Политическая мысль древнего мира и средних веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Политология - наука сравнительно молодая. В то же самое время она имеет глубокие исторические корни. На это прямо указывают авторы многочисленных работ по политологии, отмечающие, например, тот факт, что еще в далекие античные времена, практически одновременно в разных частях тогдашнего цивилизованного мира были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, были сформулированы первые политические концепции и поставлены политические проблемы, не утратившие своей значимости вплоть до настоящего времени.

Оглавление

Возникновение политической науки……………………………………..3

Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима………………..5

Политические концепции средневековья……………………………….10

Список литературы

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 31.35 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное

учреждение высшего  профессионального образования

«Саратовский  государственный аграрный

университет им. Н.И. Вавилова»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология»

на тему: «Политическая  мысль древнего мира и средних  веков»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы Бс-33

Специальности 080109.65

«Бух. учет, анализ и аудит»

Бресланова Д.Ф.

 

 

Саратов 2013

Содержание

 

  1. Возникновение политической науки……………………………………..3

 

  1. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима………………..5

 

  1. Политические концепции средневековья……………………………….10

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Возникновение политической науки

Политология - наука сравнительно молодая. В то же самое время она имеет глубокие исторические корни. На это прямо указывают авторы многочисленных работ по политологии, отмечающие, например, тот факт, что еще в далекие античные времена, практически одновременно в разных частях тогдашнего цивилизованного мира были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, были сформулированы первые политические концепции и поставлены политические проблемы, не утратившие своей значимости вплоть до настоящего времени. Поэтому анализ политических учений Древнего мира и Средних веков актуален и в наши дни, что определяет практическую значимость данной работы.

Политическая наука в  строгом смысле этого понятия  сложилась не сразу. Ее формированию предшествовал длительный период развития политической мысли и политических учений в разных странах мира. «Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретико-познавательном плане генезис политических и правовых учений (теорий) проходил в русле постепенной рационализации первоначальных мифических представлений». 

Анализ политических учений дается, как правило, в хронологическом (временном), пространственном (географическом) и портретном измерениях. Кроме этого  при анализе политических учений стран, как Древнего мира, так и  Средневековья учитываются религиозные, политико-социологические и юридические  традиции.

Религиозная традиция в развитии политической мысли исторически  предшествовала всем другим. Сказанное  объясняется тем, что религия  возникла значительно раньше, чем  другие формы общественного сознания.

Политические идеи и учения в древности были проникнуты мифологическими, религиозными представлениями: политика рассматривалась как результат  божественного предначертания и  правления, высшие правители считались исполнителями божественной власти на земле, их полномочия объявлялись священными, власть - неприкосновенной и наследственной, социальное неравенство - предопределенным и рациональным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Политическая идеология  Древней Греции, как и других стран  древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного  сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось  рабовладельческое общество, имело  значительные особенности по сравнению  со странами Древнего Востока.

Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор, совершенствование технических  навыков и умений, активное участие  граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего  в мире. На этой почве в Древней  Греции зарождается философия как  особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-социологические концепции  начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений.

Особенность политико - социологической традиции состоит в том, что ее представители не сводят исследование политики к какому-либо одному компоненту, а на основании логического и исторического анализа взаимосвязей между этими компонентами пытаются выявить наиболее важные черты, тенденции и закономерности, свойственные функционированию и развитию политики в целом. При этом сама политика рассматривается ими не изолированно, а в широком и многоплановом контексте - как часть более сложной, динамичной и самовоспроизводящейся системы, каковой является человеческое общество.

Среди первых мыслителей, внесших  существенный вклад в формирование политико-социологической традиции, особо следует выделить Демокрита, Аристотеля и Платона.

Согласно Демокриту (460-370 гг. до н.э.), возникновение и становление человека, человеческого рода, общества и политической жизни является составной частью естественного процесса всеобщего развития, которое, в свою очередь, представляет собой ни что иное, как движение атомов в пустоте. Этот процесс осуществляется без божественного вмешательства и имеет прогрессивную направленность. Ведущую роль в нем играет сам человек.

Разумно устроенный полис  олицетворяет собой общее дело всех свободных граждан и служит его  опорой. Поэтому каждый обязан вносить  свою лепту в это общее дело, с тем, чтобы таким образом обеспечивать достижение всеобщего благополучия, для чего существуют три пути. Первый - это воспитание, обучение и образование, в результате которых у человека формируется способность правильно мыслить, должным образом действовать и со знанием дела принимать нужные решения. Второй путь - это единомыслие, которое для Демокрита является синонимом моральной и социально-политической солидарности. Единомыслие не только не исключает, но и предполагает разнообразие мыслей, но в определенных пределах, а именно - пока разнообразие не превращается в междоусобицу. Третий путь - умелое управление, которое характеризуется Демокритом как наивысшее искусство.

Главным в творчестве Платона (427 - 347 гг. до н.э.) - ученика Сократа, является учение о двух мирах, мире идей и мире явлений. Мир идей - это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира. Мир явлений - это нечто мнимое, несамостоятельное и подвижное, точнее, это искаженная копия мира идей.

