ФИЛОСОФИЯ
ИСЛАМА
Краеугольным
камнем религиозной теории мусульман,
основным кредо ислама является
широко известная и часто употребляемая
фраза: “Нет бога кроме Аллаха
и Мухаммед пророк его”. В этом
изречении чётко и определённо
выражена идея монотеизма, доведённая
до своего наиболее последовательного
завершения именно в исламе. Здесь только
один Аллах - бог единственный, безликий
и всемогущий, мудрый и всемилостивейший,
творец всего сущего и его верховный судья.
Слово и волю Аллаха, его заповеди и суть
учения донёс до правоверных великий пророк
Мухаммед.
Главной и,
пожалуй, единственной особенностью
философии ислама является её
неотрывная связь с главным
источником вдохновения всего
арабского мира, с Книгой Жизни
- Кораном. Доктрины исламской
философии опираются на её содержание
и делают попытки осмыслить или “растолковать”
смысл, заложенный в Священном писании.
Поэтому возьму на себя смелость применительно
к исламской философской мысли уровнять
такие понятия, как “философия” и “теология”.
Такой выдающийся ум, как Авиценна, для
того чтобы выпустить в свет свои труды,
был вынужден вписывать в них упоминания
имени Аллаха, по воле которого происходили
“чудесные исцеления”. Омар Хайям, математик,
поэт и врач, писал:
Существующие
вещи не созданы Всевышним
Аллахом все вместе, а Он создал их в нисходящем
порядке, отправляющемся от него в виде
цепи порядка.
ИБН-РУШД, родившийся
в Кордове философ, писал:
Философия
- это спутница и молочная сестра
религии.
Исследование,
опирающееся на доказательство,
не ведет к противоречию с тем, что дала
религия, ибо истина не противополагает
себя истине, но согласуется с ней и служит
доводом в ее пользу.
На рубеже
VII-VIII вв. в мусульманской среде
велись дискуссии по основополагающим
основам вероучения: об отношении
к греху и о мере загробного воздаяния,
о природе и атрибутах Бога и свободе воли,
о природе Корана и т. д. Противоречивость
основных источников ислама - Корана и
Сунны - давала широкие возможности для
различных толкований проблем догматики.
Идейные расхождения среди мусульманских
теологов привели к образованию в середине
VIII в. ряда влиятельных религиозно-политических
группировок, каждая из которых претендовала
на выражение истинного правоверия.
В полемике
богословов Египта, Сирии, Ирака
и Ирана особое место занимал
спор о предопределении - божественной
детерминированности происходящих в мире
явлений, включая человеческие действия.
Сторонники учения об абсолютном предопределении
получили название джабаритов (ар. джабар
- принуждение). Они утверждали, что Бог
создал каждого человека вместе с его
характером, способностями и будущими
поступками, и поэтому человек не может
влиять на свой жизненный путь.
Омар Хайям
(1048-1131 гг.) писал:
В Книге
Судеб ни слова нельзя изменить.
Тех, кто
вечно страдает, нельзя извинить.
Можешь пить
свою желчь до скончания века:
Жизнь нельзя
сократить и нельзя удлинить.
В день, когда
оседлали небес скакуна,
Когда дали
созвездиям их имена,
Когда все
наши судьбы вписали в скрижали,
-
Мы покорными
стали. Не наша вина.
В противоположность
джабаритам сложилась школа мыслителей,
развивавших тезис о свободе
человека в выборе своих действий.
Пропагандистов этого учения
называли кадаритами.
Существование
различных религиозных группировок
и их идейные столкновения
с представителями других религий породили
мусульманскую теологию - калам. Она давала
догматам ислама толкование, основанное
на разуме, а не на слепом следовании религиозным
авторитетам. Основная установка сторонников
калама (мутакаллимов) выражена в тезисе
“Следуй одному только разуму”. Проблематика
калама отражала главные темы дискуссий
религиозно-философского характера, непосредственно
связанные с догматикой ислама (извечность
или сотворенность Корана, ответственность
человека за свои действия, судьба грешника
в потустороннем мире, единство Бога и
соотношение его сущности и атрибутов,
качества руководителя мусульман). С момента
своего возникновения калам не представлял
целостного учения. В средневековой арабо-мусульманской
истории он был представлен совокупностью
школ.
