Феномен неявного знания. Роль интуиции в познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:46, контрольная работа

Краткое описание

Дано ли нам Знание через Опыт или некоторая часть Знания от божественного Предвидения, сущность которого проявляется в интуиции?
В самой постановке вопроса заложена лазейка идеалистического взгляда на вещи, объявляющая некоторые знания и опыт случайностью, феноменом, а соответственно, помощью Проведения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Неявное знание…………………………………………………………….5
Социологические и психологические представления о неявном знании……………………………………………………………......11
Классификации неявного знания…………………………………..13
Сущность интуиции……………………………………………………....17
Роль интуиции в познании………………………………………....20
Роль интуиции в познании непознаваемого……………………....21
Значение интуиции………………………………………………....22
Заключение………………………………………………………………...23
Список использованной литературы……………………………………..24

Файлы: 1 файл

феномен неявного знания.docx

— 51.64 Кб (Скачать)

М. В. Ломоносов (1711-1765) дает замечательное  для своего времени обоснование  необходимости сочетания чувственных  восприятий и теоретических обобщений, решительно выступая против рационализма. Познание, с точки зрения Ломоносова, совершается следующим образом: "Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший всех способ к изысканию  правды". Путь познания, по Ломоносову, невозможен без опыта, эксперимента, без чувственных восприятий. "Ныне ученые люди, а особенно испытатели натуральных вещей, мало взирают  на родившиеся в одной голове вымыслы  и пустые речи, но больше утверждаются на достоверном искусстве. Главнейшая часть натуральной науки –  физика – ныне уже только на одном  оном свое основание имеет. Мысленные  рассуждения произведены, бывают из надежных и много раз повторенных  опытов".

В некоторых течениях философии  Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело 

-18-

бессознательный процесс, несовместимый  с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее —  подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или  в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического  мышления.

Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно  понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного  освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект  схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или  невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где  необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения  в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.

Феномен интуиции очень интересно  проявляет себя у людей занимающихся созданием чего-либо нового. Например: Н.Тесла мог неожиданно придти к  какой- то принципиально новой разработке прогуливаясь в парке; композитор мог  увидеть и услышать во сне исполнение своей новой (в будущем) музыкальной  композиции. При всём этом, не всё  что человек принимает за интуитивное  открытие есть интуитивное. Для интуитивной  способности человека свойственны  неожиданность решения задачи, неосознанность путей и средств её решения  и непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов. Это  отличает интуицию от похожих логических и психических процессов.

Отсюда можно заключить  что интуиция – есть непосредственное постижение истины, вещи, идеи, природной, идеальной или божественной сущности при помощи прямого усмотрения. Интуиция не имеет и не может иметь дискурсивного  характера, а также её следует  отличать от опосредованного логического  мышления. Она даётся ясно и отчётливо, её результаты очевидны и не требуют  доказательства. Интуитивное рассмотрение истины носит индивидуальный характер, который достаточно убедителен для  одного человека, но для убеждения  других следует обращаться к дискурсивному  описанию и доказательству как к  средству рационального (дискурсивного) мышления. Этот факт свидетельствует  о связи интуиции и рационального  познания, о её месте и значении в познании.

 

 

 

 

-19-

2.1. Роль интуиции в познании

Интуиция как явление  не может быть объяснено научно. Оно ненаучно, нерационально. Интуиция является чем-то, что находиться за пределами интеллекта. Рациональное познание и интуиция, вещи несовместимые. Интуиция исходит из такого места, о  котором интеллекту ничего не известно. Интеллект может ощутить интуицию, а вот объяснить ее он вряд ли сможет.

 Рассматривая такой  вопрос, как познание и интуиция  следует понимать, что высшая  реальность способна проникать  в низшую реальность, а вот  низшей реальности не дано  проникнуть в высшую. И рассуждая  о роли интуиции в познании, следует заметить, что интуиция  может проникать в интеллект,  а вот интеллект не сможет  этого сделать, поскольку он  ниже ее.

