Философская и общественно-политическая мысль Беларуси (XI – начало XX века)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:54, реферат

Краткое описание

Философская и общественно-политическая мысль Беларуси своими корнями уходит в культуру Киевской Руси, являющуюся общим духовным достоянием восточнославянских народов. Возникнув как выражение общественной духовной потребности утверждения широкого концептуального взгляда на мир (природу, общество, человека), философская мысль развивалась как органическая составная часть национальной культуры. Она отразила сложный и противоречивый процесс формирования белорусской нации, стала ярким свидетельством роста духовно-нравственного, социального и национального самосознания народа.

Оглавление

Основные черты и проблемы Древнебелорусской философии…………...3
Климент Смолятич……………………………………………………………...5
Онтология…………………………………………………………………… .5
Гносеология. Вера и разум…………………………………………………. 5
Человек и его история……………………………………………………… .6
Кирилл Туровский…………………………………………………………….. .7
Этико-педагогические идеи Кирилла Туровского…………………………7
Нравственная позиция Кирилла Туровского……………………………… 8
Философская мысль эпохи Возрождения в Беларуси………………………9
Ренессансный гуманизм…………………………………………………….....10
Сымон Будный…………………………………………………………………11
Франциск Скорина…………………………………………………………….12
Национальное самосознание и философская мысль в 17-19 веках……...15
Философская мысль Беларуси в 17-18 вв…………………………………….15
Симеон Полоцкий……………………………………………………………...16
Казимир Лыщинский…………………………………………………………..17
Идеи Просвещения в Беларуси……………………………………………….18
Революционно-демократическая мысль 19в…………………………………19
Белорусская философия первой четверти XXв…………………………….22
Я.Окунь…………………………………………………………………………23
Абдиралович…………………………………………………………………...23
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Реферат - Белорусская философия.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

   Выступая  против слепой веры  в авторитеты, порождающей догматизм, Будный обосновывает необходимость критического подхода к проблеме научных методов познания и отыскания истины, теоретического мышления. Будный считал, что принцип истолкования Библии не должен существенно отличаться от принципа истолкования природных и социальных явлений. Поэтому по отношению к тем и другим он применяет выработанные гуманистами (Л.Валла, Э.Роттердамский и д.р.) логический, исторический и филологический методы научного исследования. Будный отверг буквальный и аллегорический способы истолкования.

   Будный  считал, что авторитет не должен  довлеть над индивидуальным человеческим  разумом. Стиль мышления Будного творческий, он выступал против абсолютистских притязаний на окончательную истину, постоянно подчеркивал, что «людям свойственно ошибаться». Как истинный гуманист и эразмианец Будный всегда был готов пересмотреть свою точку зрения при наличии более убедительных аргументов.

   Мысль  о необходимости освобождения  человека из под власти любых,  в частности схоластических, авторитетов,  борьба за независимость мышления, попытка обоснования принципа  объективного научного исследования  имели большое значение как для теории познания формирующийся в новой философии, так и для науки в целом.

   Будный  осозновал ту большую роль, которую должны играть в жизни общества принципы веротерпимости, свободы мысли и творчества, а также то большое зло, которое несут с собой религиозный фанатизм и интеллектуальная нетерпимость. Проявлением гражданского мужества и философской зрелости Будного было выступление против введенной Тридентским собором (1545-1563) церковной цензуры, а также цензуры протестантских теологов.

   Будный  обосновывает допустимость свободы  мнений и  творческого обсуждения  проблем в рамках одной организации.  «Я не вижу причины, - писал  он в сочинении «О светской  власти», - почему противоположные  мнения могут помешать сотрудничеству  людей. Ведь даже святые апостолы и те не во всем согласны были между собой.. Слушатели же не во всем были согласны с апостолами, однако это не мешало их единству и сотрудничеству между ними». Спорящие стороны, по мнению Будного не должны считать друг друга врагами, предавать своих идейных противников анафеме. Такие методы не только не снимают разногласий, а, наоборот, усугубляют их. Так спорили между собой Лютер и Цвингли. В дискуссиях необходимо с большой осторожносью следить за тем, чтобы нас не увлекали старсти. Страсти препятствуют правильным суждениям. Многие осуждают страсти в спорах, но, по правде говоря, редко кто умеет их умерять. «Не давай воли гневу, когда сердишься, тогда будет лучше видна истина», - приводит Будный слова Катона Старшего.

   Непременным условием всякой дискуссии, по мнению Будного является возможность свободного обсуждения всех проблем, творческий дух, равноправие спорящих сторон. Будный осуждает ситуацию, когда «всем затыкают рты, а одному или нескольким позволяют, чтобы они писали, что хотели».

