Диалектика и ее основных принципов, развитие в философии и науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия диалектики и ее основных принципов, развитие в философии и науки.

Задачи:

- расмотреть диалектику;

- раскрыть ее принцыпы;

- расмотреть методы познания;

- изучить альтернативы диалектики.

Оглавление

Введение 2

1 Диалектика-учение о развитие 5

1.1 Понятие диалектики, ее исторические формы

и альтернативы 5

1.2 Методы познания диалектики 10

1.3 Частные случаи научных методов диалектики 16

2 Принципы диалектики 22

3 Альтернативы диалектики 25

3.1 Метафизика как основная альтернатива диалектики 25

3.2 Другие альтернативы диалектики 28

Заключение 33

Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Диалектика и ее принципы 1.docx

— 76.07 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 

     Введение          2

     1 Диалектика-учение о развитие      5

        1.1 Понятие диалектики, ее исторические  формы

             и альтернативы        5

        1.2 Методы познания диалектики     10

        1.3 Частные случаи научных методов  диалектики   16

     2 Принципы диалектики       22

     3 Альтернативы диалектики       25

        3.1 Метафизика как основная альтернатива  диалектики  25

        3.2 Другие альтернативы диалектики     28

     Заключение         33

     Список  литературы        35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Диалектика (греч. - искусство вести беседу) - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах  развития природы, общества и мышления. Термин "диалектика" в истории  философии употребляется в различных  значениях1.

     А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания явлений. Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором  различные явления рассматриваются  в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в  процессах изменения, развития.

     Взглядов  на диалектику много. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство  обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения  ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл  диалектику логическим методом, с помощью  которого на основе анализа и синтеза  понятий происходит познание истинно  сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали  термину "диалектика" дурной оттенок, называя ее - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное; мегарцы называли ее - искусство  спора; в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и  достоверность которых неизвестна. В философии Канта диалектикой  называется логика видимости, которая  не приводит к истине. Когда общая  логика из канона превращается в органон  для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой. По Гегелю диалектика - своеобразный и  единственно правильный метод познания, противоположный метафизике.

     Метафизическая  или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда  фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая  философия держится односторонних  определений рассудка и исключает  противоположные им определения. Догматизм  всегда допускает одно из двух противоположных  определений, например, что мир или  конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому  основывается на разумном познании, рассматривает  предмет в единстве его противоположных  определений

     В марксистской философии термин "диалексика" употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания  постоянного становления, развития явлений материального мира.

     В современных вариантах диалектики практически отсутствует понимания  ее как о развитии. Доминирует представление  о диалектике как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих  нашу жизнь, сознание, историю. Различные  варианты толкования диалектики предлагают различные принципы взаимоотношений  противоположностей - от возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на соединение этих противоположностей или, по крайней  мере, указывают на потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица диалектической коллизии - человека.

     В другом значении диалектика — это  учение о связи и развитии, о  противоречиях и единстве противоположностей. Она также имеет свои корни  в античности. Учению материалистов  о неизменности бытия Гераклит противопоставил  учение текучести. Это был стихийно диалектический взгляд на мир, и диалектику древних как ее первую историческую форму принято называть стихийной.

     Диалектические  идеи развивались на протяжении всей истории философии. Достаточно вспомнить  Н. Кузанского, С. Бруно, Д. Дидро и  других мыслителей. Однако наиболее крупный  вклад в диалектическую концепцию  внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разра6отавший диалектику как универсальную  теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике как антидиалектике. В системе  Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса — в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого  процесса было положено духовное начало — абсолютная идея. Гегелевская  диалектика была, таким образом, идеалистической  по сути. Она рассматривается как  вторая историческая форма диалектики.

     Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия диалектики и ее основных принципов, развитие в философии и науки.

     Задачи:

     - расмотреть диалектику;

     - раскрыть ее принцыпы;

     - расмотреть методы познания;

     - изучить альтернативы диалектики.

