Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:32, контрольная работа
Политология - наука сравнительно молодая. В то же самое время она имеет глубокие исторические корни. На это прямо указывают авторы многочисленных работ по политологии, отмечающие, например, тот факт, что еще в далекие античные времена, практически одновременно в разных частях тогдашнего цивилизованного мира были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, были сформулированы первые политические концепции и поставлены политические проблемы, не утратившие своей значимости вплоть до настоящего времени.
Возникновение политической науки……………………………………..3
Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима………………..5
Политические концепции средневековья……………………………….10
Список литературы
Учение Августина Блаженного использовалось с V века римско-католической церковью для обоснования своих теократических претензий, попыток подчинить светских государей (королей) верховенству римского папы.
Вершиной религиозной политической мысли эпохи средневековья стало учение Фомы Аквинского (Аквината) (1225-1274 гг.), который после смерти причислен католической церковью к лику святых.
Фома Аквинский воспринял идеи Аристотеля, направив их на служение церкви. Его перу принадлежат такие сочинения как «О правлении князей», «Сумма богословия», «Комментарии к «Политике» Аристотеля», «Комментарии к «Этике» Аристотеля».
Фома Аквинский считал, что разум должен быть подчинен вере.
Фома Аквинский, защищая интересы духовных феодалов, как и Августин Блаженный, подчеркивал неизбежность рабства как наказания за людские грехи, справедливость сословного разделения общественной структуры.
Аристотель видел задачу государства во всеобщем благе граждан, Фома Аквинский внес в это церковный элемент, считая, что государство должно, прежде всего, охранять веру, католическую церковь.
При столкновении интересов церкви и государства Фома Аквинский допускал возможность народного антиправительственного восстания против богомерзкого режима. Следуя за апостолом Павлом, Фома Аквинский утверждал божественную сущность государственной власти, но не конкретного отдельного правителя, который вполне может быть греховен. Государственная власть распространяется только на земные дела. Церковная власть решает духовные дела, светским государям следует ей подчиняться, т.к. римский папа есть наместник Бога на земле. Это, так сказать, доведенная до логического конца и творчески переработанная идея Августина Блаженного о двух градах. Фома Аквинский резко выступал против еретиков, допуская даже их казни. Поэтому Фома Аквинский оправдывал необходимость инквизиции.
Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделял три пары форм государства (в каждой по справедливой и по несправедливой): монархия-тирания, аристократия-олигархия, полития-демократия.
Наиболее естественной формой
правления Фома Аквинский считает
монархию, монарх должен олицетворять
весь народ и заботиться о нем.
Республиканскую форму
Основным признаком
1. Вечный закон - главный, управляющий миром и естественными склонностями живых существ божественный разум.
2. Естественный закон - отражение вечного закона во всех живых существах, фундамент позитивного права, заключающийся в законах природы и морали.
3. Человеческий закон - позитивное право, основанное на естественном праве и расширяющее его трактовки. Однако иногда человеческий закон, с сожалением отмечает Фома Аквинский, не совпадает е нормами естественного закона.
4. Божественный закон - Священное Писание.
Нарушение любого закона наказуемо, подчеркивал Фома Аквинский. Но, говоря о законотворчестве государственной власти, Фома Аквинский подразумевал лишь возможность издания светскими государями норм человеческого закона, а никак не вечного, естественного или божественного закона.
В период средних веков формой политико-правовой идеологии, оппозиционной феодализму, были еретические движения (богомилы, бюргерская ересь, гуситы). Ереси оперировали тем же комплексом богословских понятий, что и церковь; однако из св. писания ими делались антицерковные и антифеодальные выводы. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали, прежде всего, против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное учение Христа.
Список литературы
Информация о работе Политическая мысль древнего мира и средних веков