Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:07, контрольная работа
Структурно моя работа написана следующим образом: вначале располагается введение, содержащей предварительную информацию по теме работы, актуальности данной темы, далее идет Глава 1, в которой дана общая характеристика эпохи Средневековья, в Главе 2 акцентированно внимание на особенностях средневековой философии, Основные философские течения и выдающиеся философы на примере У. Оккама раскрываются в Главе 3. Заключение содержит итоги, подводимые над работой и в конце работы содержится список используемой литературы.
Введе-ние…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика эпохи Средневеко-вья………………………………..5
2. Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм,
провиденциализм. «Бог и человек» – центральная пробле-ма…………………7
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и
номинализм). Выдающиеся философы: У. Оккам ……………………………10
Заключе-ние……………………………………………………………………….20
Список использованной литерату-ры…………………………………………...22
Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет три типа суппозиций: материальную, персональную и простую. Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, то есть нечто единичное. При двух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термина. Например, в высказывании «человек есть имя» термин «человек» не обозначает конкретного человека, а означает слово «человек», то есть указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме, а не вместо вещи. Термин «человек» в высказывании «человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. Поэтому использование общих терминов не обязывает к признанию реальности сущностей-универсалий.
Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нем возможно только вероятное, но не достоверное знание.
В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии. И хотя схоластические штудии продолжались в XV—XVI вв., золотой век схоластической философии был уже позади.
Бритва Оккама — принцип, лаконично сформулированный, как: «Не должно множить сущее без необходимости» [7. C. 71].
Если выражать этот принцип более современным языком, то получится следующее. «Не следует умножать сущности сверх необходимого». Это означает, что изучая какое-либо явление, следует сначала попытаться объяснить его исходя из внутренних причин. Если же это не получилось, то подключать новые сущности. К примеру, исторические события следует сначала объяснить экономическими, политическими причинами, ролью личности в истории. Лишь только в том случае, если всего этого недостаточно, следует вводить в историю инопланетян, масонов и прочие сущности, непосредственно к ней не относящиеся.
Во многом, можно считать, что Оккам разрабатывал некоторые из тем, связанные со Скотом. Особое значение имеет его последовательная защита волюнтаристской позиции, признающей приоритет Божественной воли над Божественным разумом. Однако, вероятно, именно его философская позиция заслужила ему выдающееся место в истории христианского богословия. Следует отметить два важных элемента учения:
1. "Лезвие Оккама", часто называемое "принципом экономии". Оккам настаивал на том, что простота - как философская, так и богословская добродетель. Его "лезвие" отсекало всякие гипотезы, которые не представлялись абсолютно необходимыми. Это имело большое значение для его богословия оправдания. Ранние средневековые богословы (включая Фому Аквинского) утверждали, что Бог вынужден оправдывать грешное человечество посредством "сотворенных одеяний благодати" - иными словами, промежуточной сверхъестественной субстанции, вводимой Богом в человеческую душу, которая позволяла объявить грешника оправданным. Таким образом, открывался путь для более личностного подхода к оправданию, связанного с ранней Реформацией.
2.
Оккам выделялся настойчивой
приверженностью идеям
Бритва Оккама (Лезвие Оккама) - один из основных принципов научного мировоззрения. Впервые был сформулирован в XIV веке английским философом и политическим деятелем Вильямом ОККАМОМ и гласит: "Не следует множить сущностей без необходимости". Или, другими словами, "Понятия, несводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки". Говоря более пространно, "Бритва" не позволяет создавать новых моделей и гипотез для объяснению явлений, прекрасно объяснимых и в рамках имеющихся представлений - например, привлекать гипотезу НЛО для объяснения светящихся "крестов", наблюдающихся над космодромом Байконур при старте ракет-носителей "Союз". Тем не менее, ряд наших современников (А.Вейник) уверяют, что в настоящий момент "бритва" себя исчерпала и прямо-таки режет передовую науку по живому. Вероятнее всего, этот принцип будет существовать и впредь, а при увеличении достоверных научных данных о сегодняшних "ненаучных" явлениях научное объяснение будет становиться именно теми рамками имеющихся представлений, о которой толкует и от которых отталкивается принцип "Бритвы". Для того, чтобы объяснить аномальные явления и НЛО с помощью принципа Оккама, в действительности проще предположить существование множественности миров и неоткрытых пока физических законов, чем объяснять АЯ с помощью общепринятых законов удивительными стечениями обстоятельств и множить тем самым невероятность и искусственность объяснения.
Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя [8. C. 65].
Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.
Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!"[8. C. 115].
Средневековый
спор о природе универсалий
Итак, средневековая
философия внесла существенный вклад
в дальнейшее развитие гносеологии,
разработав и уточнив все логически
возможные варианты соотношения рационального,
эмпирического и априорного, соотношения,
которое станет впоследствии уже не только
предметом схоластических споров, но фундаментом
для формирования основ естественнонаучного
и философского знания.
Список
используемой литературы
1. Боргош Юзеф. Фома Аквинский - М.: Мысль, 1975.
2. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута – М.: Мысль, 1991.
3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.: Издательский Дом “Note Bene”, 1998.
4. Курантов А. П., Стяжкин Н. И. Оккам. — М.: Мысль, 1978. — (Мыслители прошлого).
5. Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.
6. Радугин А.А. Философия: учебное пособие. – М: Центр, 2004.
7. Столяров А. А. Номинализм Оккама./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995
8. Фома Аквинский. Сумма теологии (отрывки) // Антология мировой философии. В 4 т. / Ред. В.В. Соколов и др. М.: Мысль, 1969. – 1972.
9. Чанышев А.Н. Курс
лекций по древней и средневековой философии.
-М.: Высшая школа, 1991.Курантов А. П., Стяжкин
Н. И. Оккам. — М.: Мысль, 1978. — (Мыслители
прошлого).