Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:00, реферат
Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развитие и изменение. Изучение литературного наследия помогает обнаружить исторически сложившиеся общепедагогические основы логопедии. Это важно в настоящее время и потому, что увлечение поиском специфики логопедии нередко уводит специалистов от понимания и знания общепедагогических основ логопедии.
Пословицы и поговорки о речи.
Все пословицы, относящиеся к речи можно разделить на 5 больших групп. Они отражают народные взгляды:
1 – на красоту речи: ее складность, выразительность, приятный тон, содержательность (Хорошая речь слаще меда. Говорит, как река льет).
2 – на силу слова (Пулей попадешь в одного, а мелким словом в тысячу. Не ножа боится, а языка).
3 – отражающих взаимосвязь речи и ума (Каков разум, таковы и речи. Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам).
4 – отражающие связь речи с поступками человека (Речи, как снег, а дело, как сажа. От слова до дела целая верста).
5 – отношение к отдельным компонентам речи: голосу, артикулированию, речевому слуху, темпу, фразе. (Говорит, как из бочки. Говори складно, коль язык подвешен ладно. Глухому двух обедней не служат. Говорит, ровно в стенку горох сыплет. Веревка хороша длинная, а речь короткая).
Древние славяне понимали
речевые дефекты как болезнь,
недуг ниспосланные на
В «Домострое» есть
перечисление болезней, что за
грехи человеческие бог
Обнаружено целый ряд суеверий, примет, поверий, связанных с недостатками детской речи и бытовавших в старину (Если у дитяти темечко маленькое, значит дитяти скоро начнет говорить. Через порог не здороваться – поссориться, либо дети немые будут. Если ребенок долго не говорит, достань колокольчик с язычком, поить ребенка до 9 раз – начнет говорить).
В приемах устранения
существовали элементы
Лечебники – травники – продукт коллективного труда (творчество). В них есть указания, как лечить расстройства слуха, глосса, артикуляторной моторики, немоты, заикания (для улучшения слуха – закапывать в ухо желчь вороны, молоко собаки и т.д., при расстройствах голоса – наливки мака, при слюнотечении – раствор фигового джерева и др.).
Таким образом, несмотря
на умение различать разные
речевые расстройства, древние славяне
не имели общепринятых и
Следовательно, истоки
логопедии как науки о речевых
расстройствах имеют на Руси
глубокие корни и своеобразный
характер, тесно связанные с социально-
Западная Европа 17 – начало 18 в. В первой половине 17 в. капитализм в Западной Европе стал серьезной силой. Наблюдается и сдвиги в идеологии: формируется светлая, гуманитарная наука, культура. Мыслители – гуманисты немаловажное значение придавали и проблеме формирования правильной речи, ее значению в воспитании гармонически развитой личности.
Ян Амос Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. Им заложена развернутая система воспитания от рождения до зрелости. В трактате «Великая дидактика» он ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему». Касается и вопроса формирования правильной речи. Конкретные задачи обучения сводятся не только к хорошему знанию природы и общественных отношений, но и свои знания и умения. Риторика – один из элементов знаний. Говоря о значении речи в общем развитии ребенка, он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Далее говорит о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».
О необходимости развития речи, о связи развития речи и разума Каменский даже дает ряд практических советов – «Нужно проявлять одинаковую заботу о развитии разума и речи, чтобы и ум и язык были у человека как можно более развиты и усовершенствованы».
Указывал и на пользу точного использования слов. Писал, что ничего не обозначающие слова бесполезны и речь тем лучше, чем более она содержит вещей и смысла, и тем непригоднее, чем менее заключает она вещей и понимания. «Если нужно говорить, то сознание должно предшествовать языку…».
Каменский делает попытку
определить начало развития
При этом он указывал
уже на неравномерность
Дает рекомендации
родителям: необходимо с
Указывал и на условия
формирования правильной речи
– хорошо развитое слуховое
восприятие. Рекомендовал давать
в руки свирель, бубен,
Каменский подчеркивал
необходимость воспитания
При развитии фразовой речи следует приучать детей ставить подходящие вопросы, а на вопросы отвечать прямо: приучать твердо держать мысль в пределах предложений темы, а не отклоняться в сторону.
Каменский обращает
внимание и на воспитание
Особое внимание обращал
на развитие умеренности
Обращал внимание и на развитие голоса ребенка. «Жалобы и плач – первая наша музыка, удержать от которой детей невозможно, а если бы даже и было возможно, то было бы вредно, т.к. плач приносит пользу здоровым». Он считал, что при плаче грудь и внутренние органы освобождаются от того, что в них излишне».
