Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:54, реферат
Философская и общественно-политическая мысль Беларуси своими корнями уходит в культуру Киевской Руси, являющуюся общим духовным достоянием восточнославянских народов. Возникнув как выражение общественной духовной потребности утверждения широкого концептуального взгляда на мир (природу, общество, человека), философская мысль развивалась как органическая составная часть национальной культуры. Она отразила сложный и противоречивый процесс формирования белорусской нации, стала ярким свидетельством роста духовно-нравственного, социального и национального самосознания народа.
Основные черты и проблемы Древнебелорусской философии…………...3
Климент Смолятич……………………………………………………………...5
Онтология…………………………………………………………………… .5
Гносеология. Вера и разум…………………………………………………. 5
Человек и его история……………………………………………………… .6
Кирилл Туровский…………………………………………………………….. .7
Этико-педагогические идеи Кирилла Туровского…………………………7
Нравственная позиция Кирилла Туровского……………………………… 8
Философская мысль эпохи Возрождения в Беларуси………………………9
Ренессансный гуманизм…………………………………………………….....10
Сымон Будный…………………………………………………………………11
Франциск Скорина…………………………………………………………….12
Национальное самосознание и философская мысль в 17-19 веках……...15
Философская мысль Беларуси в 17-18 вв…………………………………….15
Симеон Полоцкий……………………………………………………………...16
Казимир Лыщинский…………………………………………………………..17
Идеи Просвещения в Беларуси……………………………………………….18
Революционно-демократическая мысль 19в…………………………………19
Белорусская философия первой четверти XXв…………………………….22
Я.Окунь…………………………………………………………………………23
Абдиралович…………………………………………………………………...23
Список литературы……………………
Белорусский
революционер-демократ
Признавая
права всех народов на
Понятие
свобода выступало одним из
основных мировоззренческих
С революционно-демократическим этапом политической мысли Беларуси связана деятельность и программа революционно-народнической группы «Гомон».
Видным
представителем народничества
Богушевич рассматривает язык не как внешний отличительный признак народа, а как наиболее важную форму выявления его духовных особенностей. В своих произведениях изображает контрастную картину социального положения трудящихся масс и верхушки общества. Писатель развивает мысль о высоком историческом предназначении народных масс, которое состоит в том, чтобы вносить порядок во внутрисоциальные отношения. Для этого народу необходимо иметь определенную степень свободы. Основным условием социального освобождения и обновления общества является переход от феодальной монархии к демократической республике. Наряду с задачей по обустройству социальной сферы, писатель определяет для народа сверхзадачу – развитие личностных качеств человека. [6]
Белорусская
философия первой четверти
XXв.
Пытаясь осмыслить происходящее с точки зрения «вечности», «смысла», представители либеральной интеллигенции с неизбежностью скатывались на религиозно-идеалистические позиции. Они проповедовали абстрактные идеи долга, морали, утверждали необходимость религиозное мировоззрение. На почве огромной внутренней смуты, внутреннего уныния незаметно вырастали проблемы жизни, постепенно назревали сложнейшие психологические тревоги . Нужен был выход: нужна была какая-нибудь точка опоры, какой-нибудь путеводный знак, который светил бы растерянной мысли в окружающем сумраке. Так, собственно, возник и повысился интерес к вопросам религии и личной морали, которые не замедлили захватить широкие слои интеллигенции.
Выход
из глубокого кризиса
Буржуазные
идеологи широко
Эти идеи получили распространение и в Беларуси как в органах крупной, октябристской буржуазии, так и либерально-буржуазных газетах. В печати отстаивались идеи развития государственной и национальной жизни по законмам эволюции, без резких переводов и скачков.
Н.Бердяев отрицал необходимость революционных преобразований в России. Для наибольшего «добра», за которое ратовал он, нужен переворот не «внешнего», политического характера, а «внутреннего», религиозного. Только в результате такого переворота и может, по его мне ню, произойти объективное воплощение народной воли, возможная лишь в религиозной соборности, в церкви. Естестественным следствием данного переворота явится, как он полагал, утверждение самой «идеи» личности.
Особое
месть в либеральной прессе
Беларуси отводилось
Эти идеи распространялись на фоне широкого освещения в либеральной прессе Белоруссии новейших литературных исканий в России и за рубежом. Представителям неоромантизма (символизма) (Г.Ипсену и М.Метерлинку и их русским последователям) и других течений в литературе (Л.Андрееву, Н.Арцибашеву, А.Ремизову) посвящались обширные исследования. При всей сложности и многоликости модернистских направлений в литературе этого периода, исключающих в сущности однозначную оценку не только отдельных представителей его, но и модернизма в целом, следует отметить как доминирующие в их творчестве мотивы мировой катастрофы, страха смерти, неискоренимых трагических коллизий человеческого бытия в мире.
Центральное
место занимала проблема
Игнат Абдиралович
И.Абдиралович в своем произведении «Адвечным шляхам» обращает внимание на такую особенность исторической жизни Беларуси, как ее срединное географическое положение между Востоком и Западом. Он обращает внимание читателя на то, что белорусы, украинцы и балканские славяне полностью не примкнули ни к Востоку, ни к Западу. Второй особенностью белорусского народа является негативная роль в его истории интеллигенции.
Несмотря
на тотальную критику
И.Абдиралович
предупреждает, что
Список
литературы
1. Майхрович А.С. Поиск истинного бытия и человека / А.С. Майхрович. – Мн..; Навука i тэхнiка, 1992
2. Козел А.А. Философская мысль Беларуси / А.А. Козел. – Мн., 2004
3. Гуманистическое
и христианско-духовное
4. Подокшин С.А.
Философская и общественно-
5. Подокшин С.А. Скорина и Будный / АН.БССР, Ин-т философии и права. – Мн. : Наука и техника, 1974
6. Философская мысль Беларуси / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования «ВГТУ» - Витебск, 2005
7. Короткая Т.П.
Религиозная философия в
Информация о работе Философская и общественно-политическая мысль Беларуси (XI – начало XX века)