Философия, сосиология, политология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – на основании литературных источников: 1) изучить взаимосвязь философии и мировоззрения;2) ознакомиться с социальной структурой личности; 3) выявить особенности политической системы Республики Беларусь.
Задачи контрольной работы:
1)нахождение причинно-следственной связи между философией и мировоззрением человека;

Оглавление

Введение…………………………….…………………………………………...3
1. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения человека
1.1 Философия и мировоззрение. Разведение понятий………………………5
1.2 Роль философии в формировании мировоззрения человека……………10
2. Социальная структура личности
2.1Сущность понятия личность……………………………………………….12
2.2 Социальная структура личности…………………………………………..15
3. Политическая система в РБ
3.1 Особенности политической системы Республики Беларусь…………….20
3.2. Функции политической системы Республики Беларусь………………...22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Философия и мировозз 1.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действия для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) ее демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений.

В социально-философском плане в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, теоретическую и практическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Еще одна классификация деятельности может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяются прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Критерий получения нового результата является основанием для выделения творческой или воспроизводящей деятельности. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной[9, с. 123].

Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой общественных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют ее образ жизни, который оказывается центральным понятием и, вместе с тем, связующим звеном между ее внутренним миром, состоянием сознания и способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности[9, с. 125].

Завершая рассмотрение механизмов и структур личности, приведем схему, в которой они находят отражение.

      Таблица 1. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову):

Краткое название подструктуры

К данной структуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки             

Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения             

Особенности познавательных процессов:мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания; особенности эмоциональных процессов: эмоций, чувств.             

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

 

В данной схеме особенности личности сгруппированы в иерархическирасположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств[12, с. 53].

Таким образом, личность представляет собой соединение биологических и социальных характеристик. От того, какими высшими социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью общества.

 

 

 

 

 

 

3.         Политическая система в РБ

 

3.1.         Особенности политической системы Республики Беларусь

Понятие «политическая система» является одним из базовых в современной политической науке. Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Политическая система РБ относится к системам переходного общества. Весьма важным моментом понимания сущности политической системы белорусского общества является уяснение двух базовых понятий – национальная (объединительная, интегративная) идея и национальные интересы государства [1, с. 34].

Национальное самоопределение Беларуси связано с государственным становлением белорусского народа. Народ Беларуси, обретя государственность, завершил консолидацию в единую нацию. Поэтому учредителями государства, носителями его суверенитета и единственным источником образования государственной власти являются все граждане Республики Беларусь.

В основании белорусской общенациональной идеи – национальные интересы как система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.

Национальные интересы – это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они являются социальными по своей природе и государственными по предназначению. Национальные интересы – это осознание и выражение потребностей народа[5, с. 45].

Базовые национально-государственные интересы Беларуси – сохранение и укрепление независимости и суверенитета нашей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспечения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях.

Экономические интересы: поддержание обеспеченности экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие[5, с. 50].

Каковы же особенности функционирования белорусской политической системы в рамках национальных интересов Беларуси?

Центры принятия политических решений осуществляют государственное управление. Государственное управление – это наука о характере и функциях государства и его правительства как органа, через который государство реализует свою власть, о целенаправленном курсе действий органов власти по формированию и реализации важнейших направлении государственной политики, о сущности и содержании процессов принятия политических (управленческих) решений. Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов. Центры принятия политических решений реагируют на политическую повестку, вырабатывая государственную политику[1, с. 65].

Государственная политика – это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. Функционирование любой политической системы – это процесс переработки интересов и потребностей общественных групп в различные направления государственной политики, такие, как: промышленная, налоговая, кредитно-финансовая политика, политика в области предпринимательства и частного бизнеса, инвестиций, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, экологическая политика, молодежная политика и т.д[1, с. 74].

Реализацией (имплементацией) политических решений занимаются органы государственного управления – административный аппарат различных ветвей власти на национальном и местном уровнях. Государственная политика воздействует на интересы, потребности, убеждения граждан[1, с. 77].

