Феномен неявного знания. Роль интуиции в познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:46, контрольная работа

Краткое описание

Дано ли нам Знание через Опыт или некоторая часть Знания от божественного Предвидения, сущность которого проявляется в интуиции?
В самой постановке вопроса заложена лазейка идеалистического взгляда на вещи, объявляющая некоторые знания и опыт случайностью, феноменом, а соответственно, помощью Проведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Неявное знание…………………………………………………………….5
Социологические и психологические представления о неявном знании……………………………………………………………......11
Классификации неявного знания…………………………………..13
Сущность интуиции……………………………………………………....17
Роль интуиции в познании………………………………………....20
Роль интуиции в познании непознаваемого……………………....21
Значение интуиции………………………………………………....22
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………..24

Файлы: 1 файл

феномен неявного знания.docx

— 51.64 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ  И ИСТОРИИ

 

 

Феномен неявного знания. Роль интуиции в познании.

 

 

                                                                                                                                

 

                  

                                                                                                                                   Выполнил:

                                                                                          студент  1   курса

                                                                                          группы  Г11СО (116 гр)

                                                                                                                  Васюкова Яна Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012

Содержание

         Введение…………………………………………………………………….3

  1. Неявное знание…………………………………………………………….5
    1. Социологические и психологические представления о неявном знании……………………………………………………………......11
    2. Классификации неявного знания…………………………………..13
  2. Сущность интуиции……………………………………………………....17
    1. Роль интуиции в познании………………………………………....20
    2. Роль интуиции в познании непознаваемого……………………....21
    3. Значение интуиции………………………………………………....22

Заключение………………………………………………………………...23

Список использованной литературы……………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Дано ли нам Знание через Опыт или некоторая часть Знания от божественного Предвидения, сущность которого проявляется в интуиции?

В самой постановке вопроса  заложена лазейка идеалистического взгляда на вещи, объявляющая некоторые  знания и опыт случайностью, феноменом, а соответственно, помощью Проведения.

Диалектический взгляд на эти вещи предполагает, что случайность  закономерна точно так же, как случайна закономерность. В такой постановке вопроса интуиция не есть шпаргалка Провидения, но интуиция, как разрешение проблемы или приобретение знания, действительно выступает как случайность, в каждом данном случае. Для отдельно взятого человека оказавшегося без зонтика под дождем, дождь как явление - случаен, но в тоже время для природных процессов он явился закономерным результатом. Как сказал бы Гегель - всякая случайность имеет под собой основание и Ленин бы добавил – этого не нюхали господа махисты. В Диалектике природы Энгельс пишет: «В противовес обеим этим концепциям выступает Гегель с совершенно неслыханным до того времени положениями, что случайное имеет некоторое основание, ибо оно случайно, но точно также и не имеет основания, ибо оно случайно; что случайное необходимо, что необходимость сама определяет себя как случайность и что, с другой стороны, эта случайность есть скорее абсолютная необходимость.»

Протаскивание феномена в  интуицию, есть стыдливое прикрытие  божественной воли и идеалистического взгляда на это явления. Феномен  в интуиции отсутствует. Есть только наше незнание и непонимание механизмов сознания, способности мозга определять пути случайно необходимые в познании. Но назвать феноменом незнание я  не отважусь. Да и любой последовательный идеалист из самого Бога выведет отрицание  феномена в интуиции. Если для человека все определенно детерминировано  Богом, если над судьбой неизбежно  нависает божественный Рок, то тогда  Бог в ответе за все гнусности, что вытворяет на Земле человек, вернее Бог сам творит эти гнусности. Нет, что вы – стыдясь отвечает идеалист, а за ним и вся армия теологов и священнослужителей, - Бог не отвечает за это. Соответственно Он дарует человеку свободу выбора, свободу совести, свободу самостоятельно выбрать между добром и злом, случайно, интуитивно, на основании необходимости, но уже без Бога, без феномена, определить единственно верное в данное время и в данной местности для себя решение. Что мы и называем совестью.

Случайность для человека в его обыденном мышление выступает  интуицией, то есть якобы без знания находить верное решение. Но диалектика природы и соответственно человека указывает, что случайность есть другая сторона закономерности. Как  и закономерность сама в себе содержит случайность. Соответственно интуиция основывается на содержащихся в ней  самой закономерностях. Такова природа  вещей и их явлений, всего бытия, а соответственно, и человеческого  сознания. Мы можем приводить тысячу примеров интуитивных, на первый взгляд неосознанных, правильных решений принятых человеком, но мы ни на сантиметр не сдвинемся с позиций стыдливого

-3-

материализма навязывающих феномен, чтобы понять суть и значение интуиции в познании. Как нам трудно охватить знание, что электрон одновременно и волна и частица, так и  знание, что без случайности нет  необходимости, и что случайность  рождается из необходимости, а та в свою очередь имеет в основании  случайное, дается только уяснившему диалектику. Как это ни удивительно, но это так. И это доказано бесконечными примерами и всем ходом истории, как производной от вечного движения материи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-4-

