Философская и общественно-политическая мысль Беларуси (XI – начало XX века)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:54, реферат

Краткое описание

Философская и общественно-политическая мысль Беларуси своими корнями уходит в культуру Киевской Руси, являющуюся общим духовным достоянием восточнославянских народов. Возникнув как выражение общественной духовной потребности утверждения широкого концептуального взгляда на мир (природу, общество, человека), философская мысль развивалась как органическая составная часть национальной культуры. Она отразила сложный и противоречивый процесс формирования белорусской нации, стала ярким свидетельством роста духовно-нравственного, социального и национального самосознания народа.

Оглавление

Основные черты и проблемы Древнебелорусской философии…………...3
Климент Смолятич……………………………………………………………...5
Онтология…………………………………………………………………… .5
Гносеология. Вера и разум…………………………………………………. 5
Человек и его история……………………………………………………… .6
Кирилл Туровский…………………………………………………………….. .7
Этико-педагогические идеи Кирилла Туровского…………………………7
Нравственная позиция Кирилла Туровского……………………………… 8
Философская мысль эпохи Возрождения в Беларуси………………………9
Ренессансный гуманизм…………………………………………………….....10
Сымон Будный…………………………………………………………………11
Франциск Скорина…………………………………………………………….12
Национальное самосознание и философская мысль в 17-19 веках……...15
Философская мысль Беларуси в 17-18 вв…………………………………….15
Симеон Полоцкий……………………………………………………………...16
Казимир Лыщинский…………………………………………………………..17
Идеи Просвещения в Беларуси……………………………………………….18
Революционно-демократическая мысль 19в…………………………………19
Белорусская философия первой четверти XXв…………………………….22
Я.Окунь…………………………………………………………………………23
Абдиралович…………………………………………………………………...23
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Реферат - Белорусская философия.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

   Таким  образом, познание, начинаясь с  известной ступени, получает свое  завершение в разуме. Подобная  диалектическая трактовка  процесса  познания, синтезировавшая языческий сенсуализм (восприятие, чувство, ощущение) и созерцательное богословие, являлось серьезным философским достижением и открывала путь будущей науке.

 

  Человек и его история. Смолятич выступает как представитель христианской идеологии нестяжательства, противник незаконного богатства. Он против тех, кто присоединяет дом к дому, села к селам, закабаляет крестьян, приобретает борти и пожни. Идеал Климента Смолятича – не аскетический монах, а образованный, деятельный человек, который знает «20 и 4 словес» грамоты (греческий алфавит), Альфу и Виту (высший курс греческой грамматики, который преподавался в византийских учебных заведениях).

   Средневековый  богослов-философ неминуемо должен  был решать проблему свободы  человека. Казалось бы, поскольку человек живет в этом наисовершеннейшом мире, где все так разумно сконструировано и в котором все предопределено, нет места свободе.

   Однако  такой вывод противоречил бы  сути христианского учения о  свободе воли и идейным и  жизненным установкам Климента Смолятича. Свобода человека, по Клименту, заключается в его возможности разумно распоряжаться всем, что есть в божественном мире. Человек занимает в не особое место в силу своей двойственной природы: он - и тварное существо,  - и венец тварного мира. Лик Божий запечатлен в человеке и это должно заставлять его всегда помнить о своем особом назначении на Земле.

    В  целом его взгляды на человека  и общество можно охарактеризовать  как христианский антропоцентризм,  в соответствии с которым человек  может выполнить свое земное назначение, если будет следовать нравственным заповедям Благодати.[2] 
 
 
 

Кирилл  Туровский 

   Кирилл Туровский оставил нам богатое богословско-философское наследие. Всего подвижник написал 36 молитв. Он – автор12 торжественных поучительных слов на религиозные праздники, наказов, сказаний, воззваний-обращений к князьям, притчей, повестей.  

Этико-педагогические идеи Кирилла Туровского

   В русле  древнерусской традиции, опираясь  на принципы православного мировосприятия, Кириллом Туровским разработаны вопросы, которые легли в основу отечественной этико-педагогической мысли. Фундамент совершенствования духовного мира каждой личности и общества в целом виделся Кириллу в развитии грамотности, просвещения. В то далекое время туровского Учителя волновало то, что грамотность, образование становились привилегией только отдельных сословий. В связи с этим он замечал, что на пути общественного обустройства знания одинаково нужны всем без исключения людям

   В первую  очередь Кирилл видел в книгах средство нравственно-духовного усовершенствования личности. Именно они являются одним из главнейших источников «сердечного разума» (добродетели). Как человеческое тело не может жить без еды, так и его душа должна постоянно питаться «душеполезными словесами».

   Проповедник  предостерегал, что рядом с  совершенными книгами, высшей  из которых является Евангелие,  существуют и порочные, как «халдейские  кощуны», которые мешают человеку  стать на праведный путь. В  сети таких книг попадают люди, недостаточно подготовленные, у которых разум находится в дремоте, а основы веры недостаточно прочные. Праведники же благодаря трезвому разуму могут читать и такие книги, потому что в состоянии отличить богомудрость от сатанинской паутины.