   Заслуживает  внимания осуждение Будным авторитаризма.  Будный является также принципиальным  противником интеллектуального  догматизма. Он протестовал, когда,  «что-либо приняв, придерживаются  этого постоянно и защищают  любыми средствами».

   Будный осуждал схоластическую философию и ее адептов в Белоруссии – католических священнослужителей и учителей  иезуитских коллегий.

   Наиболее  фундаментально философская позиция  Будного обоснована в предисловиях  и комментариях к Новому завету  и в его сочинении «О главнейших положениях христианской веры». Будный отверг троицу и в качестве надмирового абсолюта признал единицу, т.е. единого Бога. Согласно Будному, Бог обладает вечность, всемогуществом, бесконечностью, творящим началом. Бог невидим и неделим. Он сотворил мир из ничего без помощи сына (логоса).  
 

Франциск  Скорина 

   Деятельность  Скорины, его философское учение  были подготовлены всем ходом  предшествующего развития русского, украинского и белорусского народов  в составе Древнерусского государства.  Скорина не только отразил довольно высокую степень развития восточнославянской и, в частности, белорусской культуры в эпоху Возрождения, но и доказал способность белорусского народа к философскому мышлению.

   Заслугой  Скорины как гуманиста был  перевод Библии на белорусский язык. Характерной особенностью Скорины как мыслителя была гуманистическая интерпретация «Священного писания». Комментирование Библии являлось одним из весьма распространенных способов философствования в средние века, в эпоху Возрождения и даже в начальный период нового времени. В своих предисловиях и послесловиях Скорина пытался при помощи библейских текстов обосновать гуманистические иделаы эпохи Возрождения.

   Философские  взгляды Скорины были исторически,  классово и религиозно ограниченными и в силу этого непоследовательными и противоречимы, как сама эпоха, в которую жил белорусский мыслитель. Скорина являлся выразителем интересов передовой части белорусских горожан, главным образом купцов и ремесленников, в мировоззрении которых под влиянием экономических, социально-политических и культурных сдвигов наметился некоторый отход от ортодоксальных представлений своего времени.

   Идейными  истоками мировоззрения Скорины  помимо раннехристианской традиции, средневековой философии и теологии, философской мысли эпохи Возрождения послужили античная философия, народные этические и эстетические представления. Скорина синтезировал разнородный идейный материал. Следует отметить, что мировоззренческие феномены подобного рода типичны для передовых эпох, в которые совершается ломка старых и формирование новых философских теорий. В синтетическом по своему характеру мировоззрении Скорины доминирующим является этический момент. В тесной связи с этикой находятся социально-политические, правовые, эстетические взгляды Скорины, вся философская проблематика, к которой он обращается.

   Внимание  Скорины обращено к человеку. «Да совершен будет человек  божий и на всяко дело добро  уготован», - пишет он. По мнению  Скорины, человек состоит из  двух начал – духовного и телесного. Однако Скорина не противопоставляет эти начала, а пытается отыскать возможности для их примирения, гармонического сосуществования. Человека Скорина рассматривает главным образом в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе его концепции лежит мысль о необходимости и возможности совершенствования человеческой природы, о том, что от этого совершенствования зависит совершенство самого общества.

   Скорина  ставит перед человеком задачу  самопознания, постижения своего внутреннего мира.

   Таким  образом, Скорина выступает как  представитель рефлективной формы теоретического познания – разумного самопознания, продолжая в этом отношении философские традиции античности, а так же выражая одну из характернейших черт философии эпохи Возрождения.

   Скорина  ставит перед современниками  не только задачу познания  внутреннего мира человека, но  и его совершенствование, формирования  в человеке определенных этических  и интеллектуальных добродетелей.

   Скорина  решает одну из важнейших философско-эстетических проблем – проблему соотношения индивидуального и общественного, личности и общества. Для этики Скорины характерно утверждение примата общего блага перед индивидуальным, общественного перед личным. Скорина также рассматривает человека как существо общественное, лишь в обществе жизнь человека наполняется смыслом. Поэтому, полагает Скорина, люди должны научиться «вкупе житии».

   Общественный  интерес стоит у Скорины над  личным, все свои способности  и таланты человек должен использовать  в интересах общественного блага.  Он не абсолютизирует «общественное»  в ущерб «индивидуальному», а  пытается гармонически решить  проблему взаимоотношения между этими двумя этическими категориями. Чтобы быть полезным обществу и всемерно способствовать его совершенствованию, человек должен воспитывать в себе определенные добродетели. Стремление к совершенствованию общества у Скорины тесно связано с совершенствованием человеческой природы.

