Политическая мысль Украины начала XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 01:26, реферат

Краткое описание

Развитие политической мысли в тот период определялось рядом факторов как внутреннего, так и внешнего характера: первой мировой войной и Октябрьской революцией, распространением социалистических идей (марксистских и немарксистских), неудачей в борьбе за украинскую государственность и необходимостью переосмыслить основные события украинской революции, внутренними процессами в советской Украине, волной национализма, ставшей в послевоенной Европе угрожающей силой и др. На этом фоне происходит переоценка ц

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.03 Кб (Скачать)
  1. Краткий обзор развития политической мысли в Украине в начале XX века.

Развитие политической мысли  в тот период определялось рядом  факторов как внутреннего, так и  внешнего характера: первой мировой  войной и Октябрьской революцией, распространением социалистических идей (марксистских и немарксистских), неудачей в борьбе за украинскую государственность  и необходимостью переосмыслить  основные события украинской революции, внутренними процессами в советской  Украине, волной национализма, ставшей  в послевоенной Европе угрожающей силой  и др. На этом фоне происходит переоценка ценностей, проявляются новые общественно-политические движения и концепции. В 20—30-е годы позиции народно-демократического направления, господствующего в XIX в., заметно ослабевают, но на его основе получает дальнейшее развитие либерализм, формированию которого положил начало М. Драгоманов, а также национал-демократия и консерватизм. Появляются альтернативные движения — интегральный национализм  и национал-коммунизм. Наиболее активная разработка новых политических доктрин  относится к 20-м годам и связана  с таким именами, как В. Вернадский, В. Липинский, Н. Михновский, Д. Донцов, Н. Хвылевой,   В. Винниченко. Многие исследователи считают, что после них политическая мысль в Украине не имела ярких личностей.

 

  1. Теория национального самоопределения М. Грушевского

Одной из центральных фигур в украинской политической мысли XX в. был Михаил Грушевский (1866-1934). Он - автор десятитомной «Истории Украины-Руси», крупнейшей историографической работы об украинском народе, которая вошла в сокровищницу мировой историографии. Написанная на большом документальном материале архивов Украины, России, Польши, Швеции, Турции, она, образно говоря, является историческим свидетельством или паспортом украинского народа. Создание М. Грушевским фундаментальной истории Украины имело не только научное, но и политическое значение, поскольку Украина тогда была разделена между австрийскими, польскими и российскими соседями, реакционные круги которых вообще не признавали за украинским народом права на существование как нации и права на собственный язык и культуру.

Творческое наследие М. Грушевского  насчитывает более 2 тыс. библиографических  единиц - книг, статей, рецензий, других публикаций. Он - академик Всеукраинской  академии наук, первый Президент Украины, им подписан IV Универсал, провозгласивший  государственную независимость Украины. Главным направлением его политологических исследований была проблема национального самоопределения.

Это понятие он формулировал достаточно четко. Полная самостоятельность  и независимость является последовательным, логичным завершением запросов национального  развития и самоопределения любой  народности, которая занимает определенную территорию и имеет достаточные склонности и энергию развития.

Что из этого следует?

1) стремление к самостоятельности  является объективной логикой  жизни, необходимостью саморазвития  любого национального образования;

2) самостоятельность и  независимость народа связана  не только с территориальными  владениями, но и с соответствующими  склонностями народа;

3) независимость личности  невозможна без компетенции и  ответственности, независимость напрямую зависит от энергии развития народа;

4) отсутствие «политической  самостоятельности» возможно лишь при условии, когда народность сосуществует с другими при эффективном общественном строе, рациональном государственном управлении. Поскольку такого «благолепия» достичь невероятно трудно, каждая нация имеет право защищать свое естественное стремление к развитию именно политической самостоятельностью;

5) многонациональному государству, из которого народы пытаются вырваться к политической самостоятельности, остается обижаться только на свой рутинный порядок, нерациональную экономику, искаженную национально-культурную политику;

6) борясь за выход из  крупных политико-территориальных  объединений, стремясь к собственной  государственности и политической  независимости, нация должна быть  уверенной, что она вырастит в своей среде умных и дальновидных управленцев, которые приведут народ к процветанию.

