ФИЛОСОФИЯ 
ИСЛАМА 
 
 Краеугольным 
камнем религиозной теории мусульман, 
основным кредо ислама является 
широко известная и часто употребляемая 
фраза: “Нет бога кроме Аллаха 
и Мухаммед пророк его”. В этом 
изречении чётко и определённо 
выражена идея монотеизма, доведённая 
до своего наиболее последовательного 
завершения именно в исламе. Здесь только 
один Аллах - бог единственный, безликий 
и всемогущий, мудрый и всемилостивейший, 
творец всего сущего и его верховный судья. 
Слово и волю Аллаха, его заповеди и суть 
учения донёс до правоверных великий пророк 
Мухаммед. 
 Главной и, 
пожалуй, единственной особенностью 
философии ислама является её 
неотрывная связь с главным 
источником вдохновения всего 
арабского мира, с Книгой Жизни 
- Кораном. Доктрины исламской 
философии опираются на её содержание 
и делают попытки осмыслить или “растолковать” 
смысл, заложенный в Священном писании. 
Поэтому возьму на себя смелость применительно 
к исламской философской мысли уровнять 
такие понятия, как “философия” и “теология”. 
Такой выдающийся ум, как Авиценна, для 
того чтобы выпустить в свет свои труды, 
был вынужден вписывать в них упоминания 
имени Аллаха, по воле которого происходили 
“чудесные исцеления”. Омар Хайям, математик, 
поэт и врач, писал: 
 Существующие 
вещи не созданы Всевышним 
Аллахом все вместе, а Он создал их в нисходящем 
порядке, отправляющемся от него в виде 
цепи порядка.  
 ИБН-РУШД, родившийся 
в Кордове философ, писал:  
 Философия 
- это спутница и молочная сестра 
религии. 
 Исследование, 
опирающееся на доказательство, 
не ведет к противоречию с тем, что дала 
религия, ибо истина не противополагает 
себя истине, но согласуется с ней и служит 
доводом в ее пользу.  
 На рубеже 
VII-VIII вв. в мусульманской среде 
велись дискуссии по основополагающим 
основам вероучения: об отношении 
к греху и о мере загробного воздаяния, 
о природе и атрибутах Бога и свободе воли, 
о природе Корана и т. д. Противоречивость 
основных источников ислама - Корана и 
Сунны - давала широкие возможности для 
различных толкований проблем догматики. 
Идейные расхождения среди мусульманских 
теологов привели к образованию в середине 
VIII в. ряда влиятельных религиозно-политических 
группировок, каждая из которых претендовала 
на выражение истинного правоверия. 
 В полемике 
богословов Египта, Сирии, Ирака 
и Ирана особое место занимал 
спор о предопределении - божественной 
детерминированности происходящих в мире 
явлений, включая человеческие действия. 
Сторонники учения об абсолютном предопределении 
получили название джабаритов (ар. джабар 
- принуждение). Они утверждали, что Бог 
создал каждого человека вместе с его 
характером, способностями и будущими 
поступками, и поэтому человек не может 
влиять на свой жизненный путь. 
 Омар Хайям 
(1048-1131 гг.) писал: 
 В Книге 
Судеб ни слова нельзя изменить. 
 Тех, кто 
вечно страдает, нельзя извинить. 
 Можешь пить 
свою желчь до скончания века: 
 Жизнь нельзя 
сократить и нельзя удлинить.  
 В день, когда 
оседлали небес скакуна, 
 Когда дали 
созвездиям их имена, 
 Когда все 
наши судьбы вписали в скрижали, 
-
 Мы покорными 
стали. Не наша вина.  
 В противоположность 
джабаритам сложилась школа мыслителей, 
развивавших тезис о свободе 
человека в выборе своих действий. 
Пропагандистов этого учения 
называли кадаритами. 
 Существование 
различных религиозных группировок 
и их идейные столкновения 
с представителями других религий породили 
мусульманскую теологию - калам. Она давала 
догматам ислама толкование, основанное 
на разуме, а не на слепом следовании религиозным 
авторитетам. Основная установка сторонников 
калама (мутакаллимов) выражена в тезисе 
“Следуй одному только разуму”. Проблематика 
калама отражала главные темы дискуссий 
религиозно-философского характера, непосредственно 
связанные с догматикой ислама (извечность 
или сотворенность Корана, ответственность 
человека за свои действия, судьба грешника 
в потустороннем мире, единство Бога и 
соотношение его сущности и атрибутов, 
качества руководителя мусульман). С момента 
своего возникновения калам не представлял 
целостного учения. В средневековой арабо-мусульманской 
истории он был представлен совокупностью 
школ. 