На развитие политической системы Беларуси большое влияние оказали республиканские референдумы. В Беларуси состоялось два республиканских референдума: в мае 1995 и в ноябре 1996 года. По результатам майского референдума 1995 года, большинство граждан Беларуси высказалось за конституционное закрепление двуязычия (русскому языку наряду с белорусским был придан статус государственного), изменение государственной символики, укрепление экономических и политических связей с Российской федерацией, а также за право Президента на роспуск парламента в особых случаях, оговоренных в законе. По результатам референдума 24 ноября 1996 года была принята редакция Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом А.Г.Лукашенко (70,5 % населения высказались за данную редакцию). Кроме того, был перенесен День независимости Республики Беларусь на 3 июля (День освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков), сохранена смертная казнь (лишь 17,9 % населения высказались за отмену смертной казни), сохранена государственная форма собственности на землю (лишь 15,3% населения высказались за свободную, без ограничений куплю-продажу земли)[10, с. 57].

 

3.2.         Функции политической системы Республики Беларусь

Здесь следует разобраться с функциями политической системы. Классическая, апробированная в сравнительных исследованиях ряда государств мира модель функций политических институтов выглядит следующим образом.

1. Артикуляция (выражение) индивидуальных и групповых интересов. Носителем этой функции выступают группы интереса. Применительно к белорусским реалиям это могут быть объединения предпринимателей и наемных работников (профсоюзы), многочисленные негосударственные общественные объединения (молодежные, ветеранские, творческие, экологические и т.д.). В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (октябрь 1994 г.). После перерегистрации 1999 г. в Республике Беларусь официально действует свыше 1300 общественных объединений.

2. Агрегирование (обобщение) интересов. Эту функцию выполняют политические партии. Здесь происходит селекция и объединение в единой партийно-политической позиции разнообразных интересов. В Республике Беларусь зарегистрировано 18 политических партий [5, с. 89].

Перечислим основные политические партии Беларуси, учитывая их примерную расстановку в политическом спектре от левых к правым силам: Коммунистическая партия Белоруссии, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская партия труда, Аграрная партия, Республиканская партия, Белорусская социально-спортивная партия, Партия коммунистов Белорусская, Либерально-демократическая партия, Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ», Белорусская политическая партия «Зеленых», Социал-демократическая партия народного согласия, Белорусская партия женщин «Надежда», Партия «Беларускаясацыял-дэмакратычнаяГрамада», Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада), Объединенная гражданская партия, Партия Белорусского Народного Фронта, Консервативно-христианская партия БНФ[10, с. 89].

Функции артикуляции и агрегирования интересов должны выполняться институтами гражданского общества. Институты гражданского общества выполняют функцию поиска общественного согласия. Они являются посредниками между центрами принятия политических решений и гражданами, народом.

3. Функция выработки политического курса, стратегии общественного развития. В белорусской политической системе эта функция принадлежит Президенту. Большую роль здесь призваны выполнять институты законодательной (Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь) и исполнительной власти (Совет Министров), которые формируют коллективные решения[5, с. 92].

В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент – Национальное собрание, состоящее из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Согласно Конституции Республики Беларусь Парламент рассматривает основные направления внутренней и внешней политики страны посредством реализации своей основной функции – принятия законов.

4. Реализация принятых решений связана главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые организовывают определенные мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы[5, с. 94].

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – центральный орган государственного управления (Совет Министров). Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В его состав могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

Органы исполнительной власти подразделяются на две группы:

1)административно-управленческий аппарат (администрация): Правительство, министерства, комитеты, ведомства;

2) контрольно-надзорные органы – органы внутренних дел, служба безопасности, налоговая полиция и т.д., особенностью которых является применение принудительных мер.

Полномочия исполнительной власти можно разделить на два уровня[10, с. 99]. Первый уровень охватывает полномочия исполнительной власти, имеющие «глобальное» значение для жизни общества: охрана общественного порядка, обеспечение национальной (государственной) безопасности и интересов страны; регулятивно-управленческие полномочия – деятельность по руководству и управлению (экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной и т.д.); обеспечение прав и свобод граждан.

Второй уровень составляют полномочия инструментального характера (обеспечение реализации функции первого уровня): нормотворчество (если норма Закона не регламентирует непосредственно исполнительских действий, то она требует уточнения, дальнейшей правовой регламентации в подзаконных нормативных актах); оперативно-исполнительная функция (центральное звено деятельности органов исполнительной власти - управленческое решение - это индивидуальный властный акт, адресованный лицу или органу, призванному разрешить определенную проблему);юрисдикционная функция[10, с. 101].

5. Функция контроля, оценки реализации политических решений относится к деятельности судебной ветви власти.

В Беларуси существует система высших судов: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд; и система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды [5, с. 94].

Информация о работе Философия, сосиология, политология