Важной чертой деятельности М. С. Грушевского был поиск компромиссов. Он утверждал, что устойчивыми могут  быть отношения наций, основанные лишь на взаимной выгоде, на согласовании своих перспективных состояний развития, при которых свобода, суверенитет и самобытность одного народа не затрагивают другого.

Будучи социалистом по мировоззрению, М. С. Грушевский вместо реальной возможности возрождения  самостоятельной украинской государственности  долгое время отстаивал идею перестройки  России на федеративных началах, где  Украина была бы одним из субъектов  федерации. Только в IV Универсале он отошел от этой позиции. Его нерешительность  в отстаивании национальных интересов, уступчивость Временному правительству  и московским большевикам дорого стоили и ему лично, и украинскому  народу.

 

3.   Либерализм.

В отличие от Западной Европы, где либерализм в XIX в. "триумфально  шествовал", в Украине либеральные  идеи не получили столь успешного  распространения и не приобрели  окончательного оформления. В значительной степени это связано с господствующим политическим режимом, жестоко подавляющим  любые проявления освободительного движения, вследствие чего имело место  засилье и популярность радикальных  течений (то ли в форме русского революционизма, то ли украинского народничества, национализма и т.п.)

Можно выделить три этапа  в распространении либерализма  в Украине. Начало первому было положено М. Драгомановым, который во второй половине XIX в. попытался соединить  западные либеральные идеи с социальными  и национальными. Второй этап связан с деятельностью, главным образом  научно-культурной интеллигенции, представителей российского либерального течения  в Украине в конце XIX - начале XX в.в. Распространению либерального мировоззрения способствовали, кроме  М. Драгоманова, М.Ковалевский (1851-1916), историк, юрист, социолог, академик Петербургской АН, Б. Кистякивскии (1863-1920), профессор Киевского университета, М. Туган-Барановский (1865-1919), экономист, историк, министр финансов Центральной Рады, академик УАН, А. Крымский (1871-1942), филолог-славист, академик УАН, один из ее фундаторов, В. Вернадский (1863-1945), всемирно известный ученый, основоположник геохимии, биохимии, радиогеологии, профессор Московского университета, академик Петербургской АН (с 1912г.), академик УАН и ее первый президент.

Восприятие либеральной  доктрины в Украине не было целостным (в силу вышеуказанных причин и  др.), а частично усвоенные либеральные  идеи находили отражение в других течениях — народно-демократическом, национал-демократическом, консервативном. Украинские общественно-политические деятели и ученые не оставили и  специальных исследований, посвященных  либерализму. Исключение представляют лишь работы Б. Кистякивского: "Государство  правовое и социалистическое", " Социальные науки и право", " и др. В целом в Украинской общественно-политической мысли прослеживаются политические, социально-экономические, правовые и  этические постулаты либерализма. Главные из них:

    • политические:
  • существование демократического государства возможно лишь в условиях политической свободы, которая трактуется как совокупность конституционно закрепленных прав граждан (М. Ковалевский, Б. Кистяковский);
  • децентрализация государства как способ ограничения государственной власти и предоставление гарантий существованию местного самоуправления (М. Драгоманов);
    • социально-экономические:
  • признание частной собственности на средства производства как основы развития общества (М. Туган - Барановский);
    • правовые:
  • признание верховенства права в общественной жизни, взаимосвязь права и свободы ( Б. Кистякивский);
    • этико-гуманистические:
  • в соотношении " человек-общество - государство" "человек" является высшей ценностью, независимо от социального статуса конкретной личности (характерно для большинства вышеназванных мыслителей);
  • популяризация этических основ политической деятельности, связь политики и морали (М. Драгоманов: "Чисте діло потребує чистих засобів."); приоритет общечеловеческих ценностей над социально-классовыми, национальными, необходимость рационального устройства общественной жизни (учение В. Вернадского о ноосфере как сфере человеческого разума и гармонии человека и окружающей природы).
  • В вопросе национально-государственном большинство украинских либералов оставалось индеферентными к проблеме построения суверенной национальной державы, искренне веря в возможность осуществления национальных устремлений народа и защите конституционных принципов в рамках обновленной и демократизированной России.

