Диалектика и ее основных принципов, развитие в философии и науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия диалектики и ее основных принципов, развитие в философии и науки.

Задачи:

- расмотреть диалектику;

- раскрыть ее принцыпы;

- расмотреть методы познания;

- изучить альтернативы диалектики.

Оглавление

Введение 2

1 Диалектика-учение о развитие 5

1.1 Понятие диалектики, ее исторические формы

и альтернативы 5

1.2 Методы познания диалектики 10

1.3 Частные случаи научных методов диалектики 16

2 Принципы диалектики 22

3 Альтернативы диалектики 25

3.1 Метафизика как основная альтернатива диалектики 25

3.2 Другие альтернативы диалектики 28

Заключение 33

Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Диалектика и ее принципы 1.docx

— 76.07 Кб (Скачать)

     Таким образом, в процессе развития диалектика системно и содержательно обогащалась, сохраняя при этом концептуальное единство на каждой из качественно различных  ступеней.

     Диалектика  противостоит двум способам объяснения мира, сопровождающим ее историческое развитие как "справа", так и "слева". "Справа" - метафизика. "Слева" - софистика и эклектика. Согласно метафизике, мир, по своей структуре - это совокупность не связанных  между собой взаимопереходами предметов, явлений, процессов. Что касается состояния  мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение5.

     Метафизика  возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения  гераклитовской диалектики. Представители  элейской школы (Парменид, Зенон и  др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно  определенного (равного самому себе) бытия. Мыслители же более поздних  эпох вносили в нее новые моменты. В XVII - XVIII веках метафизический способ мышления был правомерным и необходимым. Это было обусловлено потребностью в предварительном исследовании самих предметов как таковых  в их устойчивости, неизменности, вне  их взаимосвязи, с тем, чтобы затем  систематически изучать происходящие с ними изменения.

     Развитие  естествознания в XIX веке показало полную несостоятельность метафизики. В  ХХ веке было бы абсурдно отвергать  всеобщую связь явлений, их развитие. Возникает новая метафизика, сосредоточившая  свои усилия на поисках различных  вариантов истолкования, интерпретации  развития. Оно стало рассматриваться  как монотонный процесс, имеющий  строго линейную направленность или  как вечное движение по одному и  тому же кругу, как сумма, связь состояний  покоя.

     От  диалектики следует отличать ее иллюзорные и мнимые версии, спекулирующие на основных положениях и требованиях  диалектики - гибкости, подвижности, противоречивости, текучести и относительности понятий.

     Софистика - односторонний, субъективистский произвольный метод аргументации, который используя  гибкость и относительность понятий  вырывает из общей связи действительности случайный, несущественный признак  и путем ухищренных приемов пытается обосновать и оправдать его в  качестве существенного и определяющего. Эклектика - беспринципное сочетание  разнородных, несовместимых, противоположных  воззрений. В отличие от метафизики софистика и эклектика абсолютизируют подвижность и относительность  понятий6.

     Таким образом, краткий экскурс в историю  диалектики и ее альтернатив показывает, что с середины XIX века идея развития становится одним из центральных  мировоззренческих и методологических принципов мышления. 

     1.2 Методы познания диалектики

     Любая наука, учебная дисциплина имеют  определённый метод. Под методом  понимается совокупность принципов, правил, приёмов научной деятельности, применяемых  для получения истинных знаний, объективно отражающих действительность. Методология - учение о методе, теоретическое  обоснование используемых в науке  методов познания материального  мира.

     Чем совершеннее методы изучения явлений  и чем больше таких методов, тем  шире возможности науки. Плодотворность научного поиска, степень и глубина  познания реальной действительности во многом зависят от методов, используемых исследователями. Сами по себе методы - продукт творческой, интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Постоянный поиск новых исследовательских  приёмов, способов, методов обеспечивает прирост научных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономе6рностях.

     Теория  государства и права не собрание готовых истин, канонов или догм. Это постоянно развивающаяся, живая  наука, находящаяся в непрерывном  поиске. Обновляя и развивая свои методы познания, она приближается к осуществлению  своего основного предназначения - служить научным ориентиром государственно-правовой практике. Так Ф. Бэкон сравнивал  метод с фонарём, освещающим путь учёному, считая, что даже хромой, идущий с фонарём по дороге, определит  того, кто бежит впотьмах без дороги.

     Многовековой  мировой опыт государственно-правового  развития вызвал к жизни многочисленные и многообразные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются  на различные методы, подходы и  получают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают  саму возможность познания сущности государства и права, другие считают, что государство и право возникают  и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и  право создаются и совершенствуются по воле людей.

     Методы  теории государства и права тесно  связаны с её предметом. Последний отвечает на вопрос, что изучает теория, методы - как, какими способами она это делает. В основе метода лежит предмет теории, ибо без теории метод остается беспредметным, а наука - бессодержательной. В свою очередь лишь теория, вооружённая адекватными методами, может выполнить стоящие перед ней задачи и функции.

     Теперь  перейдем к материалистической диалектике. По справедливому замечанию сербского  учёного Р. Лукича, "нельзя стать  хорошим юристом, оставаясь лишь "чистым" диалектиком, не обладающим знаниями, необходимыми для применения специальных методов, присущих праву. Однако нельзя им стать и в том  случае, если ограничиваться исключительно  специальными, чисто профессиональными методами и не подходить к праву с позиций более общего, диалектического метода".

