Европейская политическая мысль 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 19:13, контрольная работа

Краткое описание

Общественно-политическая жизнь Западной Европы в указанный период проходила под знаком дальнейшего утверждения буржуазных порядков.

Оглавление

Введение
1. Социально-политическая мысль Западной Европы первой половине XIX веков
2. Европейская политическая мысль второй половины XIX
3. Политическая наука за рубежом в ХХ веке
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 80.00 Кб (Скачать)
 

      Содержание

Введение 

1. Социально-политическая  мысль Западной  Европы первой  половине XIX веков 

2. Европейская политическая  мысль второй половины XIX

3. Политическая наука  за рубежом в  ХХ веке 

Заключение 

Список  литературы

Введение

       Общественно-политическая жизнь Западной Европы в указанный период проходила под знаком дальнейшего утверждения буржуазных порядков. И не удивительно, что идеологические течения того времени определяли свое отношение к этому историческому процессу.

       Сторонники  реставрации старых феодальных порядков сгруппировались вокруг идей консерватизма. Идеологи нарождающегося капиталистического общества разрабатывали идеи либерализма. Противники частной собственности и капитализма продолжали интенсивную разработку идей социализма. Появляется марксизм, выработавший новый историко-материалистический взгляд по проблемам общественного развития, судеб общества и государственности.

       Бентам  — сторонник свободной конкуренции, противник государственной регламентации  хозяйственной жизни. Однако, видя угнетенное положение рабочего класса в Англии, рост числа неимущих, беспомощность социально обездоленных слоев населения, Бентам считал необходимым возложить на государство обязанность помощи беднякам, заботу о воспитании и образовании низших слоев общества и другие социальные обязанности.

       Цель  работы – рассмотреть западную политическую науку в 19-20 вв.

       Задачи  работы – поэтапно охарактеризовать западную политическую мысль; выделить основных политических мыслителей этого  времени.

       1. Социально-политическая  мысль Западной Европы первой половине XIX веков

       Иммануил  Кант (1724-1804) изложил свои социально-политические взгляды в таких трудах, как  «Идеи всеобщей истории с космополитической  точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о  праве».

       Кант  порывает с рационалистической концепцией просветителей XVIII века в вопросах трактовки разумной природы человека. Согласно его взглядам, разум как отличительное свойство человека развивается полностью не в индивиде, а в человеческом роде — в необозримом ряду сменяющих друг друга поколений. Это означало, что просвещение осмысливалось Кантом как всемирно-исторический процесс, в ходе которого человек, благодаря прогрессу культуры, преодолевает зависимость от природы и обретает свободу. Отсюда следует: разумное есть нарастающий итог культуры, а не обобщение существующей практики [3, 140].

       Обоснование этих идей стало крупным шагом  вперед по пути постижения специфики  социальных законов и особенно того из них, в соответствии с которым  субъективные намерения людей не совпадают с объективным результатом истории. Эта социальная доктрина послужила в последующем источником как учения о диалектике общественного процесса, соотношении в нем исторического и логического (Гегель, Маркс), так и концепций, противопоставлявших естественные и общественные науки (различные школы кантианства).

       Важное  значение имел и вывод Канта о  том, что каждый человек, обладая  совершенным достоинством и абсолютной ценностью, в корне отличается от окружающей природы и в своем  поведении руководствуется нравственным законом, который философ назвал «категорическим императивом». Суть его сводится к следующему: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Другими словами, относись к себе и окружающим как к цели и никогда как к средству. В этих формулах выражена идея достоинства личности и автономии нравственного сознания [4, 176].

       По-своему Кант трактует естественное право. Следуя Руссо, Кант придерживался концепции  гипотетического естественного состояния, в котором отсутствовало объективное право. Человеку изначально свойственно одно-единственное прирожденное право — свобода нравственного выбора. Из нее вытекают такие неотъемлемые качества людей, как равенство, способность делиться своими мыслями и т. д. В догосударственном состоянии человек приобретает субъективные естественные права, в том числе право собственности, которое обеспечивается только лишь физической силой индивида. Совокупность таких субъективных полномочий Кант называл частным правом. Оно приобретает свой подлинный характер только в государстве, с утверждением публичных законов.

       В «Метафизике нравов» Кант определяет государство как соединение множества  людей, подчиненных правовым законам. При этом, признавая договорный характер образования государства, Кант рассматривает договор лишь как идею разума, а не как реальное событие. Эта идея является «безошибочным мерилом» права и бесправия.

       Вслед за Руссо и Монтескье Кант обосновал  принцип суверенитета народа и разделения властей. Он выделял республиканскую (основана на разделении властей) и деспотическую (основана на слиянии властей) формы правления.

       Немецкий  философ был решительным сторонником  мира в международных отношениях, предлагал создать всеохватывающую  федерацию самостоятельных равноправных государств.

       Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) в ряде своих произведений, особенно в «Философии права», изложил цельную  систему социально-политических и  правовых взглядов. Гегель ввел в политическую науку понятие гражданского общества, которое представляет собой целую систему материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли, а также сферу реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Как считал Гегель, гражданское общество представляет собой объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности».

       Гражданское общество упорядочивается стоящей  над ним политической властью  — государством. В государстве  Гегель различает объективную и субъективную стороны.

       С объективной стороны государство  представляет собой организацию  публичной власти. Гегель выступает  в защиту конституционной монархии и критикует идеи демократии. Он — сторонник разделения властей  на законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Но Гегель выступает и за органическое единство властей, высшим выражением которого является власть монарха.