Роль интуиции в познании нами мира была бы велика, если бы не одно « Но». Это « но», заключено  в социальной обусловленности, а  также в формальном образовании, которые учат нас игнорировать свои инстинкты, вместо того, чтобы мы распознавали их и познавали, для того чтобы  использовать для собственного роста, для того, чтобы развивались наши познание и интуиция. Это процесс  подрывает корни нашей мудрости, которая была дана нам с рождения.

 В том случае, если  вы чувствуете что того, чего  вы не можете объяснить словами,  не существует, то вы будете  продолжать жить на низшем  уровне развития интеллекта. Вы  не впустите в себя тайну,  вы не позволите своей интуиции  разговаривать с вами, и о какой  роли интуиции в познании, можно  будет вести речь в принципе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-20-

2.2. Роль интуиции в познании непознаваемого

Принято считать, что человечески  рассудок видит две области существования: познанное и непознанное. Но мистицизм  и его адепты склонны утверждать, что существует еще одна область: непознаваемое. Первыми двумя областями  занимается наш интеллект, то бишь, разум и логика. А вот третьей  областью, непознаваемой, занимается как  раз интуиция. Как видим, в деле работы с непознаваемым, познание и  интуиция, неразрывные ипостаси.

 Следует учесть, что  качество непознаваемости, неотъемлемо  от неосознаваемого, таким оно будет существовать всегда.

 Мистики говорят, что,  что бы мы ни делали, что  бы ни творили, в основе всей  нашей деятельности и всех  наших процессов лежат тайны.  Благодаря непознаваемым тайнам, в нашей жизни всегда есть  что-то такое, без чего наша  жизнь становилась бы плоской.  Роль интуиции в познании непознавемого такова, что интуиция может проникнуть в непознаваемое, а, вот объяснить его невозможно ни при помощи интуиции, ни при помощи интеллекта. Да и если бы это было возможно, то все вокруг стало бы неинтересным и плоским…

Мудрая природа предоставила все функции нашего тела инстинктам. А для того чтобы придать смысл  нашей жизни природа смогла наделить наше тело интуицией. Познание и интуиция помогают нам родить в себе чувства  дружбы и любви, искусства и эстетики. Любое творческое начинание оно  интуитивно, и не подвержено законам  интеллекта. Творчество всегда интуитивно.

Роль интуиции в познании нематериальных ценностей неважна  в отношениях рынка между индивидами. На рынке царствует его величество интеллект. Ему не интересна ваша чувственность и чувствительность, его интересует конкретика, выраженная в определенных числах, бумагах, денежных единицах. Интеллект, это лишь верхушка, начало, низменная часть нас самих. К сожалению, многие из нас позволили  интеллекту завоевать все наше существо. И это вызвало большие бедствия в мире и человеческом обществе.

 Настоящий мудрый человек,  это тот, кем познание и интуиция  будут поставлены на службу  себе, кто создаст гармонию между  собственным телом, сердцем и  головой. Именно только в таком  сочетании можно прийти к откровению  источника жизни, найти самого  себя и Вселенную вокруг себя.

 

 

 

 

 

 

 

-21-

2.3. Значение интуиции

Значение интуиции, зачастую недооценено руководителями предприятий  и фирм. Ведь практика жизни показала, что в принятии решений, которые  сопряжены с риском, интуиция может  играть определенную, и порою очень  важную роль. Как она и играет роль в любой творческой человеческой деятельности. Значение интуиции особенно велико в те моменты, когда ощущается  особый дефицит информации. Когда  от человека требуется найти решения, которые находятся вне рамок  традиционных приемов познания. Также  значение интуиции всегда велико, когда  такие решения следует принимать  при отсутствии проникновения в  суть вопроса, и при отсутствии достоверной  оценки той ситуации, которую необходимо разрешить. Значение интуиции как понятие  можно охарактеризовать как знание, которое основывается на предшествующем опыте человека. Некоторые называют это шестым чувством, некоторые чутьем. Вообще само значение интуиции как  понятие не имеет определенных, четких, академических, раз и навсегда данных характеристик, которые могли бы описать это явление вербально. Нет такого законченного терминологического ряда слов ни в одной научной отрасли, ни в одной религии, ни в одной  научной школе.