   Высшим  принципом человеческого общения,  по мнению Скорины, должна быть  любовь человека к человеку. Человеколюбие лежит в основе всех прочих добродетелей. Скорина считал заповедь любви к ближнему не простой нормой повседневного поведения, а общим принципом, законом жизни.

   В качестве  важнейшей этической добродетели  фигурирует у Скорины «справедливость».

   Скорина,  таким образом, стремится отыскать  некий универсальный нравственный  принцип, приемлемый для всех  людей, на основе которого можно было бы регулировать общественную жизнь.

   Для Скорины  характерно стремление отделить  этику от церковной догматики,  что являлось первоначальной  попыткой ее натурализации и  секуляризации. Источник нравственности  белорусский гуманист искал в самом человеке, его разуме, его личном отношении к Богу.

   Одной  из характернейших особенностей  Скорины как мыслителя-гуманиста  является национально-патриотический  характер его мировоззрения. Он  по сути дела был основоположником  национальной традиции в истории белорусской культуры и общественной мысли Белоруссии.

   Одним  из социально-этических принципов  в жизни человека и общества, по мнению Скорины, является  «свобода». Ей он противопоставляет  вместе несвободу, или «неволю», которую осуждает. Однако эти понятия не получили у Скорины разработки.

   В соответствии  с характером Возрождения Скорина  утверждает идеал мыслящего, творческого  человека. Он прославляет людей,  которые стремятся к познанию  и всем прочим наслаждениям, предпочитают наслаждение духа, интеллекта.

   Таким  образом, обращаясь к внутреннему  миру человека, проявляя заботу  о его нравственных и интеллектуальных  началах, Скорина тем самым  утверждал один из прогрессивных,  гуманистических принципов эпохи  Возрождения, согласно которому  истинное достоинство и благородство человека состоит не в происхождении, не в знатности, не в общественном положении, не в его религиозном рвении, а в таких его качествах, как интеллект, моральный облик, способности, а также в реальной пользе, которую он приносит обществу.[5] 
 
 
 

Национальное  самосознание и философская  мысль в 17-19 веках 

Философская мысль Беларуси в 17-18 вв.

   В 17-18 вв. духовное развитие Беларуси  происходило в условиях наступления  феодально-католической реакции.  С одной стороны, продолжали существовать и развиваться идеи гуманизма, с другой – происходило ослабление реформации и усиления контрреформации, что укрепляло влияние католической церкви и способствовало распространению полонизации.

   Сложная,  внутренне напряженная духовная жизнь белорусского общества того времени обусловило многообразие способов философского осмысления действительности. В философии Беларуси Нового времени исследователи выделяют следующие направления: ренессансно-гуманистическое; схоластизированный аристотелизм эпохи контрреформации; материалистически-атеистическое; эклектическое и научную мысль периода разложения схоластики.

   В 17 в.  На Беларуси расширяется сеть  учебных заведений, укрепляется  их материальная база, появляются  собственные традиции учебной  и научной работы. Профессиональная философия развивалась преимущественно в форме схоластики. Важнейшим центром схоластической мысли стал Виленский университет. Схоластика представляла собой комплекс различных дисциплин. Благодаря ей в Беларуси впервые появились собственно философские произведения. В ее недрах утверждались навыки логического мышления, накапливался тот материал, который со временем дал начало новой философии.

   С конца  17 в. В недрах схоластики возникают новые философские идеи. Со временем схоластическая философия эволюционирует к так называемой эклектической философии. Она проявляла себя в идейной защите национально-культурной и религиозной свободы белорусского народа. Схоластические идеи получили воплощение в творчестве Симеона Полоцкого и выступили как один из источников атеистически-материалистических взглядов Казимира Лыщинского.

 

  Симеон Полоцкий – выдающийся представитель белорусской и русской общественно-политической и философской мысли 17 в. Симеоном назван при пострижении в монахи. Полоцкий – псевдоним, взятый по месту рождения.

   Оставаясь  на религиозно-провиденциалистских  позициях, выдвинул много положений, противоречащих официальной религиозной иделогии и подрывающих ее. Церковники обвинили его в распространении западноевропейской средневековой философии, «помышлений» Дунса Скотта. Собор осудил сочинения С. Полоцкого как еретические и запретил их распространение в России.

Информация о работе Философская и общественно-политическая мысль Беларуси (XI – начало XX века)