   Основное  предназначение человеческой мудрости, на взгляд Кирилла, - спасение души, которое возможно только с приближением к Богу. Творец точно знает пути к совершенствованию личности. Познать эти пути можно, только познав сущность Бога.

   Общество  приблизится к совершенству, если  каждый человек свои знания, разум и мудрость направит на нравственно-духовное развитие. Просветитель стремился убедить людей в том, что безнравственный, бездуховный человек не может быть мудрым. Несовершенный разум, по мнению Кирилла, - прямой путь к духовной нищете, порочной жизни.

   Книжник  твердо верил в безграничную  силу разума. Повествуя о природе  человека, он заострял внимание на том, что кроме души и тела есть еще разумная душа – ум. Это давало ему основание утверждать, что «душа умородительна». Вот почему благодаря уму человек может возвыситься до вершины духовного совершенства, организовать жизнь в строгом соответствии с важнейшим нравственным законом, избавиться от искушающих его порочных действий и поступков. В своих произведениях он обращал внимание на то, что, с одной стороны, недостаток ума приводит к порокам, а с другой – его развитие с отрывом от веры может соблазнить человека к самоволию, гордыне и иной нравственно-духовной хвори. Разум. Опирающийся на веру, является основой этико-религиозных идей святителя. Как высоко ни ценил Кирилл мудрость и ум в определении степени совершенства личности, однако на первое место он ставил смиренность., что включает в себя терпеливость, доброжелательность, покладистость, рассудительность и другие нравственные качества.

  Значительное  место в его произведениях  занимает выявление отрицательных  нравственных качеств. Одним из  наихудших пороков святитель  считал гордыню. Опираясь на  основные постулаты христианской  этики, туровский книжник считал, что гордыня является необыкновенно благоприятной почвой для развития духовных недугов, которые, в свою очередь, дают начало и телесным болезням человека. Таким образом, человек одновременно слабеет душой и телом. Непосредственно из гордыни развивается «непокоренье», «прекословье», «тщеславие», «немилосердие» и другое зло.

  Согласно  христианскому учению, Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством  является любовь. Именно она возвышает  человека над другими живыми  существами и очищает душу  каждого. Важнейшим проявлением  любви является милосердие. Приобретение этих качеств помогает человеку возвыситься к вершинам добродетели и духовного совершенства. 

Нравственная  позиция Кирилла  Туровского

   Знакомство  с творческим наследием Кирилла позволяет заключить, что оно имеет непреходящее значение, ибо формирует высокие моральные ценности. Большинство из его творений направленно, прежде всего, на духовные потребности, они далеки от будничных нужд современного Святителю Кириллу общества, и сам Кирилл не устает повторять, что он не стремится к оригинальности, оставаясь верным Священному Писанию, ибо в грешной душе не родится благое деяние и слово полезное.

   Бог сотворил  все видимое и невидимое словом, основал небеса и землю, вселенную  и ее пределы, тварей и людей: «сошел он и вошел в плоть человеческую, и вознес ее от земли до небес, и престолом Божьим стала плоть человеческая». Пожелал Бог отдать во власть человека землю и все живое, дав ему зщакон и заповеди.

   Рассуждая  о земной жизни, Кирилл утверждает, что человек грешен Человеку, погрязшему в телесных желаниях, нельзя беседовать о духовном: не достигнут цели слова грешника, лишенные благодати Святого Духа.  Адам был изгнан из рая и осужден обрабатывать землю, из которой и был взят. Пренебрег Божьим заветом ради высокого сана и славы земной. За это Адам был осужден смертью, что прикоснулся к древу познания добра и зла. Повелел Бог изгнать из рая Адама, потому что запретного коснулся, т.е. до разрешения вошел в освещенное место.

   Идеалом  нравственности для Кирилла является  смиренномудрие через покаяние, благоверие. Таким образом, в творчестве Туровского нашло свое выражение понимание добродетели, добра и зла, смысла жизни, изобличение человеческих пороков, нравственного идеала. Мыслитель проповедовал идею доброго начала в человеке, верил в его высокое предназначение. В произведениях Кирилла звучит нравственный призыв бороться со всяким злом, низостью, предательством. Он обращается к душе и совести каждого человека, тем самым провозглашая ценность общечеловеческих нравственных норм. Его позиция направлена на формирование в человеке светлых, чистых качеств. Учение Кирилла не потеряло своей актуальности и в наше время.[3]  
 
 
 

Философская мысль эпохи Возрождения  в Беларуси

 

  В связи с возросшей ролью горожан в жизни общества расширяется социальная база духовного производства, что послужило причиной заметной демократизации отечественной культуры XVI-XVII вв. Наряду с сословно-классовой борьбой существенное воздействие на духовно-культурную атмосферу, общественно-философскую мысль эпохи оказывала борьба национально-релииозная, сопротивление патриотически-настроенных слоев общества католической экспансии в униатской политике.