     Построение  классической системы диалектики связано  с именем немецкого философа Гегеля Г. Как объективный идеалист, Гегель первичной считал мировую идею, разум, вторичным - всё материальное, выражающее эту идею. Духовное в этом случае является творцом окружающего мира. Гегель дал классический анализ философских  парных категорий: качества и количества, причины и следствия, случайности  и необходимости. Им сформулированы три основных закона диалектики: закон  перехода количества в качество, закон  единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

     Марксизм, восприняв диалектику Гегеля и предшествующие учения материалистов, решил проблему соотношения материи и сознания в пользу первичности материи, бытия. Материя, окружающий мир существуют сами по себе, а не потому, что они  отражаются в сознании человека.

     Метод материалистической диалектики, соединяя диалектический подход к познанию окружающего  мира с его материалистическим пониманием, является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов7.

     При изучении права метод материалистической диалектики проявляется в том, что  государство и право рассматриваются  как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, социально-экономическими, политическими, духовными и иными  условиями жизни общества.

     Во-вторых, они самым тесным образом связаны  с другими социальными явлениями. Трудно найти в обществе сферу  общественных отношений, где не проявляли  бы себя государство и право. Соотнося государство и право с другими  социальными явлениями, можно определить их характерные черты, роль и место  в обществе.

     В-третьих, государство и право постоянно  развиваются. Каждый новый этап в  поступательном движении общества - это  и новая ступень в развитии государства и права. Постепенные  количественные изменения в структуре  государства, его функциях, законодательстве приводят к качественным преобразованиям  в государственно-правовой системе.

     Содержание  метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории  диалектики. Используя их при анализе  государственно-правовых явлений, можно  проникнуть в сущность государства  и права, выяснить их природу, особенности, механизм деятельности государства, правотворчества  и правоприменения.

     Каждый  из законов диалектики проявляет  себя в любом юридическом явлении, процессе. Так, любая юридическая  норма, и прежде всего вновь принятая, отражает единство и противоречивость регулируемых общественных отношений, совпадающие и в то же время  противоречивые интересы. Она проявляется  тогда, когда изменения в социальной жизни, постепенно накапливаясь, достигают  нового качественного состояния  и требуют принципиально иной юридической нормы.

     К основным философским категориям относят  такие парные категории, как единичное  и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность  и действительность. Например, анализ правотворчества и правоприменения  с позиций категории причины  и следствия показывает, что в  соотношении "общественные отношения - норма права" первые выступают  в качестве причины, вторые - следствия8.

     Общество  и государство можно и необходимо рассматривать как соотношение  общего и единичного. Такой анализ выводит нас на проблему взаимодействия гражданского общества и государства.

     Категории необходимости и случайности, приложенные  к механизму государства, показывают объективную необходимость разделения властей в государстве как  средство взаимного сдерживания  и контроля.

     Фронтальное применение метода материалистической диалектики в государственно-правовой сфере сформулировало ведущее направление  в теории государства и права - философию государства и права. Причём философия права сложилась  давно, речь идёт только об уточнении  её предмета; проблема философии государства - на повестке сегодняшнего дня. Философия  государства имеет своей задачей  осмысление сущности, природы и назначения таких фундаментальных категорий, как власть, государство, гражданское  общество.

     А как на счет идеалистических подходов? Представители такого философского направления как идеализм связывают  существование государства и  права либо с объективным разумом (объективные идеалисты), либо с сознанием  человека, его переживаниями, субъективными  и осознанными усилиями (субъективные идеалисты). Концентрируя внимание на отказе от доминирования социального  над духовным, субъективные идеалисты  считают, что не внешние социальные факторы определяют развитие государства  и права, а внутреннее духовное начало, заключённое в душе индивидуума. В наше время получили распространение  различные варианты объективно - и  субъективно-идеалистических подходов к объяснению государства и права. К их числу относятся прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход9.

     Согласно  основным постулатам прагматизма понятие  научной истины неуловимо, ибо истина всё то, что приносит успех. Верно  ли идеи о государстве и праве  отражают общественные связи, это выявляется лишь при их соотнесении с конкретными  практическими результатами. Интуитивизм  основан на анализе целостной  проблематики государства и права  с помощью вдохновения. Учёный-правовед лишь в состоянии мистического соединения с богом может установить, что представляет собой право и государство. Аксиологический метод представляет собой анализ государства и права как специфических ценностей, с помощью которых социальная группа или общество в целом регулируют соответствующие типы поведения отдельных лиц.

     Аксиологический подход имеет место в любой  науке и особенно в науках общественных, в том числе юридических. Он связан с проблемой ценностей и оценок. Ценность - это нечто значимое для  субъекта. Ценностная позиция учёного  связана с его интересами, предопределяет выбор научных проблем, отбор  существенной, с его точки зрения, информации.

     Аксиологический подход в теории государства и  права проявляется в том, что  эти явления рассматриваются  как определённые ценности, значимые для различных субъектов, как  необходимые институты. В этом подходе  усматриваются два противоположных  взгляда: юридический романтизм, согласно которому с помощью государства  и права можно решить любые  задачи, стоящие перед обществом, и юридический нигилизм, недооценивающий  их роль, пренебрежительно относящийся  к праву. Очевидно, что вредны как  крайний нигилизм, так и безудержный  романтизм. Истину следует искать на середине, не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать их роль. Государство  и право могут сделать многое, но далеко не всё. Их уровень не может  быть выше экономического и культурного  уровня развития общества.

     В аксиологическом подходе важно  то, с точки зрения чего оцениваются  политические и юридические институты. Основанием оценок могут быть интересы и цели тех или иных классов  и социальных групп, их представления  о ценностях. Особенно этот подход заметен  в переходные периоды проведения экономических и политических реформ, когда происходит переоценка ценностей, переоценка политических, юридических  институтов и прежде всего с точки  зрения целей, которые стоят перед  обществом. Только на основании негативных оценок тех или иных политических и правовых институтов осуществляется их реформирование. 

Информация о работе Диалектика и ее основных принципов, развитие в философии и науки