Основные этапы развития психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Развитие психологии в период античности……………………………....4
Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения....6
Развитие психологии в новое время………………………………………8
Становление отечественной психологии…………………………………11
Зарубежная психология……………………………………………………14
Бихевиоризм………………………………………………………………..16
Гештальтпсихология……………………………………………………….18

Заключение…………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………….…………21

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития психологии как науки.docx

— 45.40 Кб (Скачать)

    Содержание. 

    Введение……………………………………………………………………..3

  1. Развитие психологии в период античности……………………………....4
  2. Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения....6
  3. Развитие психологии в новое время………………………………………8
  4. Становление отечественной психологии…………………………………11
  5. Зарубежная психология……………………………………………………14
  6. Бихевиоризм………………………………………………………………..16
  7. Гештальтпсихология……………………………………………………….18

    Заключение…………………………………………………………………..20

    Список  литературы……………………………………………….…………21

 

    Введение.

    Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем  далеким временам, когда человек  впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего  другого в окружающем мире. В научном  знании формирование психологической  идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских  системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие  века сыграло важную роль в становлении  психологического комплекса знаний.

    Однако  вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в  области естественно - научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его  анатомии, физиологии и биохимии. При  этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская  психология, ни науки об организме  человека оказались не в состоянии  ответить на вопрос, как снять это  противоречие.

    Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также  важен, как и результат - наука  психология.

    Цель  контрольной работы – проследить основные этапы развития психологии как науки.

 

  1. Развитие психологии в период античности.
 

    Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки  о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а  с использованием тех объективных  знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в  тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие  закономерности общества, природы и  человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение  долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь  с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно  с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил  название панпсихизм - направление, которое  считает весь мир одушевленным и  наделенным душой. В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница  между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.

    Несколько позже появилась идея о том, что  конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень  важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже  Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о  «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого все возникает  и в которое все превращается.

    Среди важнейших функций души психологи  античности называли познание мира. Сначала  в процессе познания выделялось всего  две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы  между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств  предмета и его образа в целом  считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось  все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые  выделил память как отдельный  психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших  знаний. Аристотель, а вслед за ним  и стоики, выделили еще и такие  познавательные процессы, как воображение  и речь. Таким образом, к концу  античного периода представления  о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о  содержании этих процессов, конечно, существенно  различались. [4 , с. 17]

    В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные  концепции психики, в которых  она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При  этом считалось, что душа человека и  души других живых существ имеют  чисто количественные различия, так  как человек, как любое живое  существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это  же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного  регулятора поведения. Главное, что  уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем  заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

    Античные  ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в  человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.

    Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся  религия начала доминировать над  научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к знаниям, которые  рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки  зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.

 

    2. Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения.

    Под влиянием атмосферы, характерной для  Средневековья (усиление церковного влияния  на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось  представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому  суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая  обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

    После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость  внести дополнения, разъяснения или  трансформировать некоторые положения  христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий, для  того чтобы предотвратить распространение  ереси, несущей церкви раскол. Так  возник новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным  в античности. С этого времени  и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения  церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним  из главных хранителей и распространителей  знаний.

    Монастыри становились оплотом науки, в  них хранили книги и обучали  грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а  светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в  том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались  и развивались в трудах церковных  ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это  суровое время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым  попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований, большинство светских властителей  также были глубоко верующими  людьми.

    Такое положение просуществовало несколько  веков, однако уже к XII-XIII вв. оно начало изменяться. Однако для взаимоотношений  науки и религии этот поворот  оказался не столь благоприятным, так  как духовенство перестало быть единственным оплотом культуры. В  это время стали появляться первые светские университеты, начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались  и светские школы - т.е. грамотными уже  были не только монахи, но и аристократия купцы и ремесленники. Усиление городов с их самоуправлением, для которого необходимо высокое мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила себе церковную.

    Именно  в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как  предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение  и модификацию готового знания, развивала  умение логически мыслить, приводить  систему доказательств и строить  свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана  с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда  мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или неверные в новой ситуации положения.

    Все большее влияние на психологию Средневековья  начинали оказывать и работы Платона  и Аристотеля, концепции которых  постепенно приобретали все более  ортодоксальный характер. Многие крупные  ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.

    К кругу традиционных психологических  проблем, исследуемых в средневековой  науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи  с речью. Анализируя становление  понятийного мышления, ученые ставили  вопрос о происхождении общих  понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных  в период схоластики.

    В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья  занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным  арабским психологом и врачом Ибн  Синой. Эти работы заложили основы современной  психофизиологии, впервые вскрыли  природу стрессов и их влияние  на состояние психики.

 

    

    3. Развитие психологии в Новое время.

    С XVII века начинается новая эпоха в  развитии психологического знания. Она  характеризуется попытками осмыслить  душевный мир человека преимущественно  с общефилософских, умозрительных  позиций, без необходимой экспериментальной  базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его  телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в  теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как  связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил  основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной  идеей рефлекса как закономерного  двигательного ответа организма  на внешнее физическое раздражение.

    Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза  полагал, что такой подход дает возможность  рассматривать явления психики  с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и  поверхности в геометрии.

    Немецкий  философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув  установленное Декартом равенство  психики и сознания, ввел понятие  о бессознательной психике. В  душе человека непрерывно идет скрытая  работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них  возникают сознательные желания  и страсти.

Информация о работе Основные этапы развития психологии как науки