Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:46, контрольная работа
Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Введение……………………………………………………………………..3
Развитие психологии в период античности……………………………....4
Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения....6
Развитие психологии в новое время………………………………………8
Становление отечественной психологии…………………………………11
Зарубежная психология……………………………………………………14
Бихевиоризм………………………………………………………………..16
Гештальтпсихология……………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………….…………21
Содержание.
Введение………………………………………………
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………….…
Введение.
Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.
Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.
Цель контрольной работы – проследить основные этапы развития психологии как науки.
Появление
психологии в Древней Греции на рубеже
VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью
становления объективной науки
о человеке, рассматривавшей душу
не на основе сказок, мифов, легенд, а
с использованием тех объективных
знаний (математических, медицинских,
философских), которые возникли в
тот период. В то время психология
входила в науку, изучавшую общие
закономерности общества, природы и
человека. Эта наука получила название
натурфилософии (философии), в течение
долгого периода времени, почти 20
веков, психология оставалась частью философии.
Естественно, что в обширном предмете
философии к психологии относилась
область, связанная в первую очередь
с человеком, да и само исследование
души (психики) связывалось преимущественно
с особенностями психики
Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается.
Среди
важнейших функций души психологи
античности называли познание мира. Сначала
в процессе познания выделялось всего
две ступени - ощущение (восприятие)
и мышление. При этом для психологов
того времени не существовало разницы
между ощущением и восприятием,
выделение отдельных качеств
предмета и его образа в целом
считалось единым процессом. Постепенно
изучение процесса познания мира становилось
все более значимым для психологов,
а в самом процессе познания выделялось
уже несколько этапов. Платон впервые
выделил память как отдельный
психический процесс, подчеркнув ее
значение как хранилища всех наших
знаний. Аристотель, а вслед за ним
и стоики, выделили еще и такие
познавательные процессы, как воображение
и речь. Таким образом, к концу
античного периода
В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.
Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.
Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.
2. Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения.
Под влиянием атмосферы, характерной для Средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
После
упрочения господства христианской
церкви появилась необходимость
внести дополнения, разъяснения или
трансформировать некоторые положения
христианства. Нужно было и канонизировать
постулаты, вытекающие из реалий, для
того чтобы предотвратить
Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований, большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.
Такое
положение просуществовало
Именно
в это время и зародилась схоластика,
которая в этот момент была достаточно
прогрессивным явлением, так как
предполагала не только пассивное усвоение
старого, но и активное разъяснение
и модификацию готового знания, развивала
умение логически мыслить, приводить
систему доказательств и
Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в период схоластики.
В
то же время наряду с продолжением
исследования традиционных для античной
науки вопросов психология Средневековья
занимается и новыми проблемами. Прежде
всего к ним относится изучение
взаимосвязи психических и
3. Развитие психологии в Новое время.
С
XVII века начинается новая эпоха в
развитии психологического знания. Она
характеризуется попытками
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Информация о работе Основные этапы развития психологии как науки