(С этим нельзя согласиться? – Особенно если болен – голосовые складки – узелки крикунов).
Есть указания и
на подготовку к обучению
Таким образом, в
трудах Коменского мы
— для чего нужна речь;
— значение речи в общем развитии ребенка;
— необходимость развития речи и интеллекта;
— значение правильного использования слов;
— начало и ступени развития речи;
— необходимость развития слухового восприятия;
— чистого звукопроизношения;
— богатого словарного запаса;
— грамотной правильной речи;
— выразительного голоса;
— письменная речь.
Жан Жак Руссо (1712 – 1778) –
французский мыслитель –
В его педагогических произведениях находит место мысль о значении импрессивной речи для формирования ее звучной стороны в начале развития ребенка. Он указывает на то, чтобы первые членораздельные звуки, которые слышит ребенок, были редки, легки, ясны, часто повторялись. Он против того, чтобы ребенка оглушать множеством бесполезных слов, в которых он не понимает ничего, кроме интонации. Руссо высказывает о компенсаторных возможностях разных анализаторов на примере сопоставления осязания и слуха. По его мнению суждения осязания самые надежные. И если осязание может заменить зрение, то почему бы ему не заменить до некоторой степени и слух. Ведь звуки возбуждают в звучащих телах сотрясения, ощутимые для осязания. Утверждал, что приучая себя, можно слушать целую арию пальцами.
Далее Руссо указывает
на своеобразное единство речи,
голоса и просодики. По его
мнению человек обладает
Говоря о начале развития детской речи, Руссо отмечает, что первое развитие детства подвигается почти со всех сторон разом. Ребенок почти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить. Интересное наблюдение – в определении крика и плача. Он указывал, что дети меньше плачут, когда начинают говорить. Это естественно – один язык заменяется другим.
В своих советах
уделяет внимание
При воспитании чистоты
речи и словарного запаса
Таким образом, идеи
Руссо построены на основе
естественного и
Иоганн Генрих Пестолоци (1746 — 1827) большая заслуга в обучении детей. Разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. В 1803 году выпустил «Книгу матерей» — руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить. Уделял большое развитие речи ребенка в развитии его мышления. Язык рассматривал как важное средство познания. Развитие способности к речи должно начинаться с колыбели с развитием способности к наблюдению. «Час рождения ребенка является первым часом его обучения». Уже с колыбели (до года) надо ежедневно произносить в присутствии ребенка простые слоги.
Прослеживаются определенные
закономерности в
В работах Пестолоци находим отражение взглядов:
на значение речи в общем развитии
на последовательность развития речи (онтогенез)
указание на последовательность обучения речи
указание на роль сенсорного воспитания
указание на роль микросреды в развитии детской речи.
Россия 18 – 19 век
Время правления Петра Первого – развитие здравоохранения, создание шпиталей – учреждений для сирот.
М.В. Ломоносов (1711 — 1765) — реформатор русского языка, создатель русской грамматики, создатель отечественного языкознания. «Каждый достаточно легко может усмотреть зависимость рода человеческого от слова».большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса. В красивой речи большое значение приобретает просодика.
Таким образом М.В. Ломоносов коснулся вопросов:
развития русского языка
обращал внимание на органы речи
на образование различных звуков
видел зависимость чистой и правильной речи от специальных речевых упражнений, считал обязательным упржнять силу голоса, следил за интонацией, использовать паузы, следить за применением жестикуляции.
А.Н. Радищев (1749 — 1802) – писатель, философ-материалист, основоположник русского революционного просветительства. Большое значение придавал речи человека в развитии общества и самого человека. Написал трактат «О человеке, его смертности и бессмертии», где создал гимн слову и речи. Большое значение придавал развитию речи в развитии мышления и других психических процессов.
Говорит и о письменной
речи. Определяет ее как произвольно
начертанные знаки, как
Основная заслуга в
рассмотрении развития речи в
тесной связи со всеми
В первой половине 19
века намечается революционно-
В.Ф. Одоевский (1804 — 1869) – выдающийся педагог, выдвигает требование давать пищу умственным силам ребенка, знакомить его с окружающей жизнью и на этой основе путем бесед и разговоров вызывать, развивать и направлять самостоятельную мысль ребенка. Много внимания уделял методу развивающих бесед. Написал руководство по воспитанию детей «Наука до науки, или книжка дедушки Иринея». Основная задача – развитие ясности детских представлений, умения ясно и логически мыслить. Был против заучивания, т.к. память сильна в детях. Огромное значение придавал слову в воспитании и речи самого воспитателя. Предупреждал о трудности говорить с детьми так, чтобы они его понимали.