Философия, сосиология, политология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:37, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы – на основании литературных источников: 1) изучить взаимосвязь философии и мировоззрения;2) ознакомиться с социальной структурой личности; 3) выявить особенности политической системы Республики Беларусь.
Задачи контрольной работы:
1)нахождение причинно-следственной связи между философией и мировоззрением человека;

Оглавление

Введение…………………………….…………………………………………...3
1. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения человека
1.1 Философия и мировоззрение. Разведение понятий………………………5
1.2 Роль философии в формировании мировоззрения человека……………10
2. Социальная структура личности
2.1Сущность понятия личность……………………………………………….12
2.2 Социальная структура личности…………………………………………..15
3. Политическая система в РБ
3.1 Особенности политической системы Республики Беларусь…………….20
3.2. Функции политической системы Республики Беларусь………………...22
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Философия и мировозз 1.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Философия исследует мир как целостность, ее задача – дать наиболее общие представления о мире, ответить на вопрос: какой он, этот мир – конечный он или бесконечный, познанный или непознанный, что такое знание, есть ли какой-либо смысл существования этого мира, какое место человека в этом мире, как он должна жить, действовать? Чтобы оптимально организовать общественную жизнь, надо иметь правильные общие представления о мире, знать максимально точно принципы бытия, закономерности развития природы, общества, свойства самого мышлении человека и т.п.[7, с. 100].

Совокупность ценностных мировоззренческих ориентаций человека – своеобразный маяк сознания, который в случае принятия общечеловеческих ценностей освещает путь к гуманистическим идеалам, которые выработало и выстрадало человечество в процессе минувших и современных цивилизаций и культур. То есть философия несет в себе не только знание, но и ценности [11, с. 83].

      Социальная ценность философии - помочь человеку утвердиться в мире не только как сознательному, но и высоконравственному, эмоционально чуткому, умному существу. В пору обострения глобальных проблем философия призвана проанализировать допустимые границы инструментального отношения к миру и альтернативные пути прогресса, развития цивилизации. Современная философия не может абстрагироваться от возможного апокалипсиса, может быть философией жизни, и в этом состоит ее призвание. Как теоретическая форма общественного и индивидуального сознания философия осмысливает стратегические пути общечеловеческого существования и содержит в себе заряд гуманистического дальнодействия. Важно подчеркнуть, что в индивидуальном аспекте ценность философии – в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики и общественной поступи в будущем[3, с. 43].

Таким образом, человек не может существовать вне философского осмысливания своего назначения. С помощью философии его мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах.

Философия, как тип мировоззрения, стремится выработать не только теоретическую, но и практическую мудрость, помочь человеку обрести себя, осознать свое назначение, найти применение своим способностям. Она сравнивает, осмысливает процессы действительности, выявляет их первооснову, причины возникновения и роль в окружающем мире: что общезначимо, а что – временно, преходяще. Философия анализирует познанное частными науками и как практическая мудрость трактует непосредственные и опосредованные изменения реального бытия[4, с. 56].

 

2.         Социальная структура личности

 

2.1.         Сущность понятия личность

Разводя понятия индивид, личность и индивидуальность А.Г. Асмолов отмечал, что «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

Личность – это индивид в совокупности биологического и социального, выступающий объектом и субъектом общественных отношений и реализующий себя посредством деятельности.

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[8, с. 23].

История развития взглядов на личность.

В раннехристианский период появились такие понятия, как «ипостась» и «лицо». Следствием стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире. В средневековой философии личность понималась как сущность Бога. В новоевропейской философии личность стала пониматься как гражданин. В философии романтизма личность понималась как герой[2, с. 43].

Современные концепции личности.

1. Персонализм. Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Атрибутами личности в данной концепции являются: воля, свобода, разум, чувства [8, с. 55].

2. Личность в социальных науках.Согласно В.А. Ядову и О.И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум 4 широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:

1) культура и бессознательное – психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К.Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.

2) культура и личность – включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф.Л.К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.

3) культура и познавательные процессы – когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф.К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов[8, с. 33].

4) социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции: материалистическую – К. Маркс, Ф. Энгельс, и их последователи, позитивистскую – М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж.Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от позиции, которую она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.

3.Понятие личности в психологии. Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия[8, с. 36].

