Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:46, контрольная работа
Дано ли нам Знание через Опыт или некоторая часть Знания от божественного Предвидения, сущность которого проявляется в интуиции?
В самой постановке вопроса заложена лазейка идеалистического взгляда на вещи, объявляющая некоторые знания и опыт случайностью, феноменом, а соответственно, помощью Проведения.
Введение…………………………………………………………………….3
Неявное знание…………………………………………………………….5
Социологические и психологические представления о неявном знании……………………………………………………………......11
Классификации неявного знания…………………………………..13
Сущность интуиции……………………………………………………....17
Роль интуиции в познании………………………………………....20
Роль интуиции в познании непознаваемого……………………....21
Значение интуиции………………………………………………....22
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………..24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ
Феномен неявного знания. Роль интуиции в познании.
Омск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..24
Введение
Дано ли нам Знание через Опыт или некоторая часть Знания от божественного Предвидения, сущность которого проявляется в интуиции?
В самой постановке вопроса заложена лазейка идеалистического взгляда на вещи, объявляющая некоторые знания и опыт случайностью, феноменом, а соответственно, помощью Проведения.
Диалектический взгляд на эти вещи предполагает, что случайность закономерна точно так же, как случайна закономерность. В такой постановке вопроса интуиция не есть шпаргалка Провидения, но интуиция, как разрешение проблемы или приобретение знания, действительно выступает как случайность, в каждом данном случае. Для отдельно взятого человека оказавшегося без зонтика под дождем, дождь как явление - случаен, но в тоже время для природных процессов он явился закономерным результатом. Как сказал бы Гегель - всякая случайность имеет под собой основание и Ленин бы добавил – этого не нюхали господа махисты. В Диалектике природы Энгельс пишет: «В противовес обеим этим концепциям выступает Гегель с совершенно неслыханным до того времени положениями, что случайное имеет некоторое основание, ибо оно случайно, но точно также и не имеет основания, ибо оно случайно; что случайное необходимо, что необходимость сама определяет себя как случайность и что, с другой стороны, эта случайность есть скорее абсолютная необходимость.»
Протаскивание феномена в
интуицию, есть стыдливое прикрытие
божественной воли и идеалистического
взгляда на это явления. Феномен
в интуиции отсутствует. Есть только
наше незнание и непонимание механизмов
сознания, способности мозга определять
пути случайно необходимые в познании.
Но назвать феноменом незнание я
не отважусь. Да и любой последовательный
идеалист из самого Бога выведет отрицание
феномена в интуиции. Если для человека
все определенно
Случайность для человека в его обыденном мышление выступает интуицией, то есть якобы без знания находить верное решение. Но диалектика природы и соответственно человека указывает, что случайность есть другая сторона закономерности. Как и закономерность сама в себе содержит случайность. Соответственно интуиция основывается на содержащихся в ней самой закономерностях. Такова природа вещей и их явлений, всего бытия, а соответственно, и человеческого сознания. Мы можем приводить тысячу примеров интуитивных, на первый взгляд неосознанных, правильных решений принятых человеком, но мы ни на сантиметр не сдвинемся с позиций стыдливого
-3-
материализма навязывающих феномен, чтобы понять суть и значение интуиции в познании. Как нам трудно охватить знание, что электрон одновременно и волна и частица, так и знание, что без случайности нет необходимости, и что случайность рождается из необходимости, а та в свою очередь имеет в основании случайное, дается только уяснившему диалектику. Как это ни удивительно, но это так. И это доказано бесконечными примерами и всем ходом истории, как производной от вечного движения материи.
-4-
Неявное знание — скрытое, неартикулированное и нерефлексивное личностное знание. Концепция неявного знания была разработана М. Полани под влиянием идей гештальтпсихологии и впервые детально представлена в его книге «Личностное знание» (1958). Полани выделял два типа знания — знание артикулированное, явное, выраженное в языке, в понятиях и суждениях, и знание неартикулированное, имплицитное, содержащееся латентным образом в схемах восприятия, практическом мастерстве, искусствах, телесных навыках и т.д. По его мнению, функция наших концептуальных схем аналогична функции наших перцептивных схем, позволяющих нам видеть новые объекты, а также функции наших потребностей, которые дают нам возможность распознавать новые объекты как средства удовлетворения этих потребностей. Согласно Полани, существуют два критерия правильного восприятия — четкость контура (его контрастность, отсутствие полутонов) и осмысленность воспринимаемого образа совместно определяют, что глаз увидит. В визуальном восприятии среды можно обнаружить истоки соединения активного формирования знания с принятием этого знания в качестве заместителя реальности. Это соединение является отличительной чертой всякого личностного знания.
