Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:37, контрольная работа
Цель контрольной работы – на основании литературных источников: 1) изучить взаимосвязь философии и мировоззрения;2) ознакомиться с социальной структурой личности; 3) выявить особенности политической системы Республики Беларусь.
Задачи контрольной работы:
1)нахождение причинно-следственной связи между философией и мировоззрением человека;
Введение…………………………….…………………………………………...3
1. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения человека
1.1 Философия и мировоззрение. Разведение понятий………………………5
1.2 Роль философии в формировании мировоззрения человека……………10
2. Социальная структура личности
2.1Сущность понятия личность……………………………………………….12
2.2 Социальная структура личности…………………………………………..15
3. Политическая система в РБ
3.1 Особенности политической системы Республики Беларусь…………….20
3.2. Функции политической системы Республики Беларусь………………...22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников
Содержание
Введение…………………………….…………………………
1. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения человека
1.1 Философия и мировоззрение. Разведение понятий………………………5
1.2 Роль философии в формировании мировоззрения человека……………10
2. Социальная структура личности
2.1Сущность понятия личность……………………………………………….12
2.2 Социальная структура личности…………………………………………..15
3. Политическая система в РБ
3.1 Особенности политической системы Республики Беларусь…………….20
3.2. Функции политической системы Республики Беларусь………………...22
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников
Введение
1.Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.
Само же мировоззрение определяется как составляющая человеческого сознания: совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Мировоззрение также определяют как совокупность основных убеждений относительно природы, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют интегрирующую роль в поведении, в совместной практической деятельности людей. Направленность человеческого мировоззрения определяется его жизненной философией[4, с. 23].
2. В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения «надприродной», социальной сущности человека и индивида[6, с. 30].
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Каждая личность также обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру[2, с. 12].
3.Понятие «политическая система» является одним из базовых в современной политической науке. Оно позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности, устойчивости, подчеркивая структурную, организационно-
Политическая система существует неразрывно с государством, так как государство является едва ли не самым главным элементом политической системы. Современную политическую систему РБ можно определить как трансформирующуюся систему, где наряду с новыми компонентами cохраняется ряд элементов предшествовавшей советской политической системы. Политическая система республики имеет ряд отличительных особенностей, о которых речь пойдет ниже[10, с. 32].
Цель контрольной работы – на основании литературных источников: 1) изучить взаимосвязь философии и мировоззрения;2) ознакомиться с социальной структурой личности; 3) выявить особенности политической системы Республики Беларусь.
Задачи контрольной работы:
1)нахождение причинно-следственной связи между философией и мировоззрением человека;
2) определение социального в структуре личности;
3) изучение основных особенностей политической системы РБ.
В данной работе были использованы эмпирические методы исследования: анализ литературы, обобщение данных, их классификация.
Структура данной работы состоит из введения, основной части (3 раздела) и заключения. Контрольная работа выполнена на 25 листах.
Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения человека
1.1. Философия и мировоззрение. Разведение понятий
Философия (от греческого «фило» – люблю, «софия» – мудрость) – предметом её исследования является мир в целом – природа, общество, человек и его мышление. Философия описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, способ познания, теория или наука.
Философия возникла параллельно в Др. Греции, Др. Индии и Др. Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась по всему миру[3, с. 18].
Современная философия – это сложная система знаний, в которой отражены наиболее актуальные принципы бытия и познания, законы функционирования и развития мира, раскрывается культурно-историческое единство человечества. Задача философии – не описание явлений действительности, а познание их сущности. Что есть мир и как он возникает? Что такое человек, и какое место в мире ему принадлежит? Что собой представляет природа мира, и существуют ли границы возможностей человека в нем [3, с. 21]? Это вопросы мировоззрения, вопросы миропонимания. Философия возникает именно как мировоззрение, как исторически определенный способ видения и понимания мира, имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями.
Мировоззрение – это система теоретических принципов, аксиологических установок и праксеологических схем, которые обеспечивают осмысленную ориентацию человека в мире, сознательный выбор им жизненного пути, способность и готовность к социально значимым действиям. В мировоззрение входят систематизированные знания о строении и сущности мира, общества и человека, свойственная определенной исторической эпохе картина мира. Эти знания задают образ мира и понимание того места, которое занимает в мире человек. Они воплощены в универсалиях культуры, в которых отражаются фундаментальные характеристики мира как целостности (пространство, время, природный закон, судьба, гармония, красота, добро, справедливость) и которые придают миру смысл и значение относительно человека [7, с. 45].
Аксиологические установки – это система ценностей и ценностных ориентаций, которые определяют отношение человека к миру и к другим людям и обуславливают их деятельность. Это моральные, правовые, эстетические, религиозные, политические взгляды, идеалы и убеждения.
Праксеологические схемы содержат интересы, цели и социальные программы, а также нормы и схемы поведения, которые проявляются в традициях, обычаях, обрядах и которые способствуют интеграции индивида в человеческое сообщество[7, с. 46].
