Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 01:26, реферат
Развитие политической мысли в тот период определялось рядом факторов как внутреннего, так и внешнего характера: первой мировой войной и Октябрьской революцией, распространением социалистических идей (марксистских и немарксистских), неудачей в борьбе за украинскую государственность и необходимостью переосмыслить основные события украинской революции, внутренними процессами в советской Украине, волной национализма, ставшей в послевоенной Европе угрожающей силой и др. На этом фоне происходит переоценка ц
Консерватизм, как и либерализм, не получил широкого распространения в Украине. Непосредственная причина его появления была связана с сопротивлением русификации и полонизации. Первый памятник консервативной мысли в Украине — сочинение "История Русов" (приблизительно 1818-1822 г.г.), авторство и год до сих пор не установлены. Написанное с глубокой любовью к Украине, произведение особенно прославляло и романтизировало казацкое прошлое. В XIX в. к консервативному течению украинской политической мысли относились Г. Галаган (1819-1888), П. Кулиш (1819-1897) и др.
В XX в. консерватизм формируется как политико-идеологическая концепция, что в значительной степени было обусловлено существованием Гетманата П. Скоропадского. Концептуальная разработка консервативной доктрины связана прежде всего с именем В. Липинского — самого влиятельного и оригинального украинского мыслителя после М. Драгоманова.
Основные работы: "Україна на переломі. 1657-1659", "Замітки до історії українського державного будівництва в XVII ст.". "Релігія i церква в історії України", "Листи до братів-хліборобів. Про ідею i організацію українського монархізму". Отождествив понятия "нация" и "государство", Липинский снял проблему консолидации современной украинской нации, заменив ее проблемой создания государства независимой, трудовой и легитимной (правовой) монархии английского образца. По его мнению, для консолидации нации, деморализованной бюрократической Россией, для образования независимого государства необходима сильная власть в руках одного человека. Опираясь на опыт гетманско-казацкого периода, Липинский считал самой пригодной для Украины формой государственной власти наследственную монархию во главе с гетманом, который возглавлял бы государственную оборону и через кабинет министров - государственную администрацию. Власть гетмана должна быть ограничена двумя законодательными палатами: низшая - съезд Советов территорий и высшая - Трудовая рада, соответственно защищающих интересы отдельных земель и интересы труда.
Основным условием реализации
идеи украинской государственности
В. Липинский считал единство всех граждан
Украины, независимо от национальности,
конфессии, социально-классовых различий
через выработку
Важное место в концепции Липинского занимает проблема "ведущего слоя" (аристократии): "Без национальной аристократии, без сильных и авторитетных проводников и организаторов нации в ее тяжелой борьбе нет и не может быть нации". Но при этом он не видел в аристократии замкнутую касту, а считал, что это активное меньшинство, объединяющее лучших и самых активных представителей всех классов. Заслуживает внимания и взгляд Липинского на взаимоотношения с Россией. Отвергая российский образец государственности, как неподходящий для Украины, он в то же время подчеркивал необходимость тесного военного и экономического союза России, Украины и Белоруссии как суверенных государств, что объяснял географическим положением, общим историческим прошлым, а также общими экономическими интересами. "Политический союз с Белоруссией и Великороссией - это категорический императив внешней политики нашего будущего государства", - писал Липинский.
В то же время он подчеркивал,
что в государственном
Хотя концепция "трудовой монархии" оказалась бесперспективной, но многие идеи, относящиеся к государственному строительству Украины, сохраняют свое значение и в наши дни. Существенным и оригинальным является вклад Липинского в общую политологию, особенно в теорию элит, политической культуры, гражданского общества и др.
6. Интегральный национализм.
Представители этого направления связывали возрождение Украины с нацией как высшей общественной ценностью.
Предтечей интегрального
национализма можно считать Н. Михневского,
взгляды которого соединяли идеи
независимости и веру в социалистический
строй как единственно
Вера в нацию как высшую общественную ценность достигла гиперболизированных размеров в идеологических постулатах Д. Донцова, который является классиком интегрального национализма.
