Роль исторического момента в познании

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:00, реферат

Краткое описание

Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развитие и изменение. Изучение литературного наследия помогает обнаружить исторически сложившиеся общепедагогические основы логопедии. Это важно в настоящее время и потому, что увлечение поиском специфики логопедии нередко уводит специалистов от понимания и знания общепедагогических основ логопедии.

Файлы: 1 файл

Роль исторического момента в познании.docx

— 45.18 Кб (Скачать)

 В 1924 г. на педагогическом  факультете второго московского  государственного университета  организуется логопедическое отделение.  Первый декан – Д.И. Азбукин. Первым заведующим кафедры сурдопедагогики и логопедии стал Ф.А. Рау. Курс логопедии был введен как самостоятельный.

 В 1924 г. Выготский рассматривал проблему детской дефективности как проблему социальную.

 В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся. Организатор – Ю.А. Флорентская. В 1926 г. МосГОРОНО открыл специальную семилетнюю школу для заикающихся. Была введена должность психоневролога.

 В 1929 г. Мингорздрав открыл специальную поликлинику для лиц с нарушениями слуха, речи и зрения. Руководитель – Тяпугин. В этом же году был организован экспериментальный дефектологический институт, который в 1944 г. был переименован в НИИ дефектологии (НИИД). Здесь начинали работу Выготский, Левина и др.

 Данишевский создал  специальную консультацию по  дефектам речи, а затем и клинику  нарушений речи. С ним сотрудничали  Выготский, Рау, Лурия, Кащенко, Левина, Боскис.

 Позже организован  сектор логопедии и специальная  школа для детей с нарушениями  речи и слуха. Первый заведующий  – Р.Е. Левина.

 Конференции того времени  под руководством Л.С. Выготского сыграли большую роль в практике и теории в развитии логопедии. На них происходи публичеый разбор наиболее тяжелых случаев.

 В 40-е годы начинают  вырисовываться важные принципы  дифференциальной диагностики: отграничение  речевых расстройств от других  форм нарушений речи (например, нарушении  речи при снижении слуха).

 В 1931 г. Наркомпрос издает указ о введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих нарушениями речи (логопатов) детей и подростков. Этот приказ – основной по линии организации специальной помощи. Наметились тенденции к совместной работе врачей, педагогов и психологов. Организованы учреждения и в просвещении и в здравоохранении. Увеличивается количество логопедических кабинетов в детских поликлиниках, открываются первые школы для детей с нарушениями речи. Выдвинуто профилактическое направление логопедической работы.

 В 1930 г. Мингорздрав организовал новый тип учреждения – детская психоортопедическая площадка. Начато лечение заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Руководила работой Н.А. Власова совместно с Т.А. Власовой.

 В 1932 г. в доме  ребенка открываются специальные  слухоречевые ясли для детей  с нарушениями слуха и речи. Руководитель Е.Ф. Рау.

 В 1931 г. при ЭДИ  создаются центральные постоянно  действующие курсы для повышения  квалификации учителей всех типов  учреждений, которые существовали  до Великой Отечественной войны.  Большую помощь в подготовке  дефектологов получали союзные  республики.

 В 1931 г. выходит первое  издание «Логопедия» (Хватцев), которое переработано в 1959 г. на современном уровне, содержит много методических рекомендаций.

 Для решения ряда  неотложных вопросов дефектологии  в апреле 1939 г. была созвана  первая Всесоюзная дефектологическая  конференция. Основная ее мысль  – логопед должен заниматься  не столько самой болезнью, сколько  преодолением ее последствий  для гармоничного развития личности. Подчеркивается важность совместной  работы для диагностики и комплексной  реабилитации лиц с нарушениями речи. По итогам конференции устанавливалась связь между различными специальными учреждениями.

 Логопедическая помощь  взрослым осуществлялась в условиях  здравоохранения: Центральный институт  нейропсихиатрии, психогигиены и психопрофилактики, в поликлинике для лиц с нарушениями слуха и речи (Тяпугин), в Ленинграде в отоларингологическом институте.

 Большое значение для  медицинской работы имели съезды  невропатологов и психиатров, конференции  и совещания.

 В 1944 г. на Всесоюзном  совещании обсуждались вопросы  восстановления речи при травматической  афазии и заикании у инвалидов Великой Отечественной войны (Лебединский, Флорентская, Ляпидевский, Бейн и др.). Широкую известность получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947 г.).

 После войны увеличилось  количество специальных учреждений. Возникала необходимость в центральной  межведомтсвенной комиссии для решения всех вопросов. В 1054 г. она была организована Минздравом СССР. В нее вошли дефектологи из НИИД, председателем выступала Н.А. Власова.

 С 1956 г. каждые три  года НИИД созывал всесоюзные  педагогические (дефектологические)  чтения. В их работе принимали  участие дефектологи, психиатры,  лингвисты и др.

 В 1958 г. на совместной  конференции НИИ психиатрии и  Украинского научно-исследовательского  психоневрологического института  решались вопросы практической  помощи детям с нарушениями  речи.

 Расширилась сеть дошкольных  и школьных учреждений. Создаются  сады с 5-дневным пребыванием.

 В СССР создана широкая  сеть школ для детей с ТНР  в 2 отделениях: для детей с  ТНР и для детей с тяжелым  заиканием. Велась большая работа  по обеспечению школ методическими  пособиями и учебниками. Во всех  детских поликлиниках открываются  логопедические кабинеты, особое  внимание обращено детям с  ДЦП, 

 

IV этап развития логопедии  (50 годы – до настоящего времени)

 

В работах Выготского, Босхис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Успешно используется метод системного психологического анализа, направленный на раскрытие психологической природы речевых, познавательных и эмоционально-волевых нарушений у неговорящих детей (алаликов) в процессе преодоления этих нарушений.

 Внедряются новые методы  по устранению нарушений устной  и письменной речи, уточняются  типы речевых аномалийдля школьной категории (60 – 70 гг.).

 В 1959 г. возникла  рабочая клиническая классификация  О.В. Правдиной. Уточнена в 1969 г. Ляпидевским и Гриншпуном.

 В 1951 г. создана психолого-педагогическая  классификация, которая не удовлетворяла  требованиям специальной педагогической  практики.

 Р.Е. Левина усовершенствовала  психолого-педагогическую  классификацию.

 Разрабатываются положения  о системном строении языка.  Уточняется симптоматика, патогенез,  клиника речевых нарушений.

Литература:

 1. В.Н. Селиверстов. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. Методические разработки. М., 1984.

2. В.Н. Селиверстов, Ю.Т.  Гаубах. Педагогические истоки логопедии. Методические разработки. М., 1984.


Информация о работе Роль исторического момента в познании