своему самопознанию.»8

Уже в последние годы йенского периода Гегель находится  под большим впечатлением личности и исторически-прогрессивных мероприятий Наполеона. С Наполеоном и его реформаторской деятельностью Гегель в это время связывает надежды на прогрессивное преобразование немецкой феодальной действительности в духе буржуазных прав, свобод и конституционных государственных учреждений.

Ввиду того, что наполеоновские войска оккупировали Йену, занятия  в университете прекратились. Подгоняемый французским нашествием, философ покинул Йену. Благодаря своим друзьям Гегель оказывается в Бамберге. В Бамберге Гегель становится редактором центральных «Бамбергских новостей». Гегель эту газету редактировал и помещал в ней кроме официальных сообщений небольшие заметки на злобу дня, имеющие пронаполеоновскую тенденцию, что соответствовало его политическим убеждениям – Гегель тогда возлагал на Наполеона большие надежды относительно улучшения положения страны.

Эта деятельность в целом не оправдала его ожиданий и в 1808 году Гегель надолго переезжает в Нюрнберг, где в 1808-1816 гг. занимает должность ректора и профессора гимназии. Для Гегеля как философа Нюрнбергский период стал чрезвычайно продуктивным. В эти годы выходит его знаменитая «Наука логики», в которой систематически разработана гегелевская идеалистическая диалектика. Однако административная деятельность в гимназии тяготила Гегеля. Он настойчиво стремился вернуться к преподавательской и научной деятельности университетского профессора. Он получает место в Гейдельбергском университете. Здесь он наряду с другими философскими дисциплинами читает также курс лекций по естественному праву и науке о государстве.

В 1817 году министр Фридриха-Вильгельма III барон Альтенштейн пригласил Гегеля для чтения лекций в Берлинский университет. С осени 1818 года и до конца жизни Гегель (Гегель умер 14 ноября 1831 года) – профессор Берлинского университета, где он наряду с другими курсами читает также лекции по философии права.

Гегель в Берлине много занимался проблемами культуры, образования, искусства, эстетическими вопросами. Он в это время больше читал лекции, чем сам писал книги. В годы работы в берлинском университете Гегель стал уделять очень большое внимание вопросам религии, прямо указывая на связь с нею своего философского учения. В этот период философ активно занимается издательской деятельностью.

В 1820 году увидела свет «Философия права», в которой содержится философское обоснование умеренно-буржуазной политико-правовой позиции Гегеля. Значительное внимание вопросам государства и права Гегель уделял и в своих лекциях по эстетике, философии религии, философии истории, истории философии, которые после его смерти были опубликованы учениками.

 

 

Глава 2. Основные проблемы лекций по истории философии

 

2.1. Понятие  истории философии

Завершающая ступень  гегелевской системы – философия. Свои воззрения на философию и ее историю Гегель изложил в «Лекциях по истории философии».

Философию Гегель определяет как мыслящее рассмотрение предметов. Это значит, что философия ставит своей основной целью разработку логических категорий и подведение под них эмпирических данных. У Гегеля явно обнаруживается тенденция поставить философию над специальными знаниями, изобразить ее как «науку наук». Гегель полагал, что «философия отличается от других наук тем, что она призвана дать законченное, абсолютное знание действительности»9. «Философию (и, в известной мере, также науку вообще) Гегель рассматривал как наиболее глубокое и окончательное выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии.»10

Гегель впервые поставил вопрос о связи философии с  современной ей эпохой, с историческими  условиями, с государством, культурой, искусством. А поскольку исторические условия меняются, то претерпевают изменения и философские теории. К философии, следовательно, нужно подходить исторически. Так возникает у Гегеля концепция истории философии.

Истории философии создавались  и до Гегеля. Но все они страдали недостатком двоякого рода. «Иной автор видел перед собой лишь «галерею бессмыслиц» и наивно полагал, что усилием своего интеллекта ему удалось эти бессмыслицы устранить.»11

Без преувеличения можно  сказать, что Гегель первый подошел  к философии исторически м тем самым поставил вопрос об истории философии как науки.

Рассматривая вопрос о понятии истории философии, Гегель отмечал наличие в этом понятии противоречия: философия стремится познать истину, т.е. нечто неизменное, а история дает нам изображение ряда минувших образов познания.

В целях разрешения этого  противоречия Гегель вводит понятие развития и понятие конкретного. Развитие есть движение от потенциального состояния к актуальному. «Всякое познание и изучение, наука и даже действование имеют своей целью не что иное, как извлечение из себя и выявление вовне того, что есть внутри или в себе, и, следовательно, не что иное, как становление для себя предметом.»12

«Вся история философии  есть по своему существу внутренне  необходимое, последовательное поступательное движение, которое разумно внутри себя и определяется своей идеей a priori;».13

История философии знакомит нас не с «галереей бессмыслия», а с «галереей героев мыслящего разума», которые проникали в сущность вещей, природы и духа и добывали для последующих поколений величайшее сокровище знания. История философии – это путь к истине.

Информация о работе Гегель как историк философии