Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:46, реферат
Цель данной работы:
- дать характеристику политической мысли Средневековья. В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
- рассмотреть зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи;
- изучить политическую философию Августина Блаженного;
- охарактеризовать такие религиозные направления как ереси;
- охарактеризовать политику и право в эпоху классического средневековья, рассмотреть учения Фомы Аквинского.
1) Введение.
2) Информационный блок.
1. Зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи;
2. Политическая мысль Августина Блаженного;
3. Учение Фомы Аквинского о государстве;
4. Средневековые ереси;
3) Заключение.
4) Список используемой литературы.
План.
1) Введение.
2) Информационный блок.
1. Зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи;
2. Политическая мысль Августина Блаженного;
3. Учение Фомы Аквинского о государстве;
4. Средневековые ереси;
3) Заключение.
4) Список
используемой литературы.
Введение
В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V- XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, социальную направленность политико-юридических идей западноевропейского средневековья.
Политические и правовые учения в Западной Европе рассматриваемой эпохи постоянно видоизменялись. Происходившие в них перемены, существенные сдвиги являлись, в конечном счете, закономерным следствием серьезных перемен, сопровождавших эволюцию социально-экономических и политических систем феодального общества в странах Западной Европы.
Одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).
Эта тема актуальна тем, что средневековый застой в Европе, торжество религии над наукой, продолжалось слишком долгие годы. Чтобы лучше понять, что же происходило в Европе в средние века в политической и правовой сферах, мы должны выяснить, что же расшатывало эту религиозную державу.
Цель данной работы:
- дать характеристику политической мысли Средневековья. В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
- рассмотреть зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи;
- изучить политическую философию Августина Блаженного;
- охарактеризовать такие религиозные направления как ереси;
- охарактеризовать
политику и право в эпоху классического
средневековья, рассмотреть учения Фомы
Аквинского.
Информационный
блок.
1. Зарождение христианской политической мысли в эпоху Римской империи
Границы Средневековья могут определяться разными подходами к истории культуры и политики . Однако в любом случае необходимо анализировать христианство, поскольку его идеология это теоретическая основа средневековья.
Главный принцип средневековой политической мысли теократизм, т.е. преобладание над индивидом и государством идеи Божества и идеи церкви. Теократическая идея получила развитие в связи со становлением и укреплением церковной организации. Она вполне оформилась в XIII в. Но сначала обратимся к первоначальному христианству и его идеям.
Христианство возникло в I в. в восточных провинциях Римской империи как религия угнетенных, искавших избавления от бесчеловечных условий жизни в приходе Мессии (Спасителя). В I-II вв. их социальную базу составляли рабы, вольноотпущенники, ремесленники, значительное место среди первых христиан занимали женщины. Однако с конца I начала II в. приток к христианам людей из средних и даже высших классов общества постепенно увеличивался. Распространению христианства в разных группах населения способствовал характер этого религиозного учения, а также форма организации христиан.
В своих реформаторских устремлениях Христос не мог опираться на римские власти, всегда предпочитавшие компромисс с традиционными верованиями и порядками на завоеванных территориях. Государство и правительство в определенном смысле бесполезны, поскольку они неспособны воздействовать и руководить истинно духовным истинно общественным человеком. Вместе с тем, афоризм Христа: «Воздавайте кесарю кесарево, а Богу богово» могло быть истолковано не так, как это делали еврейские жрецы, стремившиеся столкнуть нового пророка с римскими властями. Долг христианина оказывать сопротивление любому правительству, которые нарушает святые заповеди, препятствуя людям веровать в Бога и следовать избранному ими идеалу.
На собраниях, получивших название экклесии (слово «экклесия» в греческих городах означало «народное собрание» когда-то главный орган полисного самоуправления) христиане слушали проповеди, пророчества, читали послания. В каждой общине были свои пророки, были и странствующие пророки, которые, как и апостолы (апостол «посланец», «посол»), переходили из общины в общину.
В I в. в некоторых общинах для руководства повседневной жизнью появились первые старейшины-пресвитеры, они выбирались общиной для осуществления организационно-хозяйственных функций. Иногда их называли епископами, т.е. надзирателями.
Все большее число состоятельных людей принимало новое учение. Чтобы стать настоящими христианами, они должны были заниматься благотворительностью, отдавать часть богатства неимущим. Богатые люди были большей частью образованными, знакомыми с греческой философией.
