Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:00, реферат
Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развитие и изменение. Изучение литературного наследия помогает обнаружить исторически сложившиеся общепедагогические основы логопедии. Это важно в настоящее время и потому, что увлечение поиском специфики логопедии нередко уводит специалистов от понимания и знания общепедагогических основ логопедии.
Роль исторического момента в познании.
I этап развития логопедии (античность – 18 век)
II этап развития логопедии (18 в – 3-я четверть 19 в)
III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в)
IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени)
Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развитие и изменение. Изучение литературного наследия помогает обнаружить исторически сложившиеся общепедагогические основы логопедии. Это важно в настоящее время и потому, что увлечение поиском специфики логопедии нередко уводит специалистов от понимания и знания общепедагогических основ логопедии.
Ретроспективный аспект изучения
вопросов логопедии, с одной стороны,
позволяет увидеть, как последовательно
формировались представления о
необходимости и особенностях развития
правильной речи у детей в системе
их гармонического развития, с другой
стороны – проследить, как постепенно
накапливались и
I этап развития логопедии (античность – 18 век).
Рассмотрим взгляды
Древний_Восток. К странам Древнего Востока принято относить Вавилонию, Ассирию, Египет, Индию, Китай (4 – 2 тыс. до н.э.), Грецию (5 – 4 в. До н.э.), Римскую империю (2 в. До н.э. – 2 в. н.э.).Уже за несколько тысячелетий до н.э. у народов Древнего Востока возникают и складываются в определенной системе научные представления. Рассмотрим взгляд в некоторых странах.
Египет (4 тыс. лет до н.э.). Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Наряду с математическими, астрономическими и другими знаниями египтяне обладали познаниями и в медицине. В одном из древнейших папирусов (до нас дошло 4), в папирусе Эдмона Смита находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Вот описание безнадежного случая, когда человек потерял слух, речь, контроль над руками и ногами: Здесь врач говорит: «Я не буду его касаться. Затем 2 примечания: позвонок вдавлен в другой, это случилось потому, что человек упал вниз на свою голову». В этом же трактате впервые встречается упоминание о мозге, и его автор обращает внимание на локализацию мозговых функций – на связь мозговой деятельности с управлением конечностей. Речь идет о чем? О травматической тотальной афазии. Лурия в годы войны подтвердил, что ранение левого полушария ведет к разным «тотальным» расстройствам в речевой деятельности: не говорит, не понимает.
Индия. В священной литературе («Вед»), особое место занимают трактаты «Аюрведы». У индусов в «Аюрведах» медицина является отделом религии. Тракта состоит из 6 частей. В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» — хейлопластика и уранопластика.
Китай. О речевых расстройствах в китайской литературе мы находим сведения в трудах русского врача П.Я. Пясецкого. Он отмечает: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа».
Религиозные мифы и сказания. Изучая литературу Древнего Востока следует обратить внимание на религиозные мифы и сказания, где есть своеобразное упоминание о речевых расстройствах приемах их устранения. В «Библии» (Ветхий Завет) есть упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил непонятно.Интересна версия о причине заикания. Дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой усыновить его. Фараон взял его к себе на колени и возложил на голову свою корону. Моисей сорвал и стал издеваться над ней. Советник фараона увидел плохое предзнаменование, советовал умертвить его. Но один советник заступился. Посоветовал показать золото и горящие угли, что он выберет. Моисей, естественно, хотел выбрать золото, что его бы погубило, спас ангел, который направил его руку к углям. Моисей потянулся к углям и поднес их ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить. Таким образом «в памятниках старины» Древнего Востока находили упоминание о таких речевых расстройствах:
потеря слуха, контроля за движением рук, ног;
внезапные потери речи, немота (с сохранным слухом); глухота (с сохранной речью)4
расщелины губы, неба;
заикание, косноязычие, немота на почве нервного потрясения.