Первым крупным
направлением калама стала школа
мутазилитов (ар. отделившиеся), игравших
значительную роль в религиозно-политической
жизни Дамасского и Багдадского
халифата в VIII-IX вв. Главным основоположником
мутазилизма был Васыл ибн
Ата. Учение ориентировалось на традиции
Аристотеля и неоплатоников. Рационализм
доктрины выразился в утверждении приоритета
разума над верой и отрицании всяких убеждений,
принятие которых не предваряется сомнением
в их истинности. Основные положения мутазилизма
были сформулированы в начале IX в. К их
числу относится тезис о божественной
справедливости, предполагающий свободу
человеческой воли. Мутазилиты признавали
трансцендентность Бога, предполагавшую
отсутствие какого-либо сходства между
ним и его творениями, в том числе и человеком.
Проповедуемый строжайший монотеизм предполагал
не только отрицание многобожия, но и отрицание
реальности и извечности созданных человеческими
представлениями божественных атрибутов.
Признание Корана вечным и несотворенным,
по их мнению, могло рассматривается как
скрытое признание второго Бога.
Главными
оппонентами рационалистических
движений в рамках мусульманской
теологии выступили сторонники
суннитского традиционализма. Провозгласив
принцип строгой опоры на Коран
и Сунну, они утверждали необходимость
принятия веры без рассуждений, исповедуя
безусловность божественного предопределения.
Они выступали за запрет на любые нововведения
в области вероучения и права, не имеющие
прямого обоснования в священных исламских
текстах. Их идеалами стали социальные
и этические ценности раннего ислама -
нестяжательство, осуждение роскоши, предпочтение
скромной и воздержанной жизни.
Наиболее
ярко традиционалистские идеи
воплотились в проповедях и
догматических трактатах ханбалитской
школы, названной по имени ее основателя
Ахмада ибн Ханбала (780-835).
Ханбалитство
возникло как своеобразная реакция
на распространение мутализской
доктрины и выразило взгляды
крайне консервативных сторонников
мусульманского традиционализма.
Его социальной опорой стали,
как всегда, низшие и средние слои общества.
Догматические представления ханбалитов
отличались простотой и доступностью.
Провозгласив принцип строгой опоры на
Коран и Сунну, на знание, освященное авторитетом
пророка Мухаммеда и его сподвижников,
теологи-традиционалисты утверждали необходимость
принятия веры без рассуждений, исповедовали
безусловность божественного предопределения.
Они так же выступали за запрет на любые
нововведения в области вероучения и права,
не имеющие прямого обоснования в священных
исламских текстах, на свободное обсуждение
проблем религии. Суфизм. С XIII в. произошло
сближение калама и арабо-мусульманской
философии. Огромное влияние на развитие
духовной культуры и общественно- политическую
жизнь мусульманского Востока оказал
суфизм - мистико- аскетическое направление
в исламе. Суфизм (тасаввуф) возник в VII-VIII
вв. Начало его формирования связано с
движением мусульманских подвижников
аскетов, призывавших к отрешению от мирского,
возводивших в культ бедность.
В проповедях
ранних суфиев нашли выражение
пессимистические настроения, навеянные
всепоглощающим страхом перед божьим
судом, мысли о тленности земных наслаждений,
звучали мистические мотивы всепоглощающей,
бескорыстной любви к Богу и стремления
сблизиться с ним. Наиболее влиятельными
среди суфийских школ стали багдадская,
куфийская, басрийская и хорасанская.
В основе
суфийского учения лежит интуитивное
познание Бога, внутреннее эмоциональное
осознание религиозных истин
- “духовный опыт”. Суфий должен
пройти трудный и долгий путь
религиозно-нравственного самоусовершенствования,
духовного очищения и самоуглубления,
отрешения от мирского “я”. Искомая высшая
цель достигается только в результате
специальной религиозно-мистической практики.
При всем
многообразии вариаций мистико-аскетического
учения в нем выделились два
основных направления - крайний и умеренный
суфизм. Сторонники крайнего (пантеистического)
суфизма считали конечной целью “пути
к Богу” не только сближение с ним и его
лицезрение, но и “уничтожение”, “растворение”
личности мистика в Боге. Это состояние
получило название фана (ар. - небытие,
исчезновение). Крайние суфии выдвинули
концепцию особого экстатического состояния,
когда устами мистика начинал говорить
Аллах. Выдающемуся суфию-пантеисту аль-Халладжу
(858 - 922), выступавшему с публичными проповедями
своих идей, принадлежит известное высказывание
“Я-Истина (Бог)”.