Создавались и теоретические сочинения, обосновывающие преимущества христианского вероучения. Среди первых христианских теологов были известный адвокат Минуций Феликс, философ Климент Александрийский, Ориген. Распространение христианства в разной этнической среде приводило к расхождениям в вероучении. Процесс превращения христианства в мировую религию шел в обстановке борьбы между общинами. Потребность в единстве и одновременно в распространении христианства привела к пониманию общин верующих не как конкретных общин, между которыми могут быть разногласия и даже вражда, а как такого объединения христиан, которое обладает Божьей благодатью в целом церкви, мистически связанной с Божеством.
Начинает складываться церковная организация. Епископы становятся единоличными руководителями общин: они занимались организацией богослужения, производили отбор священных книг, судили и прощали совершивших проступки христиан, управляли имуществом. Ведущие епископы стали называться митрополитами (митрополит человек из главного города).
Официальные гонения против христиан начались с середины III в. Так, император Диоклетиан в 303 г. издал постановление, запрещавшее по всей империи христианские богослужения.
Основные христианские идеи, которые оказали большое влияние на развитие политической мысли, таковы:
идея самоценности человеческой личности. Каждый человек создан по образу и подобию Бога, и потому каждый человек имеет бесконечную ценность. Из любви к человеку и ради его спасения от греха сам Бог принял распятие. Христианин не может отречься от своей личности, в основе которой образ и подобие Бога;
идея индивидуализма.
Каждый человек имеет
идея равенства
всех людей перед Богом.
христианская
этика, обращенная к низшим
классам общества, подчеркивала
нравственную ценность
провозглашая самоценность человеческой личности, а не коллективных субъектов типа семьи, рода, племени, государства христианское учение денационализировало религию. Нагорная проповедь Христа, в отличие от Закона, провозглашенного Моисеем на Синае для еврейского народа, обращена ко всем, кто пришел его слушать;
формируясь
как мировая религия,
В 313 г. императором
Константином христианство было признано
государственной религией Римской
империи. По инициативе Константина
в 325 г. был созван Первый Вселенский
Собор. И в дальнейшем, после распада в
395 г. Римской империи на Западную и Восточную,
Соборы проводились по инициативе византийских
императоров, нередко председательствующих
на них и придававших их решениям государственный
статус. На Соборах разрабатывалась и
утверждалась религиозная догматика,
которая имела не только сугубо религиозный,
но и политический смысл. Поскольку религия
была господствующей идеологией в средние
века, то, как верно заметил Ф. Энгельс,
«догматы церкви стали одновременно и
политическими аксиомами, а библейские
тексты получили во всяком суде силу закона...»
2. Политическая мысль Августина Блаженного.
Для политической мысли средних веков характерно доказательство того, что высшей властью в обществе является власть духовная (власть церкви).
В период
раннего средневековья
Взгляды Августина о политической жизни общества изложены в его главном трактате «О граде божием». Они глубоко религиозны. В этом произведении Августин проводит мысль о том, что «исторические события зависят от божественного провидения» (Плеханов Г. В. Избр. философ, произведения. — Т. 2. — М,. 1956. — С. 635). Общественная жизнь, по Августину, — это борьба двух противоположных царств — грешного языческого и божественного. Первое из этих царств, полагал он, воплощено в государственных учреждениях Римской империи, второе — в церкви. Государство, которое не подчинено церкви, по его мнению, ничем не отличается от шайки разбойников. Борьба «грешного» и «божественного» царств закономерно приведет к победе католической церкви.
По Августину, бог не только сотворил мир, по и творит его постоянно. Все в мире имеет божественное происхождение, а потому должно приниматься таким, каким оно есть. Необходимыми явлениями, по его мнению, являются рабство и бедность. Рабам и бедным надо правильно понять эту необходимость и терпеть ее. Свобода, по Августину — это не возможность выбора между добром и злом, а обреченность жить в грехе.
За верное и
ревностное служение интересам католической
церкви Августин получил имя «Блаженный»
и был причислен к лику святых.
3 . Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда же завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. О них речь идет в труде «О правлении властителей» (1265–1266 гг.), в произведении «Сумма теологии» (1266–1274 гг.) и в иных работах.
В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики» (кстати говоря, переведенной на латинский язык и тем самым вошедшей в научный оборот лишь в конце 1250-х гг.).
От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. При акте творения сперва появляются вещи как таковые, потом следует их дифференциация сообразно функциям, которые они выполняют в границах внутренне расчлененного миропорядка. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым делом учреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им.