   Типологически  ренессансно-гуманистическая культура  Белоруссии является составной  частью Восточноевропейского Возрождения. Последнее в свою очередь входит в состав Северного Возрождения, особенностями которого являются связь с Реформацией, национально-культурное движение, религиозно-этическая тенденция, существенная зависимость от феодально-средневековых традиций. Основным ядром Восточноевропейского ренессанса являлость Восточнославянское Возрождение. В силу того, что Возрождение в Белоруссии есть единство общеевропейского и регионально-национального, оно обладает общими и особенными чертами и закономерностями. Общими являются наличие развитой экономической и социально-политической городской культуры, формирующейся народности и т.п. Что касается специфических черт  развития духовной жизни

Белоруссии рассматриваемой  эпохи, оказавших существенное влияние  на характер отечественной ренессансно-гуманистической культуры, то к ним относятся: преемственная связь с древнерусской культурно-философской традицией; столкновение «восточных» и «западных» культурно-идеологических, философских и религиозно-церковных тенденций; становление духовной культуры белорусской народности в составе разнонационального и разнорелигиозного образования – ВКЛ, а затем Речи Посполитой, в условиях незавершенного процесса национально-духовной дифференциации и культурной консолидации белорусской, украинской и литовской народностей, что обусловило полилингвизм отечественной письменности и неоднозначность национально-культурной принадлежности ее творцов; генетическое и духовно-культурное родство белорусского, русского и украинского народов; наличие в течение определенного периода относительной веротерпимости; взаимодействие и взаимовлияние белорусской, русской, украинской, литовской и польской духовных культур; взаимопроникновение ренессансного гуманизма и Реформации; связь не только с антифеодальным, но и освободительным национально-религиозным и общественно-культурным движением белорусского и украинского народов; запаздывающий в сравнении с Западной и Центральной Европой процесс развития ренессансной культуры, функционирование ее в обстановке феодально-католической реакции, контрреформации и развивающейся культуры барокко. 

Ренессансный  гуманизм

   Одним  из существенных моментов формирования  понятия ренессансн гуманистической  культуры Белоруссии является  становление белорусской культуры  и национального самосознания.

   При выяснении  мировоззренческого содержания  ренессансного гуманизма используется  модель, разработанная советскими  учеными на основе марксистско-ленинской  методологии. Ренессансный гуманизм, определяется как качественно-опрделенная,  конкретно-историческая, раннебуржуазная по своему существу или в своих основных тенденциях концепция, возникшая в результате разложения феодально-средневекового, теологического мировоззрения и выражающая новое отношение прогрессивных социальных сил эпохи к человеку, природе, обществу. Советское ренессансоведение, базирующееся на марксистско-ленинской методологии и предшествующей научной традиции, выделяет 3 основных принципа, составляющих стержень гуманизма эпохи Возрождения:1) учение о самодовлеющей ценности человеческой жизни (или возрожденческий антропоцентризм), в центре которого оказывается не проблема загробного воздания, а земного предназначения человека; 2) учение об абсолютной духовной свободе, т.е. о неограниченных возможностях человека в его отношении к самому себе,  познанию, творчеству, миру; 3) натурализм как универсальный способ интерпретации человека и природно-социальной реальности.

   В это  время становятся известными  работы таких книжников, как  Франциск Скорина и Сымон Будный.[4] 
 
 

Сымон Будный

 

  В соответствии с духом времени философские проблемы рассматривались Будным преимущественно в рамках теологии. Будный отверг безоговорочный авторитет «отцов церкви» и схоластической философии. Критерием «религиозной истины» он считал индивидуальный человеческий разум. Он критиковал те положения христианского вероучения, которые, по его мнению, не могли получить рационального обоснования или быть объяснены на основе естественных причин. Если философы – схоласты подчиняли разум вере, откровению, то Будный, напротив, веру и «Священное писание» стремился подчинить разуму, а многие библейские чудеса истолковывал как естественно-обусловленные события.  Теизм Будного носил неортодоксальный характер.

   Будный выдвигает принцип сомнения. «Необходимо подвергать испытанию все, с чем вы имеете дело, - писал он. – В противном случае мы не только не избавимся от заблуждений, но еще больше погрязнем в них». Будный неоднократно отмечал, что человек не должен полагаться на веру, а обязан подвергать сомнению традиционные религиозно-философские установки и понятия, испытывать их орудием разума, человеческого опыта. Только после подобного испытания возможно определить их истинность или ложность. Сформировавшийся на основе ренессансного скептицизма принцип сомнения своим острием был направлен против схоластических методов философского мышления – авторитаризма и догматизма.

Информация о работе Философская и общественно-политическая мысль Беларуси (XI – начало XX века)