Третий этап распространения  либеральных идей в Украине относится  к 70-90-м годам XX века. В 70-х годах  либеральная традиция получила развитие в движении украинских диссидентов  и проявилась в правозащитной  деятельности и программных документах Украинской Хельсинской группы, которая  подняла вопрос о нарушении прав и свобод личности в СССР и о  политической независимости Украины (В. Черновол, Е. Сверстюк, В. Стус, и др.).

 

4.   Национально-демократическое направление (или национально-государственное).

Это интеллектуально-политическое направление зародилось в Галиции  и связано с именами И. Франка, Ю. Бачинского и др. В частности, И. Франко, выступая за демократическое  разрешение национального вопроса, за равенство наций, против мессианства  любой нации, всегда был украинским патриотом. Проблема национальной независимости  еще более остро поставлена Ю. Бачинским в статье "Ukraina Irredanta".

В начале XX в. национально-демократические  идеи развиваются и в Приднепровье. В 1900 г. в восточной Украине была создана первая политическая партия — Революционная украинская партия (РУП), объявившая своей целью борьбу за национальную независимость и  социальную революцию. Политическим кредо  этой партии стала работа харьковского юриста (бывшего "тарасовца") Николая  Михновского (1873 - 1924) "Самостійна Україна". Эта работа является этапной в  развитии украинской политической мысли, так как в ней утверждается: "... государственная самостоятельность  есть главное условие существования  наций, а государственная независимость  есть национальный идеал в сфере  межнациональных отношений". Относительно Украины ставится задача борьбы за "одну, єдину, нероздільну, вільну, самостійну Україну від rip Карпатських аж по Кавказькі". Однако, националистическое требование "Украина для Украинцев" и стремление к насильственному  пути достижения провозглашенных целей  вызвало критику других членов партии и привело к ее расколу. "Самостійна Україна" - первый в истории украинской политической мысли радикальный  документ, в котором декларировалась  готовность силой бороться за восстановление утраченной государственности и  обосновывалась законность, опираясь на международное право, выхода Украины  из союза с царской Россией, так  как "московские правители не придерживались заключенных соглашений и первыми  нарушили их".

Дальнейшее развитие национально-демократической  идеологи связано с событиями 1917-1918 г.г., когда на ее позиции переходят  деятели, разделявшие социалистические взгляды, а затем эволюционизировали от федералистских принципов к идеям  национально-государственной независимости (С. Петлюра, А. Шульгин, Е. Чикаленко  и др.) Процесс перехода от политических взглядов умеренного социал-федералистского (либерального) течения к национал-демократическому можно проследить на примере Евгения  Чикаленко, одного из лидеров Украинской демократически-либеральной партии (УДЛП). В программе партии важное место занимала национальная идея, а разрешение национального вопроса  предлагалось путем реформирования России в федеративное государство  и тем самым достичь автономии  для Украины. Его программа радикализируется под влиянием исторических событий, связанных со свержением самодержавия и гражданской войной. Подводя итог ходу национально-освободительного движения, Е. Чикаленко в статье "Где выход?" (1920) делает вывод: "Мы уже увидели и Россию царскую, и Россию Керенского, и большевистскую и знаем, что "москалі" все одинаковые нейтралисты-империалисты, как и поляки". Таким образом он потерял веру в возможность построения федеральной России и перешел на позиции "самостійників"

Национально-демократическая  идеология получила научное обоснование  в работах С. Днистрянского, В. Старосольского и др. С. Днистрянскии (1870-1935) - профессор  права Львовского университета, затем  работал на руководящей работе в  научно-исследовательских и педагогических учреждениях европейских столиц, редактор ряда научных изданий, украинский правовед с европейским именем. Главные  его работы — "Общая наука права  и политики", "Новое государство", "Взгляд на теорию права и политики", "Новые проекты украинской конституции", опубликованные в, основном, в первой половине 20-х годов. В. Старосольский (1878-1942), известный львовский адвокат, государственный деятель УНР, один из основателей "Сичевых стрельцов". Его главные работы: "Теория нации", "Государство и политическое право", "Общественно-политические движения и их носители".

Основные постулаты национально-демократической  доктрины: обоснование права украинского  народа на самоопределение в границах своей этнической территории; признание  национальной идеи и психологии основой  бытия и сущности нации; демократический  политический режим и республиканская  форма правления — основа политического  строя украинской нации.

 

5.   Консерватизм.

Информация о работе Политическая мысль Украины начала XX века