 Первым крупным 
направлением калама стала школа 
мутазилитов (ар. отделившиеся), игравших 
значительную роль в религиозно-политической 
жизни Дамасского и Багдадского 
халифата в VIII-IX вв. Главным основоположником 
мутазилизма был Васыл ибн 
Ата. Учение ориентировалось на традиции 
Аристотеля и неоплатоников. Рационализм 
доктрины выразился в утверждении приоритета 
разума над верой и отрицании всяких убеждений, 
принятие которых не предваряется сомнением 
в их истинности. Основные положения мутазилизма 
были сформулированы в начале IX в. К их 
числу относится тезис о божественной 
справедливости, предполагающий свободу 
человеческой воли. Мутазилиты признавали 
трансцендентность Бога, предполагавшую 
отсутствие какого-либо сходства между 
ним и его творениями, в том числе и человеком. 
Проповедуемый строжайший монотеизм предполагал 
не только отрицание многобожия, но и отрицание 
реальности и извечности созданных человеческими 
представлениями божественных атрибутов. 
Признание Корана вечным и несотворенным, 
по их мнению, могло рассматривается как 
скрытое признание второго Бога. 
 Главными 
оппонентами рационалистических 
движений в рамках мусульманской 
теологии выступили сторонники 
суннитского традиционализма. Провозгласив 
принцип строгой опоры на Коран 
и Сунну, они утверждали необходимость 
принятия веры без рассуждений, исповедуя 
безусловность божественного предопределения. 
Они выступали за запрет на любые нововведения 
в области вероучения и права, не имеющие 
прямого обоснования в священных исламских 
текстах. Их идеалами стали социальные 
и этические ценности раннего ислама - 
нестяжательство, осуждение роскоши, предпочтение 
скромной и воздержанной жизни. 
 Наиболее 
ярко традиционалистские идеи 
воплотились в проповедях и 
догматических трактатах ханбалитской 
школы, названной по имени ее основателя 
Ахмада ибн Ханбала (780-835). 
 Ханбалитство 
возникло как своеобразная реакция 
на распространение мутализской 
доктрины и выразило взгляды 
крайне консервативных сторонников 
мусульманского традиционализма. 
Его социальной опорой стали, 
как всегда, низшие и средние слои общества. 
Догматические представления ханбалитов 
отличались простотой и доступностью. 
Провозгласив принцип строгой опоры на 
Коран и Сунну, на знание, освященное авторитетом 
пророка Мухаммеда и его сподвижников, 
теологи-традиционалисты утверждали необходимость 
принятия веры без рассуждений, исповедовали 
безусловность божественного предопределения. 
Они так же выступали за запрет на любые 
нововведения в области вероучения и права, 
не имеющие прямого обоснования в священных 
исламских текстах, на свободное обсуждение 
проблем религии. Суфизм. С XIII в. произошло 
сближение калама и арабо-мусульманской 
философии. Огромное влияние на развитие 
духовной культуры и общественно- политическую 
жизнь мусульманского Востока оказал 
суфизм - мистико- аскетическое направление 
в исламе. Суфизм (тасаввуф) возник в VII-VIII 
вв. Начало его формирования связано с 
движением мусульманских подвижников 
аскетов, призывавших к отрешению от мирского, 
возводивших в культ бедность. 
 В проповедях 
ранних суфиев нашли выражение 
пессимистические настроения, навеянные 
всепоглощающим страхом перед божьим 
судом, мысли о тленности земных наслаждений, 
звучали мистические мотивы всепоглощающей, 
бескорыстной любви к Богу и стремления 
сблизиться с ним. Наиболее влиятельными 
среди суфийских школ стали багдадская, 
куфийская, басрийская и хорасанская. 
 В основе 
суфийского учения лежит интуитивное 
познание Бога, внутреннее эмоциональное 
осознание религиозных истин 
- “духовный опыт”. Суфий должен 
пройти трудный и долгий путь 
религиозно-нравственного самоусовершенствования, 
духовного очищения и самоуглубления, 
отрешения от мирского “я”. Искомая высшая 
цель достигается только в результате 
специальной религиозно-мистической практики. 
 При всем 
многообразии вариаций мистико-аскетического 
учения в нем выделились два 
основных направления - крайний и умеренный 
суфизм. Сторонники крайнего (пантеистического) 
суфизма считали конечной целью “пути 
к Богу” не только сближение с ним и его 
лицезрение, но и “уничтожение”, “растворение” 
личности мистика в Боге. Это состояние 
получило название фана (ар. - небытие, 
исчезновение). Крайние суфии выдвинули 
концепцию особого экстатического состояния, 
когда устами мистика начинал говорить 
Аллах. Выдающемуся суфию-пантеисту аль-Халладжу 
(858 - 922), выступавшему с публичными проповедями 
своих идей, принадлежит известное высказывание 
“Я-Истина (Бог)”. 