 

  1. Неявное знание

Неявное знание — скрытое, неартикулированное и нерефлексивное личностное знание. Концепция неявного знания была разработана М. Полани под влиянием идей гештальтпсихологии и впервые детально представлена в его книге «Личностное знание» (1958). Полани выделял два типа знания — знание артикулированное, явное, выраженное в языке, в понятиях и суждениях, и знание неартикулированное, имплицитное, содержащееся латентным образом в схемах восприятия, практическом мастерстве, искусствах, телесных навыках и т.д. По его мнению, функция наших концептуальных схем аналогична функции наших перцептивных схем, позволяющих нам видеть новые объекты, а также функции наших потребностей, которые дают нам возможность распознавать новые объекты как средства удовлетворения этих потребностей. Согласно Полани, существуют два критерия правильного восприятия — четкость контура (его контрастность, отсутствие полутонов) и осмысленность воспринимаемого образа совместно определяют, что глаз увидит. В визуальном восприятии среды можно обнаружить истоки соединения активного формирования знания с принятием этого знания в качестве заместителя реальности. Это соединение является отличительной чертой всякого личностного знания.

Корни личностного знания — в периферическом осознании  тела, являющимся фоном для фокусного  сознания. Внешний объект осмысляется  в силу того, что он становится нашим  собственным продолжением — он превращается в «инструмент», попадая в операционное поле, созданное нашим целенаправленным действием, и выступает в этом поле как продолжение нашего тела. Знак или символ аналогичен инструменту  и является таковым только для  человека, который опирается на него, чтобы достичь чего-то или обозначить что-то, не имеющее реального коррелята. Эта опора есть акт самоотдачи, присутствующей в каждом интеллектуальном свершении и стягивающей множество  вещей к единому фокусу. Поэтому  всякое действие, связанное с ассимиляцией каких-то вещей, которые благодаря  их присутствию в периферическом сознании становятся нашим инструментальным продолжением, является способом реализации собственной личности. Адаптация  понятий к уже имеющемуся пониманию  целого также происходит на периферическом уровне сознания, а условием такого понимания оказывается определенная координация и интеграция смыслов  частей целого, преобразование их в  непротиворечивое взаимосвязанное  единство, где смысл частей определяется смыслом целого, целостным пониманием. Оставаясь вне фокуса сознания, неявное знание содержит в себе общий смысл формализмов, исследовательских приемов и методов познания, предполагающий определенное понимание отношений между частями и целым. По мнению Полани, искусство познания — это аспект акта продолжения нашей личности в периферическом осознании предметов, составляющих целое. Прогресс в научном открытии зависит от самоотдачи личности в научном поиске, при котором устанавливаются контакты с реальностью. Уверенность в себе определяет нашу готовность к отказу от рутинного образа действий. Наша самоотдача в поисках нового неизменно проникнута страстью: ориентиром на пути к реальности оказывается интеллектуальная красота.

-5-

В научном познании явное, артикулированное знание выступает  как знание интерперсональное, оно  представлено в научных гипотезах, теориях, теоретических моделях, экспериментальных  законах и т.д. Однако, как считает  Полани, артикуляция всегда остается неполной по отношению к знанию. Поэтому прогресс науки невозможен без неявного личностного знания, которое латентно содержится в индивидуальном опыте исследователей — в их искусстве  экспериментирования, диагностики, мастерстве владения теоретическими методами и  т.д. Это неартикулированное «молчаливое» знание не излагается в учебниках  и пособиях, его нельзя обнаружить в научных монографиях и журнальных статьях, оно передается либо в ходе непосредственных личных контактов  ученых, либо в процессе совместных экспериментальных исследований. Концепция  Полани была выдвинута в качестве альтернативы «фундаменталистским» теориям  познания (логический эмпиризм, марксизм и т.д.), полностью исключавшим  наличие врожденных, неосознаваемых и нерефлектируемых форм знания. Она  получила частичное подтверждение  в ходе дальнейших когнитивных исследований.

Термин «неявное знание»  впервые был сформулирован британским философом Майклом Полани. В конце 50-х годов XX века он предложил свою концепцию неявного знания и осуществил исследование некоторых его специфических  характеристик. Не всё удалось раскрыть, и аргументировано объяснить, но в целом работа М. Полани рассматривается как исходный пункт для изучения этого феномена.

В частности, он различает  объективные знания и субъективные знания. Субъективные знания он назвал личностными знаниями. Личностное знание, в свою очередь, подразделяется им на явное и неявное знание. Личностное знание он характеризует также как  интеллектуальную самоотдачу, страстный  вклад  познающего. М. Полани приходит к выводу, что установление истины становится зависимым от ряда наших собственных, имплицитных оснований и критериев, которые не поддаются формальному определению.

