Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:54, реферат
Философская и общественно-политическая мысль Беларуси своими корнями уходит в культуру Киевской Руси, являющуюся общим духовным достоянием восточнославянских народов. Возникнув как выражение общественной духовной потребности утверждения широкого концептуального взгляда на мир (природу, общество, человека), философская мысль развивалась как органическая составная часть национальной культуры. Она отразила сложный и противоречивый процесс формирования белорусской нации, стала ярким свидетельством роста духовно-нравственного, социального и национального самосознания народа.
Основные черты и проблемы Древнебелорусской философии…………...3
Климент Смолятич……………………………………………………………...5
Онтология…………………………………………………………………… .5
Гносеология. Вера и разум…………………………………………………. 5
Человек и его история……………………………………………………… .6
Кирилл Туровский…………………………………………………………….. .7
Этико-педагогические идеи Кирилла Туровского…………………………7
Нравственная позиция Кирилла Туровского……………………………… 8
Философская мысль эпохи Возрождения в Беларуси………………………9
Ренессансный гуманизм…………………………………………………….....10
Сымон Будный…………………………………………………………………11
Франциск Скорина…………………………………………………………….12
Национальное самосознание и философская мысль в 17-19 веках……...15
Философская мысль Беларуси в 17-18 вв…………………………………….15
Симеон Полоцкий……………………………………………………………...16
Казимир Лыщинский…………………………………………………………..17
Идеи Просвещения в Беларуси……………………………………………….18
Революционно-демократическая мысль 19в…………………………………19
Белорусская философия первой четверти XXв…………………………….22
Я.Окунь…………………………………………………………………………23
Абдиралович…………………………………………………………………...23
Список литературы……………………
Выступая против слепой веры в авторитеты, порождающей догматизм, Будный обосновывает необходимость критического подхода к проблеме научных методов познания и отыскания истины, теоретического мышления. Будный считал, что принцип истолкования Библии не должен существенно отличаться от принципа истолкования природных и социальных явлений. Поэтому по отношению к тем и другим он применяет выработанные гуманистами (Л.Валла, Э.Роттердамский и д.р.) логический, исторический и филологический методы научного исследования. Будный отверг буквальный и аллегорический способы истолкования.
Будный
считал, что авторитет не должен
довлеть над индивидуальным
Мысль
о необходимости освобождения
человека из под власти любых,
в частности схоластических, авторитетов,
борьба за независимость
Будный осозновал ту большую роль, которую должны играть в жизни общества принципы веротерпимости, свободы мысли и творчества, а также то большое зло, которое несут с собой религиозный фанатизм и интеллектуальная нетерпимость. Проявлением гражданского мужества и философской зрелости Будного было выступление против введенной Тридентским собором (1545-1563) церковной цензуры, а также цензуры протестантских теологов.
Будный
обосновывает допустимость
Непременным условием всякой дискуссии, по мнению Будного является возможность свободного обсуждения всех проблем, творческий дух, равноправие спорящих сторон. Будный осуждает ситуацию, когда «всем затыкают рты, а одному или нескольким позволяют, чтобы они писали, что хотели».
Заслуживает
внимания осуждение Будным
Будный осуждал схоластическую философию и ее адептов в Белоруссии – католических священнослужителей и учителей иезуитских коллегий.
Наиболее
фундаментально философская
Франциск
Скорина
Деятельность
Скорины, его философское
Заслугой Скорины как гуманиста был перевод Библии на белорусский язык. Характерной особенностью Скорины как мыслителя была гуманистическая интерпретация «Священного писания». Комментирование Библии являлось одним из весьма распространенных способов философствования в средние века, в эпоху Возрождения и даже в начальный период нового времени. В своих предисловиях и послесловиях Скорина пытался при помощи библейских текстов обосновать гуманистические иделаы эпохи Возрождения.
Философские
взгляды Скорины были
Идейными
истоками мировоззрения
Внимание Скорины обращено к человеку. «Да совершен будет человек божий и на всяко дело добро уготован», - пишет он. По мнению Скорины, человек состоит из двух начал – духовного и телесного. Однако Скорина не противопоставляет эти начала, а пытается отыскать возможности для их примирения, гармонического сосуществования. Человека Скорина рассматривает главным образом в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе его концепции лежит мысль о необходимости и возможности совершенствования человеческой природы, о том, что от этого совершенствования зависит совершенство самого общества.
Скорина ставит перед человеком задачу самопознания, постижения своего внутреннего мира.
Таким
образом, Скорина выступает
Скорина
ставит перед современниками
не только задачу познания
внутреннего мира человека, но
и его совершенствование,
Скорина решает одну из важнейших философско-эстетических проблем – проблему соотношения индивидуального и общественного, личности и общества. Для этики Скорины характерно утверждение примата общего блага перед индивидуальным, общественного перед личным. Скорина также рассматривает человека как существо общественное, лишь в обществе жизнь человека наполняется смыслом. Поэтому, полагает Скорина, люди должны научиться «вкупе житии».
Общественный
интерес стоит у Скорины над
личным, все свои способности
и таланты человек должен
Высшим
принципом человеческого
В качестве
важнейшей этической
Скорина,
таким образом, стремится
Для Скорины
характерно стремление
Одной
из характернейших
Одним
из социально-этических
В соответствии
с характером Возрождения
Таким
образом, обращаясь к
Национальное
самосознание и философская
мысль в 17-19 веках
Философская мысль Беларуси в 17-18 вв.
В 17-18
вв. духовное развитие Беларуси
происходило в условиях
Сложная,
внутренне напряженная духовная жизнь
белорусского общества того времени обусловило
многообразие способов философского осмысления
действительности. В философии Беларуси
Нового времени исследователи выделяют
следующие направления: ренессансно-гуманистическое;
схоластизированный аристотелизм эпохи
контрреформации; материалистически-
В 17 в.
На Беларуси расширяется сеть
учебных заведений,
С конца
17 в. В недрах схоластики
Симеон Полоцкий – выдающийся представитель белорусской и русской общественно-политической и философской мысли 17 в. Симеоном назван при пострижении в монахи. Полоцкий – псевдоним, взятый по месту рождения.
Оставаясь
на религиозно-
Информация о работе Философская и общественно-политическая мысль Беларуси (XI – начало XX века)