Особая роль в мировоззрении принадлежит вере. Это не только вера в Бога, но и в человека, разум, справедливость, науку, т. е. вера в широком смысле слова как состояние внутренней уверенности человека в том, что цели, которые он ставит перед собой, достижимы. Благодаря этому вера, а значит и мировоззрение, придает человеку способность, желание и готовность действовать во имя тех целей, которые перед ним стоят. Мировоззрение – это не просто мировосприятие или миропонимание, а фактор, который делает человека активным, деятельным, творчески-конструктивным[4, с. 25].
Структура мировоззрения включает в себя 2 компонента: чувства и знания (в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства). Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы 2 среды: эмоциональная (представлена мироощущением и мировосприятием) и интеллектуальная (представлена миропониманием, опирающимся на знания); 2 уровня: мироощущение и миропонимание (миропонимание и мироощущение, как правило, едины, и это единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое)[7, с. 50].
В рамках отношения мировоззрения к общественному процессу выделяют:
- прогрессивное – отвечающее передовым тенденциям своего времени, способствующее осуществлению прогресса;
- консервативное – ориентирующееся на неизменность общественного устройства и отсутствие необходимости преобразований;
- реакционное – имеющее в своей основе регрессивные тенденции, помогающее движению вспять.
Кроме того, необходимо отметить разноуровневость мировоззрения: мировоззрение личности, социальных групп, социальных общностей, общества[11, с. 76].
При всем разнообразии типо- и видообразований мировоззрения можно вычленить его структурные части:
1.Знания специальных наук (помогает человеку ориентироваться в мире, познавать свои связи с обществом, природой, принимать решения).
2.Нормы – социальные общепринятые правила, которые являются образцами поведения ( наиболее значительными выступает мораль и право).
3.Принципы – внутренние регуляторы мышления, поведения, деятельности, общения и отношений человека. Вырабатываются личностью в процессе жизни на базе ее социального опыта с учетом общезначимых социальных норм [11, с. 78].
4. Ценности – социально значимые явления. В процессе жизни личность формирует свою систему ценностей из выработанных обществом, составляя собственную ценностную ориентацию. Она необходима в связи с тем, что человек постоянно стоит перед проблемой жизненного выбора в различных вопросах, оценкой происходящего, перед конкретизацией своей позиции.
5.Идеалы (греч. – «idea» – представление) – мысли о совершенстве: моральном, нравственном, интеллектуальном, политическом, эстетическом и т.д. Они выступают как образцы, будущие ориентиры, желаемая модель внутреннего и внешнего переустройства.
6. Убеждения – знания и принципы, проведенные личностью на своем реальном опыте. В аналогичных ситуациях, они являются пусковым механизмом к действию.
7. Философия – выполняет системообразующую функцию в структуре мировоззрения, выступает как его ядро, остов, основной элемент [11, с. 80].
Мировоззрение бывает двух типов: жизненно-повседневное (складывается в процессе повседневной жизни) и теоретическое (человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения)[3, с. 46].
Совершенно очевидно, что составные части мировоззрения носят конкретно-исторический характер и обусловлены целями эпохи, ее ценностями, свойственным ей типом культуры. Поэтому нельзя представлять себе мировоззрение как нечто раз и навсегда данное, а необходимо рассматривать его конкретные формы, исторические типы. С этой точки зрения выделяют мифологическое, религиозное и философское мировоззрение.
Основой мифологического мировоззрения является вера в существование сверхъестественных сил. В мифах аккумулировался совокупный человеческий опыт, который посредством традиций, обрядов и обычаев передавался от поколения к поколению и, будучи усвоенным индивидом, присоединял его к человеческому сообществу, к определенному роду, выступал средством социализации человека[4, с. 54].
Религия – это мировоззрение и соответствующее ему поведение людей, в основании которого лежит вера в Бога и потребность в служении ему..
В сравнении с мифом и религией философия – принципиально новая форма миропонимания. Сфера философии – не вера и фантазия, а разум и знания. Философия представляет мир с точки зрения человека, как человеческий мир, как мир для человека. Но делает она это рациональными средствами, с использованием процедур доказательства, обоснования и проверки своих выводов[4, с. 67]. Язык философии – это язык понятий. То, что в мифологическом миропредставлении воплощается в чувственных образах фантазии, что в религии оправдано верой, в философии приобретает рациональный характер и осмысливается в понятиях.
Философия, таким образом, возникает как способ рационально-критического преодоления мифа, как теоретический способ осмысления мира и человека, независимый от религиозно-мифологической фантазии. Специфика философии как теоретической модели культуры в ее конкретно-историческом существовании основывается на рациональности и абстрактности. Именно это обеспечивает переход от чувственной образности мифа к категориальным структурам, от восприятий личного опыта к «мышлению» предметов в их системной целостности[3, с. 68].
1.2. Роль философии в формировании мировоззрения человека
Философия как теоретическое мировоззрение наравне с наукой, искусством, моралью, правом как формами общественного сознания – одно из важнейших достояний человеческой культуры. Исторически так сложилось, что именно философия была той колыбелью, из которой выросли и наука, и искусство, и мораль, и право, получив статус особых проявлений человеческого духа и практики жизнедеятельности человека и общества.