Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:49, доклад
Георг Гегель (1770 - 1831) - 18-19 век - Георг Гегель наряду с И. Кантом, является одним из наиболее известных представителей немецкой классической философии. Поскольку главной, ведущей идеей учения Г. Гегеля является идея всеобщего развития посредством конфликта и преодоления противоречий, он должен считаться одним из предшественников современной конфликтологии. Одной из величайших заслуг Г. Гегеля является разработка диалектики - учения о всеобщем развитии посредством борьбы и преодоления внутренних противоречий.
Георг Гегель, Людвиг Фейербах
Автор |
Временные рамки |
Персоналии |
Основные труды, концепции, категории, труды |
Георг Гегель (1770 - 1831) |
18-19 век |
Георг Гегель наряду с И. Кантом, является
одним из наиболее известных представителей
немецкой классической философии. Поскольку
главной, ведущей идеей учения Г.
Гегеля является идея всеобщего развития
посредством конфликта и |
Одной из величайших заслуг Г. Гегеля является разработка диалектики - учения о всеобщем развитии посредством борьбы и преодоления внутренних противоречий.
Георг Гегель усматривал причину конфликта в социальной поляризации между накоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса.
В "Феноменологии духа" Г. Гегель на примере социального антагонизма господина и раба показывает, каким образом одна противоположность переходит в другую. Согласно Гегелю, каждое самосознание структурно нуждается в другом самосознании, и их борьба может иметь исходом как смерть одного из них, так и подчинение одного другому.
Законы диалектики Г. Гегеля: -- каждый предмет, каждое явление и каждое понятие состоит из внутренних противоречий или же предполагает собственную противоположность; -- эти противоречия
и противоположности являются
источником внутреннего -- развитие идет по троичной схеме (триада) или же через "отрицание отрицания": тезис – антитезис - синтез. Г. Гегель утверждал, что война имеет особую нравственную значимость: в мирное время "люди погрязают в болоте повседневности", а во время войны "суетность временных благ и вещей" становится более явной, поэтому "высокое значение войны состоит в том, что благодаря ей сохраняется нравственное здоровье народов". Г. Гегель отмечал значение войн и в разрешении внутренних социальных конфликтов: те нации, внутри которых существует непримиримый антагонизм, благодаря победоносным войнам обретают внутреннее спокойствие. |
Людвиг Фейербах (1804-1872) |
18 век |
Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. Христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Источник религии лежит
в страхе и бессилии человека перед
природой, что и порождает в
его сознании фантастические религиозные
образы. В результате Бог как творение
человеческого духа превращается в
сознании людей в творца, от которого
зависит человек. Все это придает
религии античеловеческий характер,
так как она “парализует Религии, по мнению философа, должны быть упразднены для того, чтобы человек вел более активную жизнь в обществе, повышал свою политическую активность. Это, в свою очередь, является условием действительной свободы человека. И здесь философия Фейербаха оказывается наиболее противоречивой. С одной стороны, он отрицает религию, а с другой — всячески подчеркивает роль чувственности и эмоциональных переживаний, влияющих на человека. Поэтому и воздействие на сознание человека с целью изменения его мировоззренческих установок должно опираться на “чувственные аргументы”. По поводу преобразования общественной жизни всегда существовало два мнения: одни говорили, что необходимо нравственное усовершенствование каждого, исправление нашей природы (позиция, как правило, религиозная или идеалистическая), другие же предлагали радикально менять условия человеческой жизни, считая их несовершенство главной причиной всех несчастий (в основном — материалистические воззрения). Фейербах разделял вторую точку зрения, а его философские взгляды во многом стали идейной основой появившегося в середине XIX в. марксизма — теории революционного преобразования действительности. |
Одна из первых триад выглядит следующим образом: Бытие – Ничто - Становление. Мы можем мыслить "бытие" как нечто, обладающее только свойством быть, и этим оно отличается от "ничто". Таким образом, бытие порождает свою противоположность, своё отрицание: тезис порождает антитезис. При этом "бытие" и "ничто" существуют лишь в единстве, взаимоограничивая и взаимоопределяя друг друга. Их взаимодействие и борьба друг с другом в рамках исходного единства приводят к синтезу, появлению нового члена триады. Это - становление. Этот новый член триады, появившийся в результате синтеза, является принципиально новым, не сводится ни к тезису, ни к антитезису. Становление - это процесс возникновения новых вещей, явлений и понятий: только что их не было, они представляли собой "ничто", и вот они возникли - обрели бытие. Благодаря этому постоянному переходу от "ничто" к бытию и обратно происходит развитие.