Личность также– результат процесса воспитания и самовоспитания. По мнению А.Н. Леонтьева, личностью не рождаются, а становятся. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. Л. И. Божович считает, что можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

1) человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

2) способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов[6, с. 56].

Личность представляет собой  комплекс устойчивых компонентов личности, которые включают в себя темперамент, характер, способности, мотивацию.

Таким образом, понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляются его сущность как совокупность всехобщественных отношений[6, с. 59].

 

 

2.2. Социальная структура личности

 

Структура человеческой личности представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Любая структура обладает определенной устойчивостью и в то же время подвержена различным изменениям: прогрессу и регрессу – вплоть до распада личности.

Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен[8, с. 67].

Кроме того, если рассматривать личность как систему, то можно выделить в ней две основные подсистемы, или два мира личности:

один – внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятный и неосознанно «живущий» для самой личности;

второй – деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в ее внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.

Внутренний и внешний миры тесно связаны между собой. Однако в каждом конкретном случае эта связь оказывается неоднозначной. Одним ее полюсом является соответствие, «совпадение» актов сознания и поведения, другим, наоборот, их совершенное несоответствие друг другу, противостояние.

Начнем рассматривать внутренний мир человека. Здесь и потребности, и интересы, и цели, и мотивы, и ожидания, и ценностные ориентации, и установки, и диспозиции. Благодаря их взаимосвязи существуют внутриличностные мотивационные и диспозиционные механизмы[9, с.76].

Мотивационный механизм включает в себя взаимодействие потребностей, ценностных ориентации и интересов, конечным результатом которых является их преобразование в цель личности. Потребности выступают (применительно к личности) как исходные побудители ее деятельности, отражая объективные условия существования человека, являясь одной из наиболее важных форм связи личности с окружающим миром. Связь эта может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежде, жилье и т.д.) и социальных (потребность в различных формах деятельности, общения).

Будучи осознанными, потребности превращаются в интересы личности. В них отражается отношение человека к условиям жизни и деятельности, определяющее направленность его действий. По сути дела, именно интересы в значительной мере обуславливают мотивы поведения личности[9, с. 90].

Важный элемент внутренней структуры личности и регулятор ее поведения – ценностные ориентации. Они отражают направленность личности на определенные ценности и интересы, предпочтительное отношение к тем или иным из них. Именно в ценностных ориентациях, как в чем-то конкретном и определенном, могут проявляться интересы личности.

Потребность и интересыприводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Так создается механизм мотивации, который предполагает реализацию в целенаправленной деятельности личности[9, с. 93].

Другой внутриличностный механизм связан с «диспозиционной» структурой личности. Диспозиция личности – это ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. В известном смысле диспозиция – это предшествующие поведению ориентации личности. Сам механизм включает в себя взаимодействие мотивов и стимулов, приводящих к появлению установок личности. Результатом этого взаимодействия оказывается возникновение диспозиций.

Под мотивами принято пониматьвнутренние непосредственные побудители к деятельности, в которых отражается стремление человека удовлетворить свои потребности и интересы. В отличие от мотивов стимулы выступают как внешние побудители к деятельности[9, с. 101]. Под ними обычно понимают многочисленные факторы экономического, социального, политического и иного характера, действующие в структуре среды личности. Установки – это общая ориентация, направленность сознания на то или иное явление (процесс) действительности. Социальные установки – один из наиболее важных регуляторов социального поведения личности, выражающий ее предрасположенность, готовность действовать определенным образом в отношении данного объекта. Установки характеризуют отношение личности к среде, другим людям[9, с. 104]. В западной социологии их принято назвать «аттитюдами» (У. Томас, Ф. Знанецкий). В соответствии с разработанной В.А. Ядовым диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности существуют три уровня диспозиций. Самый высший – уровень формирования у личности концепции жизни и ее воплощения в ценностных ориентациях. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщенной установки личности на социальные объекты. Что касается нижнего уровня, то здесь также происходит формирование установок, но более конкретного, ситуационного плана, связанного с саморегуляцией поведения в совершенно определенных, непосредственно данных условиях. Внешне наблюдаемые поступки людей оставляют второй аспект деятельности – поведенческий, в котором находят непосредственное конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности[2, с. 120].

Информация о работе Философия, сосиология, политология