Личностное знание обусловлено  обществом и культурой всего  человечества, но непосредственно зависит  от индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира. В результате в  индивидуальном сознании отражаются особенности  жизни и деятельности конкретного  человека, его личный жизненный опыт, а также особенности его характера, темперамента, уровень его личной духовной культуры и другие, объективные и субъективные обстоятельства его социального существования. Личностное знание характеризует неповторимый духовный мир человека, который включает в себя возможное неявное знание.

Подчеркнём значение персонального  опыта, служащего важной предпосылкой формирования всякого индивидуального  сознания. В этом нам помогает следующее  высказывание: «Именно в повседневной живой ткани частной жизни  как результат различных общений  и обобщений, исподволь, во многом на ощупь, складывается целостный, удивительно  прочный образ мира, детерминирующий  сцепление, воспроизводство, вариации всего многообразия конкретных форм, видов представления, мышления, деятельности, характерных для индивида. Функциональное назначение этого внутреннего идейного континуума, постоянные вибрации которого сопровождают

-6-

человека на всех участках его жизни, – настройка практического, духовного и практически-духовного  освоения действительности. Аккумулируя  многообразие непроизвольно образующихся моделей мира и актуализируя эти  модели, предопределяя воспроизводство  определённого образа мысли и  действия, персональный опыт играет роль скрытой опоры, поддерживающей видимое  здание человеческой самореализации».

Опираясь на свои размышления, М. Полани показал, что имеющиеся  у специалистов знания не всегда формализуются  и в результате существуют как  «молчаливые» компоненты их сознания. Такое знание может характеризоваться  как периферийное, имплицитное знание, содержащееся латентным образом  в схемах восприятия, обусловленного практическим мастерством, искусством, телесными навыками, индивидуальным опытом исследователей, образованностью. Такое знание воплощается в их умении экспериментирования, диагностики, мастерстве владения теоретическими методами и т.д. Оно включается в различную  деятельность, в том числе научную. Это знание неартикулированное, которое  прямо не излагается в учебниках  и пособиях. Его невозможно обнаружить в научных монографиях и журнальных статьях, оно возникает в ходе непосредственного контакта, складывающихся взаимоотношений, в процессе исследований.

Итак, неявное знание определённым образом «сопровождает» человека и  прежде всего, связано с его познавательной деятельностью. Это знание можно охарактеризовать, как явление сознания, обусловленное органами чувств, но не прошедшее через сознание в полном объеме, не оформленное логически и посредством языка. В результате неявное знание сохраняется на уровне отдельного индивида, на уровне его сознания, является невидимым, «молчаливым», «глубинным» и потому непередаваемым.

Примечательно, что неполная артикулированность знания встречается  достаточно часто. Это может быть невыразимость практических навыков. «Мастера» знают гораздо больше, чем могут выразить в словах. Такое  знание является периферийным и вспомогательным. Это также невыразимость знания отношений между отдельными частями, образующими в совокупности целое, даже если все они порознь могут  быть определены. Примером подобного  знания является практическое знание опытным хирургом анатомии человека. Это может быть осознание значения и смысла текста без осознания  грамматических, синтаксических и других правил его построения, а также  языка текста.

«Неявное знание, – утверждают некоторые исследователи, – это  навыки и умения познавательной деятельности, не поддающиеся исчерпывающему описанию и выражению средствами языка». Здесь  важно подчеркнуть неартикулированность неявного знания, невыраженность посредством  языка, отсутствие его логического  оформления. Данный признак неявного знания, наряду с индивидуально-личностным характером его существования, является, пожалуй, его главной характеристикой.

В то же время нельзя согласиться  с тем, что неявное знание –  это навыки и умения познавательной деятельности. Всякие знания могут  воплощаться в определённых навыках  и умениях. Однако сведение неявного знания к самим навыкам и умениям  означает его 

-7-

искажение. Если неявное  знание это феномен сознания, то навыки и умения это уже результат  освоения человеком определённой практической деятельности.

Отметим также, что среди  многообразия схожих терминов термин «неявное знание» является наиболее употребительным в научной литературе. Он служит нередко синонимом термина  имплицитное, скрытое знание. Используются и такие термины как фоновое, предпосылочное, интуитивное, авербально-идеальное, периферическое, инструментальное, контекстное, объективированное, парадигмальное, антипарадигмальное знание и др. Все они нуждаются  в определённом анализе и порождают  необходимость разобраться в  них для того, чтобы решить, какие  из них точнее выражают особенности  изучаемого феномена. Отметим, на наш  взгляд, самые употребительные термины.

Информация о работе Феномен неявного знания. Роль интуиции в познании