 

      1 Диалектика-учение  о развитие 

     1.1 Понятие диалектики, ее исторические формы и альтернативы

     Философия создает предельно общую картину  мира, включающую представления об определенном миропорядке, т.е. о системе  социальных и природных связей, центр  которой человек, его социальная деятельность. Формируя картину мира она разрабатывает общую методологию  познания действительности, которая  представляет собой совокупность требований мыслящему субъекту. Существуют два  противоположных способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический. Если явления, процессы описываются в картине мира как  взаимосвязанные, находящиеся в  состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в  ее основе лежит диалектический подход2.

     Этимологически  диалектика (греч. dialektika - разговор, беседа, обмен мнениями, обсуждение) означает умение и искусство защищать или  опровергать то или иное утверждение. Однако диалектика - нечто большее, чем техника искусной игры в понятия. Со времен античности до настоящего времени  диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию  к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания.

     Содержание  и форма - категории, во взаимосвязи  которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а  форма есть способ существования  и выражения содержания. Термин "форма" употребляется также для обозначения  внутренней организации содержания и связан, Т.о., с понятием структуры. Отношение Содержания и формы  характеризуется единством, доходящим  до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается "сбрасыванием" старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.

     Диалектическое  понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, "генетически вывести различные  формы" и понять "действительный процесс формообразования в его  различных фазах", с учётом объективной  субординации С. и ф.

     Развивая  анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными моментами которой  являются взаимопереход С. и ф. и "наполнение" старой формы новым  содержанием, В.И. Ленин сформулировал  важное положение о том, что "всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием". Разрешение противоречий между С. и  ф. может протекать по-разному - от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое  содержание "может и должно проявить себя в любой форме, и новой  и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые".

     Применительно к мышлению проблема взаимоотношения  С. и ф. рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир  как содержанием, так и формой. Содержание мышления - это результат  отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и  социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения  действительности, воспроизводимые  сознанием, в т. ч. её всеобщие связи  и отношения; эти последние при  определенных условиях приобретают  специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается3.

     Развитие  античной философии и науки расширило  сферу применения диалектики. Как  инструмент решения политико-правовых и этических вопросов она превратилась в метод поиска истины (Сократ), в  метод анализа и синтеза понятий (Платон). Еще более радикальное  понимание диалектики было характерно для Гераклита. Согласно основным понятиям его натурфилософии, диалектика характеризует  не только общественную жизнь древнегреческого полиса и познавательную деятельность человека, но и мир в целом. Космос для него не тайна, а самодостоверная  очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно разумное мироустройство.

     Диалектика  никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступая в  различных исторических формах. Философия  никогда всецело не разлучалась  с диалектикой, но в качестве привилегированных  принято выделять античную диалектику, диалектику немецкого классического  идеализма и материалистическую диалектику. По своему влиянию на развитие философской и научной мысли  они были наиболее плодотворными.

     Смена исторических форм диалектики происходила  так, что каждая последующая форма  вбирала все ценное, что содержала  предыдущая. Немецкая классическая философия, унаследовав все положительные  достижения античной диалектики, пошла  дальше по пути превращения ее в  научно-рациональный философский метод. Гегель Г. впервые систематически исследовал ее и сформулировал ее коренной и  неизменный признак, дал элементарную формулу, согласно которой сущность диалектики состоит в постижении противоположностей, в их единстве. Для Гегеля Г. диалектическое мышление - единственное средство обретения истины, а противоречие (единство противоположных утверждений) - единственное условие, при котором диалектика обнаруживается. Однако диалектика Гегеля Г. была построена на идеалистических посылках, исключающих саму возможность рациональной диалектики. Это диалектика мирового духа, существующего и развивающегося на своей собственной основе и лишь косвенно заявляющего о себе в природе и сознании человека4.

     В противовес концепции Гегеля Г., Маркс  К. и Энгельс Ф. рассматривали  развитие как атрибут материи, разработали  материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении  объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает  особенности проявления системы  законов развития в объективной  реальности, т.е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных  и общественных процессов. Субъективная диалектика имеет своим предметом  особенности реализации законов  развития в сознании человека. Тождество  и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

     субъективная  диалектика детерминирована объективной;

     первая  отражает вторую;

     субъективная  диалектика обладает относительной  самостоятельностью по отношению к  объективной диалектике;

     их  единство есть процесс развертывания  отношения: мышление - история - природа.

Информация о работе Диалектика и ее основных принципов, развитие в философии и науки