Сторонники
умеренного суфизма считали совершенным
видом знания об Аллахе <тайное>
мистическое (эзотерическое) знание
и в то же время признавали
ценность формального знания, которое
рассматривалось как отправная точка
для знания высшего порядка - знания суфиев.
Соединение
исламского традиционализма с
суфийскими идеалами связано
с именем одного из наиболее
влиятельных мыслителей мусульманского
средневековья, крупнейшего теолога,
философа и правоведа Абу Хамида
аль- Газали (1058 - 1111). Он утверждал, что
суфийская теория и практика пол- ностью
соответствуют духу и основам мусульманской
религии, доказывая “праведность” суфизма
с помощью соответствующего толкования
Корана и суннитских преданий о пророке
Мухаммеде.
Мистический
путь, а не философия с ее
ненадежными... доказательствами, ведет
нас к совершенной истине.
Тайны этой
науки не могут быть изложены
на страницах книги, ибо знающие
говорили: “Раскрытие тайны божественного
господства есть неверие”.
Практическую
пользу суфизма аль-Газали видел в направленности
этого учения к нравственному совершенствованию,
но отвергал суфийские идейные построения
о полном слиянии человеческой души с
Богом и растворении в нем. Выдающейся
фигурой в истории суфизма является выходец
из далусии Ибн Араби (ум. 1240), творчество
которого наложило неизгладимый отпечаток
на многие аспекты арабо-мусульманской
культуры - теологию, философию, поэзию.
Его труды подвели итог более чем трехвековому
развитию суфийской мысли. Для него свойственно
доведенное до крайности иносказательное
толкование Корана и Сунны. Искомую цель
суфия он интерпретировал как со- единение
души с божеством, ее полное растворение
в нем с утратой земной призрачной индивидуальности.
Ибн Араби известен прежде всего как создатель
весьма усложненного философско-пантеистического
учения, получившего название “единство
и единственность бытия” (вахдат аль-вуджуд).
Бытие, в соответствии с этим учением,
представляет собой проявление единой
“божественной сущности” в бесконечных
и беспрестанно меняющихся образах материального
мира. Человека Ибн Араби представлял
как “вселенную в миниатюре”. Используя
кораническую символику и мифологию, Ибн
Араби разработал учение об эпифании (ат-таджалли)
- самопроявлениях абстрактного Абсолюта
в форме конкретных сущностей, учение
о <совершенном человеке> (аль-инсан
аль-камиль), рассматривающее человека
как “образ Бога” и причину творения.
Он также систематизировал суфийские
представления об иерархии святых-мистиков.
Достигнув
в XIII-XIV вв. расцвета, философский суфизм
позднее утратил свои творческие потенции.
Признанные суфийские авторитеты позднего
средневековья занимались главным образом
популяризацией основ исламского мистицизма.
Шиизм. В
средние века шла интенсивная
разработка воззрения в ее религиозно-философской
системе шиизма, разделившегося еще в
VIII в. на два основных течения - умеренное
и крайнее, которые, в свою очередь, распались
на многочисленные школы.
При существенных
догматических различиях внутри
шиитского ислама его объединяло
признание божественной природы верховной
власти и исключительного права на нее
рода “четвертого праведного халифа”
Али. Поскольку в Коране отсутствует прямое
упоминание Али, то шиитские комментаторы
прибегли к аллегорическому толкованию
отдельных коранических выражений, чтобы
обосновать право Алидов на верховное
руководство мусульманской общиной (имамат).
Учение об имамате стало основополагающим
в шиизме. Руководители исламской общины
(государства) - имамы из рода Али - рассматривались
как единственно законные и полномочные
представители Аллаха на земле. Расколы
и разногласия в шиизме вызвал, прежде
всего, вопрос о передаче права на имамат
тому или иному потомку Али. Сторонники
крайнего шиизма в своем большинстве проповедовали
идею обожествления Али и представителей
его рода. Умеренные шииты (имамиты), отвергая
эту идею, ревностно защищали “божественную
сущность” имамата и представление об
абсолютной непогрешимости и сверхъестественных
знаниях его носителей.
В религиозно-философской
трактовке имамат предстает как
важнейшая космическая сила, как эманация
вечного божественного света, а имамы
- как исполнители предписаний Аллаха,
высшие непререкаемые авторитеты в делах
веры и мирской жизни.