С учетом сказанного Платон подходил к анализу всех проблем  политики, в том числе к характеристике идеального государства, которое трактуется им как максимально возможное  воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Раскрывая смысл этого  государства, Платон выделял следующие  его особенности. Во-первых, разделение труда между гражданами, основанное на строгой иерархии основных сословий полиса: философов-правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. Подобного  рода разделение труда в государстве  соответствует трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Во-вторых, хорошо отлаженную систему воспитания, которая должна способствовать поддержанию и воспроизведению иерархии сословий. И, в-третьих, аристократическую форму правления, которая обеспечивает приход к руководству государством лучших и благородных ее представителей. Аристократической форме государственного правления Платон противопоставлял четыре других, каждая из которых представляет ту или иную степень отклонения от идеала: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Переход от одной формы государственного правления к другой обусловлен искажением тех принципов, на которых каждая из этих форм зиждется.

Громадный вклад в формирование политико-социологической традиции внес Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который по праву считает зачинателем политической науки как самостоятельной области знания. Суть его идей состоит в том, что политическая жизнь индивидов концентрируется в полисе, который является особенностью и продуктом эллинской культуры. Именно в полисе как городе-государстве, олицетворяющем подлинную политическую жизнь, происходит формирование человека как существа политического.

Государство является результатом  естественного развития, а не божественного  предначертания. Его главная цель - достижение блага всех граждан. Исторически государство представляет собой более позднее образование, чем индивид, семья и т.д., ибо возникает из разросшейся семьи. Форма государства определяется с одной стороны тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исходя из этого, Аристотель подразделяет формы государства на правильные, при которых правители имеют в виду общую пользу, и неправильные, где в основе лежат только собственные интересы правителей. К правильным формам государства он относил монархию, аристократию и политию, а к неправильным - тиранию, олигархию и демократию.  Аристотель отдавал предпочтение политии, полагая, что благодаря сочетанию в себе лучших качеств аристократии и демократии полития обеспечивает правление подлинного большинства в интересах общей пользы.

Политико-правовые учения в  Древнем Риме формировались на основе философских направлений, которые  были перенесены из Греции. В своих  наставлениях по философии римские  мыслители обычно воспроизводили греческие  учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций  римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления  о формах государства, о соотношении  закона и справедливости, о естественном праве и др.

Политическая и правовая мысль Древнего Рима служит наглядным  примером формирования юридических  традиций в политологии.

В становлении и развитии юридической традиции безусловна велика роль древнеримских юристов. Благодаря  творческим усилиям этих юристов  в Древнем Риме была создана новая наука - юриспруденция, в центре внимания которой находился широкий круг проблем теоретического и практического характера: взаимодействие нормального и отклоняющегося поведения; соотношение публичного и частного права; систематизация и кодификация права; создание и применение норм права; правила и приемы толкования юридических норм. Все эти и многие другие вопросы вошли в понятие римского права, которое справедливо рассматривается в качестве классического и до сих пор непревзойденного. В числе прочих достоинств римскому праву свойственны два весьма важных и взаимосвязанных положения: во-первых, обозначение принципиальной границы между нормативно одобряемым и отклоняющимся аспектами социального порядка. И, во-вторых, включение в сферу права и правоведения обоих этих аспектов социального порядка (позитивно-нормативного и негативно-аномального) в качестве взаимосвязанных сторон единого предмета правовой регуляции.

Из политических учений Древнего Рима выделим идеи Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.). Особый интерес представляют, в частности, его идеи о формах государства, о смешанном правлении, сочетающем в себе достоинства личной, аристократической, демократической власти, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве и вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека, о гражданине как субъекте права и государства. Отстаивая примат легально существующих республиканских учреждений над всеми другими политическими силами и группами, выступая ярым поборником идеи всеобщего согласия и блага государства, Цицерон на протяжении всей своей практической деятельности вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Политические концепции средневековья

Классический вариант  религиозной традиции в истории  политической мысли представлен  в учениях средневековья, переходной ступенью к которым была политическая теория Аврелия Августина (Блаженного Августина) (353 - 430 гг).

По Августину, Вселенная  разделена на два града, два мира: град Божий и град Земной (изначально греховный, но обязанный стремиться к Богу).

Государство и право принадлежат  людям, значит, греховны, однако вполне допустимы, если не противоречат интересам  церкви. В государстве обязательно  должны сохраняться справедливость (право) и уважение к религии. Несмотря на греховность Земного града, христианские общины и христианская церковь вынуждены  мириться со светскими властями.

Греховность земной жизни  возникает вследствие господства человека над человеком, поэтому естественным и неизбежным является рабство (вплоть до Второго пришествия и Судного  дня). Земные порядки, даже неправедные, все же следует соблюдать, если они  не противоречат церковным. В государстве, по мнению Августина Блаженного, должны уважаться и соблюдаться правовые, моральные и религиозные нормы.

Августин подчеркивал  ничтожность отдельного человека пред лицом Бога. Отдельный индивид - не цель в себе или для себя, а только средство в осуществлении божественного порядка.

Августин дифференцировал  формы правления на справедливые и несправедливые по морально-религиозному принципу. Отсюда появляются несправедливая аристократия - клика, несправедливый правитель - тиран. Причина вселенского зла, по Августину Блаженному, в свободной воле, ее извращенности.

Информация о работе Политическая мысль древнего мира и средних веков