Гегель как историк философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:38, реферат

Краткое описание

Однако достаточно ли ограничиться констатацией того, что каждая эпоха в истории человечества, в истории того или иного народа характеризуется неопределенным множеством философских учений? Пожалуй, такой констатации недостаточно. «Ведь в каждую историческую эпоху мы обнаруживаем не только сложившиеся в ее рамках философские учения, но и философские учения далекого прошлого, которые в обновленном, обогащенном новой аргументацией виде продолжают свое существование, оказывая мощное влияние как на философию этой эпохи, так и на другие сферы духовной жизни.»1 Платонизм, аристотелизм, стоицизм, скептицизм, возникшие в античном обществе, не ушли в прошлое; они постоянно возрождаются, актуализируются в философских учениях последующих исторических эпох. То же, конечно, относится к философским системам Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка, Юма, Канта, и многих других философов прошлых веков.

Оглавление

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
Глава 1. Жизнь и деятельность Г.В.Ф.Гегеля------------------------------------------4
Глава 2. Основные проблемы лекций по истории философии---------------------8
Понятие истории философии----------------------------------------------8
Греческая философия------------------------------------------------------11
Средневековая философия------------------------------------------------18
Новая философия-----------------------------------------------------------20
Заключение----------------------------------------------------------------------------------26
Список используемой литературы------------------------------------------------------28

Файлы: 1 файл

Гегель как историк философии.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

В заключение Гегель еще  раз окидывает взором путь, пройденный философской мыслью, фиксируя основные вехи. Он говорит о том, что пытался развернуть перед слушателями поступательное движение духовных формаций человечества. Эта длинная процессия духов суть отдельные биения пульса единой субстанции, которая живет в каждом человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, историко-философская  наука исследует прошлое, которое не остается лишь прошлым, но переходит в каждую последующую эпоху. Философия и история философии, как исторический процесс, образуют развивающееся, все более обогащающееся единство, коррелятивное единство, в котором философия выступает как единство всего многообразия философских систем, т. е. как история философии. Это, следовательно, не только историческое, но и актуальное, постоянно существующее отношение, которое в немалой степени определяет содержание каждой философской системы.

Обосновывая принцип  единства философии и истории  философии, Гегель указывал на то, что уже в первых философских учениях, относящихся к далекой древности, были поставлены проблемы, которые стали предметом исследования во всех последующих учениях философов. В этой связи Гегель, например, утверждал, что уже Фалес высказал (правда, лишь в смутной, отнюдь не понятийной форме) идею тождества бытия и мышления, т. е. основоположение гегелевского абсолютного идеализма.  Учение Гегеля самым радикальным образом отрицает сосуществование неопределенного множества противостоящих друг другу философских систем.

С точки зрения Гегеля, «во все времена существовала только одна философия»40, «последовательность философских систем не случайна, а представляет собою необходимую последовательность ступеней этой науки»41.Вся история философии, согласно этой теории историко-философского процесса, представляет собой внутренне необходимое, последовательно поступательное движение философского мышления, устремленного к познанию абсолютного.

Следует отметить, что  Гегель в своих «Лекциях по истории философии», занимаясь конкретным анализом философских систем, фактически опровергает свое понимание исторической преемственности в философии. Так, например, Гегель вовсе не считает стоицизм, эпикуреизм, скептицизм — учения, завершающие античную философию, высшей ступенью ее развития. Философия средневековья, схоластическая философия в особенности, трактуется Гегелем как отступление от достижений предшествующей античной философии.

В своем анализе философии  Нового времени Гегель еще более  далек от стремления представить  последнее по времени учение как более высокую ступень философского развития по сравнению с предшествующей. Высоко оценивая рационалистические системы XVII в., Гегель критикует философов XVIII в., в первую очередь представителей Просвещения, как мыслителей, которые во многом, пожалуй, даже в основном, оказались ниже своих великих предшественников.