       С субъективной стороны государство  является духовным сообществом (организмом), все члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального единства. Основанием такого государства Гегель считал народный дух в форме религии.

       Гегель  в своем творчестве не обходит  своим вниманием и сферу межгосударственных отношений, которую он трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное право — это лишь долженствование, которое зависит от суверенных воль различных государств. Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, может быть решен лишь войной.

       В первой половине XIX в., как мы уже  отмечали, заявляет о себе в Англии и во Франции либерализм, для которого, характерен свой взгляд на политику, государство  и право. В Англии это идейное  течение опиралось на положения и выводы, сделанные Иеремием Бентамом (1748-1832). Он вошел в историю политической мысли как родоначальник теории утилитаризма, основными постулатами которой являются получение удовольствия и исключения страдания как смысл человеческой деятельности, полезность в качестве основного критерия явления, максимизация общей пользы через гармонизацию частных и общих интересов.

       Основатель  английской версии либерализма был  сторонником республиканского устройства государства с разделением властей. Назначение государства Бентам видел в охране собственности и безопасности граждан.

       Наиболее  значительным идеологом либерализма  во Франции был публицист, ученый и политический деятель Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767-1830). В своих  работах основное внимание он уделял обоснованию личной свободы, понимаемой как свобода совести, свобода слова, свобода предпринимательства, частной инициативы.

       Как и Бентам, Констан был убежденным противником вмешательства государства  в промышленную деятельность, ибо  оно ведет коммерческие дела «хуже и дороже, чем мы сами».

       Марксистское  учение оказало существенное влияние  на дальнейшее развитие социально-политической мысли, особенно на формирование коммунистической идеологии.

       Таким образом, политическая мысль Западной Европы в первой половине XIX в. осуществила дальнейшее развитие идей Просвещения: закладываются предпосылки для обоснования идеи правового государства; заявляет о себе идеология либерализма, нацеленная на защиту прав и свобод личности; разрабатываются основы коммунистической идеологии, ставившей своей целью радикальное преобразование всех общественных отношений. Все это расширяло возможности дальнейшего прогресса политической мысли [1, 198].

2. Европейская политическая  мысль второй половины XIX

       Отличительной особенностью социально-политической мысли в указанный период было то, что идеологическое противостояние теперь проходило не между сторонниками феодальных или капиталистических порядков, а между приверженцами капиталистических и социалистических отношений. Причем это противостояние чем дальше, тем больше осуществлялось на основе рационалистических установок и аргументов. Этому способствовало, в частности, и то, что происходило усиление связи между естественными и социальными науками. Возникла идеология позитивизма, сторонники которой занимались изучением эмпирического материала, практического опыта, политических фактов.

       Основоположником  «позитивной философии» является Огюст  Конт (1798-1857). Исходный тезис «позитивной  философии» заключается в том, чтобы  наука ограничивалась описанием  внешнего облика явлений. Это означало, что позитивизм отказывается от поиска первопричин, каких-либо субстанционных начал и сверхъестественных сущностей. Задача состоит в том, чтобы установить связь между различными частями явления.

       Позитивная  философия, по мысли Конта, обусловливает появление новой, «позитивной» политики, основанной на подлинной науке и способной обеспечить правильное сочетание начал порядка и прогресса. Позитивная политика, как считал Конт, не признает никаких прав, кроме права исполнять свой долг.

       Обладание капиталом О. Конт расценивал как  положительное явление и даже общественную заслугу. Ибо капитал  оплодотворяет промышленность, умножает производство. Конт рассматривал банкиров, коммерсантов и фабрикантов в  качестве настоящих общественных деятелей.

       Социальными ориентирами для Конта являлись: научное изучение социальной статистики и динамики ради целей объяснения и предвидения; «порядок и прогресс»  как главная формула умеренного реформаторства; социальная солидарность в общественном взаимодействии; социократия как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее пригодными по роду своих занятии людьми — банкирами, промышленниками и священниками новой позитивной церкви, проповедующей идеи прогресса и преемственности всех, поколений.

       Представителем  либерализма и крупнейшим представителем английского социологического позитивизма  был Герберт Спенсер (1820-1903). Основополагающей идеей учения Спенсера является аналогия политически организованного общества с биологическим организмом. Человеческое общество, согласно Спенсеру, есть нечто большее, чем просто сумма взаимодействующих индивидов. Оно характеризуется особыми условиями существования и производными от них механизмами социального контроля. Поэтому его можно, определить как органическое целое, подобное в некоторых отношениях живому телу. Отсюда правомерность термина «социальный организм», который применяется для обозначения организованной группы людей, способной собственными силами удовлетворять основные потребности своих членов и существовать самостоятельно.

       Спенсер выделяет две стадии развития и два  типа социально-политических организмов: военные (хищнические) и промышленные (индустриальные). Суть социально-политического  прогресса состоит в постепенном переходе от военного типа государства к промышленному. Такова закономерность общей социально-политической эволюции, по Спенсеру.

       Отличительной чертой государства первого типа является регламентация социальной жизни, которая затрудняет самостоятельную  деятельность людей и их организаций. По мере развития хозяйственной деятельности на смену военному типу государства приходит промышленный, в котором членам общества предписывается лишь то, что они не должны делать. Получает развитие торговля и промышленность, утверждается закон равной свободы, что коренным образом меняет положение индивида. Личность — главное начало, государство — производное от нее средство. Государство оберегает индивида. Природе такого государства соответствует представительная власть и наличие разнообразных коммерческих и иных организаций [2, 181].

Информация о работе Европейская политическая мысль 19 века