Кроме того есть описание «чудесных исцелений» расстройств речи «пророками» (Христос, Мухамед). Упоминаются речевые расстройства наряду с умственной отсталостью, глухонемотой, с особенностями несовершеннолетних. Таким образом, человек обратил внимание на свою неправильную речь с древних времен истории развития человеческого общества. Интерес к речевым расстройствам породил желание понять их причины. В основном это объяснялось влиянием сверхестественных сил. Это и понятно в условиях древнего человека.
Древняя Греция и Рим. Наибольший рассвет греческой культуры относится к 5 веку до нашей эры. Первоначальные знания у древних греков объединялись общим понятием философии. Материализм (представитель Демокрит) вел борьбу с идеализмом (мнение Платона).
Демокрит (5 – 4 век до н.э.) – математик, физик, анатом, медик, историк. В основе мира лежит не бог, не дух, а материал. Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Заслуга – большое значение в процессе воспитания принадлежит упражнениям, важность примеров окружающих ребенка людей. Роль правильного воспитания в предупреждении речевых нарушений.
Платон (5 – 4 в. до н.э.) – идеалист. Причины болезни он видел в наказании, ниспосланном с неба. У Платона также находим отражение проблем общего воспитания детей. Большое значение в воспитании придавал игре.
Первое же упоминание о
речевых расстройствах в
Наиболее полные сведения из Гиппокрита (377 г. до н.э.) – основоположник античной медицины. Для Гиппокрита болезнь – проявление жизни организма, а не проявление божественной воли, злого духа. Материалистические взгляды. У Гиппокрита есть упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Он подчеркивает главенствующую роль мозга во всей деятельности человека. «Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит». В целом заслуга Гиппократа:
1) попытка классифицировать речевые расстройства;
2) главенствующая роль мозга;
3) описание органов и
функций слуха и зрения, голоса
и речи (роль воздушной струи,
языка, голоса, артикуляции и
4) описание отельных расстройств слуха, голоса и речи.
5) рекомендовал использовать
при дифференцированной
Аристотель (322 г. до н.э.) – «самая всеобъемлющая голова из всех древнегреческих философов» (Энгельс). Получил образование в академии Платона, но позже его идеалистические взгляды изменились. Природу речевых недостатков Аристотель рассматривал очень узко – в неправильном строении и недостаточной подвижности органов артикуляции. В педагогических сочинениях Аристотель рассматривает вопросы умственного, физического, нравственного воспитания, роль семьи в воспитательном процессе. Но не упоминает о недостатках речи. Почему? Речевые расстройства в те далекие времена относились к разряду болезней и потому принадлежали вниманию врачей.
Плутарх (46 – 120 г.г.) – греческий писатель. Ему принадлежит наиболее полное описание дефектов речи, которыми страдал Демосфен (334 – 322 г. до н.э.). В работах Плутарха находим 2 примера, показывающих особенности формирования правильной речи. 1-й – относится к системе развития речи у юных спартанцев; 2-й – к системе перевоспитание неправильной речи (заикания, косноязычия) у Демосфена.
Ава Корнелий Цельс (301 – 125 г. до н.э.) – ученый, энциклопедист, врач. Много собрал и сохранил для поколений произведений древней медицины, заметки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о лечении этих случаев. Цельс – причина речевых расстройств в нарушении строения и подвижности периферической части речедвигательного механизма. Приемы устранения – хирургические, терапевтические и речевые упражнения.
Клавдий Гален (130 – 200 г.) –
врач и естествоиспытатель. После
Гиппократа самый крупный теоретик
античной медицины. Уточнил сведения
о строении мозга и нервной
системы. По мнению Сикорского, Галену
принадлежит заслуга установки
научной терминологии болезней речи,
он окончательно устанавливает значение
главнейших терминов: афазия, афония, заикание,
косноязычие, невнятная речь. Гален
разделил расстройства голоса и речи.