 Сторонники 
умеренного суфизма считали совершенным 
видом знания об Аллахе <тайное> 
мистическое (эзотерическое) знание 
и в то же время признавали 
ценность формального знания, которое 
рассматривалось как отправная точка 
для знания высшего порядка - знания суфиев. 
 Соединение 
исламского традиционализма с 
суфийскими идеалами связано 
с именем одного из наиболее 
влиятельных мыслителей мусульманского 
средневековья, крупнейшего теолога, 
философа и правоведа Абу Хамида 
аль- Газали (1058 - 1111). Он утверждал, что 
суфийская теория и практика пол- ностью 
соответствуют духу и основам мусульманской 
религии, доказывая “праведность” суфизма 
с помощью соответствующего толкования 
Корана и суннитских преданий о пророке 
Мухаммеде. 
 Мистический 
путь, а не философия с ее 
ненадежными... доказательствами, ведет 
нас к совершенной истине. 
 Тайны этой 
науки не могут быть изложены 
на страницах книги, ибо знающие 
говорили: “Раскрытие тайны божественного 
господства есть неверие”.
 Практическую 
пользу суфизма аль-Газали видел в направленности 
этого учения к нравственному совершенствованию, 
но отвергал суфийские идейные построения 
о полном слиянии человеческой души с 
Богом и растворении в нем. Выдающейся 
фигурой в истории суфизма является выходец 
из далусии Ибн Араби (ум. 1240), творчество 
которого наложило неизгладимый отпечаток 
на многие аспекты арабо-мусульманской 
культуры - теологию, философию, поэзию. 
Его труды подвели итог более чем трехвековому 
развитию суфийской мысли. Для него свойственно 
доведенное до крайности иносказательное 
толкование Корана и Сунны. Искомую цель 
суфия он интерпретировал как со- единение 
души с божеством, ее полное растворение 
в нем с утратой земной призрачной индивидуальности. 
Ибн Араби известен прежде всего как создатель 
весьма усложненного философско-пантеистического 
учения, получившего название “единство 
и единственность бытия” (вахдат аль-вуджуд). 
Бытие, в соответствии с этим учением, 
представляет собой проявление единой 
“божественной сущности” в бесконечных 
и беспрестанно меняющихся образах материального 
мира. Человека Ибн Араби представлял 
как “вселенную в миниатюре”. Используя 
кораническую символику и мифологию, Ибн 
Араби разработал учение об эпифании (ат-таджалли) 
- самопроявлениях абстрактного Абсолюта 
в форме конкретных сущностей, учение 
о <совершенном человеке> (аль-инсан 
аль-камиль), рассматривающее человека 
как “образ Бога” и причину творения. 
Он также систематизировал суфийские 
представления об иерархии святых-мистиков. 
 Достигнув 
в XIII-XIV вв. расцвета, философский суфизм 
позднее утратил свои творческие потенции. 
Признанные суфийские авторитеты позднего 
средневековья занимались главным образом 
популяризацией основ исламского мистицизма. 
 Шиизм. В 
средние века шла интенсивная 
разработка воззрения в ее религиозно-философской 
системе шиизма, разделившегося еще в 
VIII в. на два основных течения - умеренное 
и крайнее, которые, в свою очередь, распались 
на многочисленные школы. 
 При существенных 
догматических различиях внутри 
шиитского ислама его объединяло 
признание божественной природы верховной 
власти и исключительного права на нее 
рода “четвертого праведного халифа” 
Али. Поскольку в Коране отсутствует прямое 
упоминание Али, то шиитские комментаторы 
прибегли к аллегорическому толкованию 
отдельных коранических выражений, чтобы 
обосновать право Алидов на верховное 
руководство мусульманской общиной (имамат). 
Учение об имамате стало основополагающим 
в шиизме. Руководители исламской общины 
(государства) - имамы из рода Али - рассматривались 
как единственно законные и полномочные 
представители Аллаха на земле. Расколы 
и разногласия в шиизме вызвал, прежде 
всего, вопрос о передаче права на имамат 
тому или иному потомку Али. Сторонники 
крайнего шиизма в своем большинстве проповедовали 
идею обожествления Али и представителей 
его рода. Умеренные шииты (имамиты), отвергая 
эту идею, ревностно защищали “божественную 
сущность” имамата и представление об 
абсолютной непогрешимости и сверхъестественных 
знаниях его носителей. 
 В религиозно-философской 
трактовке имамат предстает как 
важнейшая космическая сила, как эманация 
вечного божественного света, а имамы 
- как исполнители предписаний Аллаха, 
высшие непререкаемые авторитеты в делах 
веры и мирской жизни.