Диалектика и ее основных принципов, развитие в философии и науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия диалектики и ее основных принципов, развитие в философии и науки.

Задачи:

- расмотреть диалектику;

- раскрыть ее принцыпы;

- расмотреть методы познания;

- изучить альтернативы диалектики.

Оглавление

Введение 2

1 Диалектика-учение о развитие 5

1.1 Понятие диалектики, ее исторические формы

и альтернативы 5

1.2 Методы познания диалектики 10

1.3 Частные случаи научных методов диалектики 16

2 Принципы диалектики 22

3 Альтернативы диалектики 25

3.1 Метафизика как основная альтернатива диалектики 25

3.2 Другие альтернативы диалектики 28

Заключение 33

Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Диалектика и ее принципы 1.docx

— 76.07 Кб (Скачать)

     Наиболее  распространенный софистический прием  – подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а на временами  трудноуловимой подмене рассуждений  об отношениях между объектами в  посылках рассуждениями о самих  объектах в выводах, неправомерном  переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одного и того же рассуждения18.

     «Отрицательная» диалектика. Диалектика вообще, по мнению философов Т.Адорно и Ж.-П.Сартра, может воображаться и быть понятной только как "отрицательная" диалектика. Она воплощается в разнообразных  формах возражения, отбрасывании, критике, уничтожении. Диалектика же, которая  воплощается в утверждении существующего, есть догматической, консервативной, апологетической  и потому не может быть приемлемой. Итак, "отрицательной" диалектике присущий прежде всего односторонность, признание лишь одного стороны диалектики - как современной теории развития и метода познания. "Отрицательная" диалектика присущая субъекту, имеет  отношение только к сознанию; не имеет объективного значения.

     Категоричный  анализ негативности, как это выразительно показано у Сартра сводится к эмоционально-волюнтаристскому трактованию возражения через такие  понятия, как "неприязнь", "отсутствие", "жалость", "обеспокоенность", "растерянность", "ужас", "тревога", "невнимательность" и т.д.

     В самом деле, в этих эмоциональных  залогах и расположениях духа человека находят отображение элементы возражения. Здесь Сартр прав. Однако негативность не сводится только к  этому, к субъективности, к эмоционально-антропологическому переживанию. Сартр, таким образом, оставляет в стороне другую диалектику - объективную, которая властвует  во всей природе.

     "Отрицательная"  диалектика по своей сущности  является субъективной диалектикой.  Здесь необходимо подчеркнуть  два момента: а) в самом деле, в человеческом обществе субъектом  отрицания есть человек. Он  сам определяет в процессе  познания, что и как возражать,  выбирает формы такого возражения, темпы, условия, стороны; б)  в природе диалектическое возражение  осуществляется без вмешательства  человека, субъекта, сознания как  самоотрицание с удержанием в  процессе развития всего того, что необходимо для дальнейшего  становления нового. Тем не менее  такое представление не находит  понимания в концепции "отрицательной"  диалектики, которое является недостаточным,  а в сущности, ошибочным, поскольку  отбрасывает самоотрицание в  процессе развития.

 

     

     Заключение 

     Диалектика, в отличие от других концепций  развития, рассматривает предметы и  явления не изолировано один от другого, а в их взаимной связи, во взаимодействии, и противоречивости. Процесс развития можно понять и воссоздать в мышлении только с учетом этого. Таким образом, если рассматривать диалектику как  теорию развития, то ее антиподами является метафизика и "отрицательная" диалектика; если рассматривать диалектику как  логику, то ее альтернативами являются софистика и эклектика. Если же рассматривать  диалектику как теорию познания, то ее альтернативами выступают догматизм  и релятивизм. Поэтому диалектика является альтернативой всех теорий, учений, течений и направлений, которые отбрасывают, игнорируют или фальсифицируют объективные принципы связи, развития, разногласия, возражение, такие, как метафизика, софистика, догматизм, релятивизм, "отрицательная" диалектика.

     В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как  метода и диалектической логики как  науки об этом методе, его нормах мышления. Надо учиться предвидеть печальные последствия хороших  начинаний, надо бояться односторонности, очернительства и "розовых очков", следует овладевать умением вести  дискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения различных  сил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без  учета ядра диалектики невозможно правильное решение проблем самостоятельности  республик и существования федераций, простора для рыночных отношений  и плановости, существования различных  видов собственности, свободы и  ответственности и т.д. Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком - значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.

     Таким образом, подводя итог данной работе можно сделать следующие выводы:

     1) Философская концепция идея развития наиболее развернуто была сформулирована Гегелем. Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Согласно триаде, развитие начинается с определенного позитивного утверждения, или тезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез. В отличие от идеалистической диалектики в марксистской философии всегда подчеркивался материалистический характер развития, совершающегося в природе и обществе. Более конкретное представление о процессе развития дается в законе отрицания отрицания, который отображает поступательный характер развития.

     2) Диалектика – это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия и развития всего сущего. Диалектика – это способ мышления, при котором окружающий человека мир воспринимается как единое и динамическое целое. Объективная диалектика – процессы взаимодействия и развития, царящие во всем мире. Субъективная диалектика – отражение процессов, царящих в мире, в головах людей. Это движение человеческих мыслей и представлений.

     К числу основных принципов диалектики относят:

     - Принцип всеобщей взаимосвязи  предметов и явлений действительности;

     - Принцип всеобщности движения  и развития.

     Существует  еще ряд принципов, которые не отнесены к разряду “основных”, но они весьма существенны. К принципам  диалектики в познании относятся: единство относительной и абсолютной истины, единство абстрактного и конкретного, познаваемость материального мира, принцип историзма, системности  и т.д.

 

      Список литературы 

  1. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 2007.
  2. Материалистическая диалектика. / Под общей редакцией Ф.В. Константинова, В.Г. Марахова. М., МЫСЛЬ, 2009.
  3. Смолькина Л.И. Основы общей философии. Курс лекций по философии для студентов всех специальностей и форм обучения. – Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2008.
  4. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева, МИИТ, 2010.
  5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011.
  6. Балашов Л.Е. Учебник по Философии.5-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия - М., 2009.
  7. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. - М.: Общество "Знание" России, 2009.
  8. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол. общество "СЛОВО", ООО Изд-во "ЭКСМО", 2008.
  9. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Уч. пособие. Изд.6-е - Ростов н/Д.: "Феникс", 2010.
  10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 5-е изд. - М.: Гардарики, 2009.
  11. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Логос, 2010.
  12. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.И., Социология: Курс лекций: Учебное пособие., Ростов-н/Д: Феникс, 2009.
  13. Волчек, Е.З. Философия: учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Волчек. — М.: ООО «Современная школа», 2010.
  14. Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб. пособие/ В.Н. Калмыков. – М.: Выш. шк., 2009.
  15. Канке В.А. Философия. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.
  16. Софизм // Философский энциклопедический словарь. - М., 1989
  17. Тихонравов Ю.В. Философия. — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2008.
  18. Философия. Учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010.
  19. Философия. Учебник. – М: Изд-во РГСУ, 2010.
  20. Философия (конспект лекций) Якушев А.
  21. http://allphilosophy.ru/altd.php
  22. http://prog10.narod.ru/glava2_4.htm;
  23. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/79980
  24. http://www.sunhome.ru/philosophy/1951

Информация о работе Диалектика и ее основных принципов, развитие в философии и науки