Несомненной и притом выдающейся исторической заслугой Гегеля как по существу первого творца теории историко-философского процесса, основоположника научной истории философии, является исследование противоречивого единства философии, сохраняющегося, несмотря на постоянную конфронтацию философских систем, исследование развития философского познания как прогрессивного процесса, результатом которого является все более глубокая постановка философских проблем как необходимое условие их возможного решения. Однако гегелевский панлогизм и обусловленная им редукция реального исторического развития философии к логическому следованию философских идей, саморазвитию понятия философии и всего ее содержания — все это и получило свое выражение в гегелевской интерпретации историко-философского процесса как имманентного развития единой, единственной философии, завершением которого и выступал абсолютный идеализм Гегеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1. – СПб.: Наука, 1994.- 350 с.
  2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.2. – СПб.: Наука, 1994.- 424 с.
  3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1. – СПб.: Наука, 1994.- 582 с.
  4. Гулыга А.В. Гегель. - М.: «Молодая гвардия».1970. - 272 с.
  5. История философии в кратком изложении / Пер.с чеш. И.И.Богута. – М.: Мысль, 1995. - 590с.
  6. История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). – М.: «Греко-латинский кабинет»® Ю.А.Шичалина, 1996. - 557 с.
  7. Нерсесянц В.С. Гегель. – М.: Юрид. лит., 1979. - 112 с.
  8. Овсянников М.Ф. Гегель. - М., «Мысль», 1971. - 223 с.
  9. Ойзерман Т.И. Философия Гегеля. – М.: Изд-во «Знание». 1956. – 48 с.
  10. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. -  448 с.

 

1 Т.И.Ойзерман. Философия как история философии. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999, с.5.

2 Т.И.Ойзерман. Философия как история философии. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999, с.10.

3 Нерсесянц В.С. Гегель. – М.: Юрид. лит., 1979,  с.8.

4 История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). – М.: «Греко-латинский кабинет»® Ю.А.Шичалина, 1996, с.446.

5 Нерсесянц В.С. Гегель. – М.: Юрид. лит., 1979,  с.8.

6 История философии в кратком изложении / Пер.с чеш. И.И.Богута. – М.: Мысль, 1995, с.518.

7 История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). – М.: «Греко-латинский кабинет»® Ю.А.Шичалина, 1996, с.456.

8 История философии в кратком изложении / Пер.с чеш. И.И.Богута. – М.: Мысль, 1995, с.522.

9 Т.И.Ойзерман. Философия Гегеля. – М.: Изд-во «Знание». 1956, с.35.

10 Т.И.Ойзерман. Философия Гегеля. – М.: Изд-во «Знание». 1956, с.34.

11 А.В.Гулыга. Гегель. - М.: «Молодая гвардия».1970, с.206.

12 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.1. – СПб.: Наука, 1994, с.86.

13 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.1. – СПб.: Наука, 1994, с.98.

14 Овсянников М.Ф. Гегель. - М., «Мысль», 1971, с.197.

15 Овсянников М.Ф. Гегель. - М., «Мысль», 1971, с.198.

16 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.1. – СПб.: Наука, 1994, с.102.

17 А.В.Гулыга. Гегель. М.: «Молодая гвардия».1970, с.209.

18 А.В.Гулыга. Гегель. М.: «Молодая гвардия».1970, с.211.

19 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.1. – СПб.: Наука, 1994, с.276.

20 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.1. – СПб.: Наука, 1994, с.282.

21 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.1. – СПб.: Наука, 1994, с.304.

22 А.В.Гулыга. Гегель. М.: «Молодая гвардия».1970, с.213.

23 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.2. – СПб.: Наука, 1994, с.41.

24 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.2. – СПб.: Наука, 1994, с.166.

25 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.2. – СПб.: Наука, 1994, с.210.

26 26 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.2. – СПб.: Наука, 1994, с.415, 416.

27 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.111.

28 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.168.

29 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.223.

30 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.244.

31 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.295.

32 А.В.Гулыга. Гегель. М.: «Молодая гвардия».1970, с.222.

33 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.347.

34 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.388.

35 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.430.

36 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.457.

37 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.473.

38 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.474.

39 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.566.

40 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.571.

41 Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Кн.3. – СПб.: Наука, 1994, с.571.


Информация о работе Гегель как историк философии