Корни личностного знания
— в периферическом осознании
тела, являющимся фоном для фокусного
сознания. Внешний объект осмысляется
в силу того, что он становится нашим
собственным продолжением — он превращается
в «инструмент», попадая в операционное
поле, созданное нашим
-5-
В научном познании явное,
артикулированное знание выступает
как знание интерперсональное, оно
представлено в научных гипотезах,
теориях, теоретических моделях, экспериментальных
законах и т.д. Однако, как считает
Полани, артикуляция всегда остается
неполной по отношению к знанию.
Поэтому прогресс науки невозможен
без неявного личностного знания,
которое латентно содержится в индивидуальном
опыте исследователей — в их искусстве
экспериментирования, диагностики, мастерстве
владения теоретическими методами и
т.д. Это неартикулированное «молчаливое»
знание не излагается в учебниках
и пособиях, его нельзя обнаружить
в научных монографиях и
Термин «неявное знание»
впервые был сформулирован
В частности, он различает объективные знания и субъективные знания. Субъективные знания он назвал личностными знаниями. Личностное знание, в свою очередь, подразделяется им на явное и неявное знание. Личностное знание он характеризует также как интеллектуальную самоотдачу, страстный вклад познающего. М. Полани приходит к выводу, что установление истины становится зависимым от ряда наших собственных, имплицитных оснований и критериев, которые не поддаются формальному определению.
Личностное знание обусловлено
обществом и культурой всего
человечества, но непосредственно зависит
от индивидуальных особенностей восприятия
окружающего мира. В результате в
индивидуальном сознании отражаются особенности
жизни и деятельности конкретного
человека, его личный жизненный опыт,
а также особенности его
Подчеркнём значение персонального
опыта, служащего важной предпосылкой
формирования всякого индивидуального
сознания. В этом нам помогает следующее
высказывание: «Именно в повседневной
живой ткани частной жизни
как результат различных
-6-
человека на всех участках
его жизни, – настройка практического,
духовного и практически-
Опираясь на свои размышления,
М. Полани показал, что имеющиеся
у специалистов знания не всегда формализуются
и в результате существуют как
«молчаливые» компоненты их сознания.
Такое знание может характеризоваться
как периферийное, имплицитное знание,
содержащееся латентным образом
в схемах восприятия, обусловленного
практическим мастерством, искусством,
телесными навыками, индивидуальным
опытом исследователей, образованностью.
Такое знание воплощается в их
умении экспериментирования, диагностики,
мастерстве владения теоретическими методами
и т.д. Оно включается в различную
деятельность, в том числе научную.
Это знание неартикулированное, которое
прямо не излагается в учебниках
и пособиях. Его невозможно обнаружить
в научных монографиях и
Итак, неявное знание определённым образом «сопровождает» человека и прежде всего, связано с его познавательной деятельностью. Это знание можно охарактеризовать, как явление сознания, обусловленное органами чувств, но не прошедшее через сознание в полном объеме, не оформленное логически и посредством языка. В результате неявное знание сохраняется на уровне отдельного индивида, на уровне его сознания, является невидимым, «молчаливым», «глубинным» и потому непередаваемым.
Примечательно, что неполная
артикулированность знания встречается
достаточно часто. Это может быть
невыразимость практических навыков.
«Мастера» знают гораздо
«Неявное знание, – утверждают
некоторые исследователи, – это
навыки и умения познавательной деятельности,
не поддающиеся исчерпывающему описанию
и выражению средствами языка». Здесь
важно подчеркнуть
В то же время нельзя согласиться с тем, что неявное знание – это навыки и умения познавательной деятельности. Всякие знания могут воплощаться в определённых навыках и умениях. Однако сведение неявного знания к самим навыкам и умениям означает его
-7-
искажение. Если неявное знание это феномен сознания, то навыки и умения это уже результат освоения человеком определённой практической деятельности.
Отметим также, что среди
многообразия схожих терминов термин
«неявное знание» является наиболее
употребительным в научной
Информация о работе Феномен неявного знания. Роль интуиции в познании