Первые происходят от «страдания» гортани
и ее мышц, вторые – от поражения
языка, губ, неба и т.д. При этом указывал
на зависимость некоторых
Марк Фабий Квинтилиан (42 – 118 г.г.) – оратор, крупный представитель педагогической мысли. Он придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего детства. «Указывал на необходимость правильного речевого окружения, на своевременное устранение у него дефектов звукопроизношения». Вот взгляды древнегреческих ученых – весьма разнообразны и рекомендации своеобразны – водолечение, массаж, хирургические вмешательства, горячие изливания, кровопускания, полоскание, рвотные и другие средства, «изгоняющие» и «очищающие слизь головы» (Гиппократ). А Цельс, видя, что хирургическое вмешательство не приносит желаемый эффект, указывал на необходимость каких-то речевых упражнений.
Ближний и Средний Восток (5 – 15 в.в.)(Византия, арабские Халифаты, Средняя Азия)
Византия – сохранила древнюю культуру античного мира. Врачи Византии хорошо были знакомы с произведениями врачей Греции и Рима. Врач Орибадий (326 – 403), энциклопедист, Аэций Амидский (527 – 565), Павел Эгинский (425 – 490), рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки, предлагали хирургическое вмешательство. В плане терапии заикания Орибадий предлагал следующее:
1) произносить наизусть
отрывки лирического характера,
2) чтение начинать с отрывков наизусть;
3) в речи делать глубокий вдох;
4) речь под такт и др.
Арабские Халифаты Ближний и Средний Восток. Представители: Мухамед Ал – Хорезми, Ар – Рази, Ибн – Сина.
Ибн – Сина (Авицена) (980 – 1037) – философ, врач, поэт. Латинизированное имя Авиценна и полное Абу-али ал Хусейн Ибн Адаллах Ибн-Сина. Родился недалеко от Бухарье. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Он рассматривал зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции, подобно Аристотелю. А причину неправильного строения и функционирования органов артикуляции видел в переполнении их влагой (гуморальная точка зрения) или спазма. Но наряду с периферическими повреждениями он усматривал и поражение ЦНС. Своеобразный взгляд Авиценны на причину и устранение заикания. Можно предположить, что точка зрения Авиценны на речевые расстройства соответствовала взглядам врачей Европы 11 – 18 веков.
Западная Европа
15 – 16 в.в. Для этого
периода характерно
С 5 по 11 в – раннее средневековье
С 11 по 15 в – развитое средневековье
С 16 по 17 в – период упадка феодализма.
С 15 – 16 в.в. – зарождается капиталистический способ производства. Это эпоха Возрождения.
Педагогические идеи
представлены в эту эпоху
Франсуа Рабле (1494 – 1553) – французский мыслитель, священник, врач, профессиональный анатом, автор романа «Гаргентюа и Пантагрюэль». Он предлагал целую систему развития речи вместе с интеллектуальным и физическим воспитанием .
Древняя Русь (9 – 16 в.в.) О представлениях древних славян о речевых расстройствах можно судить на основании сохранившихся летописей, словарей пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов.
Вот какие существовали обозначения дефектов речи:
Языкоболезние, языкоболезньствие – болезнь речи;
Косноглаголевый, косноязычен – нескоро говорящий, говорящий с трудом. Коснение – медленность.
Мудьногласный, мудьноязычный – медленноязычный, видимо то же, что и косноглаголие.
Гугнивый – невнятная, трудная речь. Гугноти – шептать.
Гугнявый – говорящий в нос, гнусливый.
Травливый – видимо, порченый.
Фафлю – шепелявить.
Бобливый – то же.
Момлент – видимо, дефекты твердого неба. Мом – небо во рту.
Заякливый – заикающийся.
Немый – лишенный способа говорить («Глух и нем»).
Неморечивый, немование – неясная речь, лепет.
Таким образом, мы не видим и у древних славян общепринятого и четкого разграничения разных дефектов речи. Но тем не менее уже обнаруживаем, что различались: недостатки речи и слуха (немые и глухие); недостатки звукопроизношения (косноязычие, травливый, фофлет, алалыка, кортавленье), недостатки голоса (гугнивый), темпа (заикливый), фразовой речи (немота, немование, гугнивость).