 В переводе с латинского  intueri (пристально, внимательно смотреть).

 Великое значение интуиции  заложено в том, что она помогает  каждому из нас познавать истину, не основываясь в этом познании  на логику, рассудок.

 Быть может это, смело,  но в понимании автора этой  заметки, интуицию можно охарактеризовать  как способ постижения истины.

 Применительно к хозяйствующим  субъектам, интуиция может сделать  выбор рациональных хозяйственных  решений, без наличия на то  аргументируемых доказательств  правоты того или иного решения.

 Течения идеализма  утверждают, что значение интуиции  лежит в ее божественной, внеземной  сути. Что она дана всем нам  свыше, и что интуиция является  совершенно бессознательным процессом,  который не имеет ничего общего  ни с логикой, ни с накопленным  человеком опытом.

 Сторонники материалистического  взгляда на мир трактуют интуицию  как результат общественно-исторических  процессов. Они утверждают, что  любое интуитивное знание человека  основывается на опыте его  опыта практической и духовной  деятельности.

 Оставим сторонников  идеалистических и материалистических  школ при своих убеждениях. Как  говориться, покуда не попробуешь  занятие, или сферу жизнедеятельности  изнутри, то трудно оценить  ее.

 Кстати, у вас появилась  возможность на занятиях по  развитию интуиции самостоятельно  почувствовать и понять значение  этого явления, как говориться  на «собственной шкуре».

 

 

 

-22-

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что в целом анализ философской  литературы показывает, что проблема неявного знания является достаточно сложной, имеет целый ряд аспектов, требующих своего раскрытия и объяснения. Вместе с тем в работах современных исследователей имеются сходные, повторяющиеся характеристики неявного знания, обобщая которые, можно выделить его наиболее важные черты. Одна из них состоит в том, что неявное знание неразрывно связано с индивидуальным сознанием и носит индивидуально-личностный характер, существует на уровне отдельных индивидов и обусловлено их персональным опытом. Другая черта состоит в том, что неявное знание является логически неоформленным, не выраженным в языке. Третья характеризует неявное знание как определённый фактор развития познавательного процесса, который побуждает индивида к последующему оформлению и выражению имеющегося у него неявного знания.

Что же касается интуиции, то из работы следует, что интуиция –  есть непосредственное постижение истины, вещи, идеи, природной, идеальной или  божественной сущности при помощи прямого  усмотрения. Интуиция не имеет и  не может иметь дискурсивного  характера, а также её следует  отличать от опосредованного логического  мышления. Она даётся ясно и отчётливо, её результаты очевидны и не требуют  доказательства. Интуитивное рассмотрение истины носит индивидуальный характер, который достаточно убедителен для  одного человека, но для убеждения  других следует обращаться к дискурсивному  описанию и доказательству как к  средству рационального (дискурсивного) мышления. Этот факт свидетельствует  о связи интуиции и рационального  познания, о её месте и значении в познании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-23-

Список использованной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – 4-е издание, переработанное и дополненное – Москва, 2003.
  2. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Москва, 1964.
  3. Бунге М. Интуиция и наука. Москва, 1967.
  4. В.Р.Ирина, А.А.Новиков. В мире научной интуиции. Москва: "Наука", 1978
  5. Героименко В.А. Личностное знание и научное творчество. Минск, 1989.
  6. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
  7. Старикова Г. «Природа и гносеологические функции личностного неявного знания». Диссертация на соискание ученой степени кандидата канд. филос. наук. Харьков, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-24-


Информация о работе Феномен неявного знания. Роль интуиции в познании