Дмитрий Донцов (1883-1973), выразитель
правого националистического
Важные элементы концепции Донцова - "творческое насилие" как метод и "инициативное меньшинство" как субъекты его реализации. Он считал, что "инициативное меньшинство" - это группа, мобилизующая народ на борьбу за идею, но чтобы обеспечить победу в этой борьбе, она должна применить "творческое насилие", что означало утверждение авторитарной системы. Резкой критике националистические взгляды Донцова подверг В. Винниченко, оценивая их как фашистские, враждебные украинскому народу и относит данный тип национализма к разновидностям тоталитаризма.
7. Украинский национал-коммунизм.
Представители этого общественно
- политического направления, в отличие
от консерваторов-монархистов и
националистов, искали путь национально-государственного
возрождения на основе социалистических
преобразований. Его появление связано,
с одной стороны, со слабостью, незрелостью
и расколом украинского демократического
движения в начале XX ст., с другой
стороны — с начатой
Как самобытный мыслитель вошел в историю украинской общественно - политической мысли Владимир Винниченко (1889-1951) — сын чабана, убежденный социалист, активный член Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), первый председатель правительства УНР (Генерального секретариата Центральной Рады), известный на Западе писатель и драматург. В определении национально - государственных форм он руководствовался прежде всего интересами строительства социализма, но его политические взгляды прошли определенную эволюцию. В 1917г. Винниченко видел решение украинской проблемы в рамках "федерации российской республики" и участия в ней Украины "как родного с другими государственного тела". Причем, он подчеркивал, что готов отказаться от любых национально-политических форм, если они вредят социализму. Однако большевистская Россия во главе с В. Лениным отказалась сотрудничать с «националистом», и В. Винниченко вынужден был эммигрировать. Несколько лет спустя, уже в эмиграции, он издает трехтомное сочинение "Возрождение нации" (1920), в котором анализирует уроки неудавшейся революции. В нем он приходит к выводу, "...что наилучшим способом развития каждой нации является государственность...Нация без государственности есть искалеченный человеческий коллективный организм". Но и теперь он оставался верным своим социалистическим идеалам, подчеркивая, что возрождение украинской государственности должно происходить "в гармонии с социальным освобождением".
Следует подчеркнуть, что В. Винниченко был автором тезиса - "честность з собою" и пытался достичь почти невозможного - моральной политики. Таким он пытался быть и в годы революции, и позже, когда отказался сотрудничать с фашистами в оккупированной Франции и был брошен в концлагерь.
На основе социалистических
преобразований стремился разрешить
проблему национального возрождения
и Николай Хвылевой (1893-1933), коммунист,
видный деятель советской Украины
20-х - начала 30-х годов, стремившийся
придать коммунистической идеологии
национальное содержание. В ряде памфлетов
1925-1926 г.г. ("Камо грядеши", "Мысли
против течения", "Украина или
Малороссия"), исходя из того, что
Украина стала обычным
Интересны мысли Хвылевого о двух Россиях, писавшего, что, как коммунист, он за Россию "краснопресненских районов". Октябрьской революции, центра мирового и российского коммунизма. Но он, русский по национальности, писатель, эстет, руководитель, ВАПЛИТЕ, видел и другую Россию - "российского мещанина, которому в печенках сидит эта украинизация, который мечтает о "вольном городе Одессе" и который со "скрежетом зубовным" изучает этот "собачий язык...". От такой Москвы он призывал "Геть". Такие взгляды противоречили ортодоксальным принципам марксизма, и в условиях укоренившейся сталинской диктатуры Хвылевой в 1933 году трагически погиб – застрелился.
Заключение
В начале 30-х годов, с установлением
в СССР тоталитаризма, были окончательно
задушены ростки относительно свободной
политической мысли, а политология
как наука развивалась только
в зарубежных научных центрах. С
распадом СССР и провозглашением
независимости Украины
Литература:
Информация о работе Политическая мысль Украины начала XX века