Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:46, контрольная работа
Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Введение……………………………………………………………………..3
Развитие психологии в период античности……………………………....4
Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения....6
Развитие психологии в новое время………………………………………8
Становление отечественной психологии…………………………………11
Зарубежная психология……………………………………………………14
Бихевиоризм………………………………………………………………..16
Гештальтпсихология……………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………….…………21
Психология
в этот период, так же как и
на первых этапах развития античной науки,
укрепила свою связь с философией.
Это объяснялось тем, что, оставаясь
в рамках науки о душе (своего
собственного предмета), психологии сложнее
было избавиться от схоластических догм,
отделиться от богословия. Однако ориентация
на философию в то время сужала
предмет психологии, которая рассматривала
в основном общие закономерности
развития психики человека, а не
живого мира в целом. Развитие же естествознания
в то время еще не давало возможности
выстроить полноценную
Однако
тесная связь с философией не означала,
что психология в это время
не искала собственного предмета исследования,
конкретного определения
Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.
При
этом если в конце XVI в. на первый план
выходили проблемы предмета психологии,
объективности методов
В
начале Нового времени, несмотря на усилия
Ф. Бэкона, более распространенным был
рационалистический подход, который
разрабатывался такими известными учеными,
как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом
это было связано с необходимостью
для психологии и философии преодолеть
последствия схоластики. Однако уже
к середине века бурное развитие наук,
промышленности сделало очевидной
необходимость учитывать в
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения.
Выделение
психологии в самостоятельную науку
произошло в 60-х годах XIX в. Оно
было связано с созданием
4. Становление отечественной психологии.
После
Октябрьского переворота в первые годы
советской власти отечественная
психология продолжала развиваться
во взаимодействии с мировой психологической
наукой. Поэтому при наличии
Однако
в советское время произошла
абсолютизация физиологической
идеи. Согласно официальной установке,
только таким путем могло быть
достигнуто истинно научное
К
концу 50-х - началу 60-х годов сложилась
ситуация, когда психологии была отведена
роль раздела в физиологии высшей
нервной деятельности и комплекса
психологических знаний в марксистско-ленинской
философии. Фактически это означало
отрицание психологии как самостоятельной
науки. Почти все основные психологические
концепции, получившие признание во
всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала
система подготовки специалистов-психологов,
границы сферы практической деятельности
психологов сузились до предела. И все-таки
вопреки общей губительной
В
советский период отечественными учеными
было выработано определение психологии
как науки о психике, закономерностях
ее проявления и развития. Определение
психики опиралось на положения
марксистской философии, ленинской
теории отражения и рефлекторной
теории. Психику следовало понимать
как свойство мозга отражать объективную
действительность; психическое - свойство
физиологического; физиологическое
материально, психическое идеально;
психическое отражение - идеальная
форма существования
Начало
"Прорыва" психологии в производство
было положено в психологической
школе Ленинградского университета,
возглавляемой Б.Г.Ананьевым. В 1959г.
Б.Ф.Ломовым, одним из талантливейших
учеников Б.Г.Ананьева, была образована
первая в стране лаборатория инженерной
психологии (первоначально называвшейся
лабораторией индустриальной психологии).
Лаборатория под руководством Б.Ф.
Ломова проделала огромную работу по
становлению инженерной психологии
как психологической
Следующее
знаменательное событие для развития
отечественной психологии — это
освобождение от идеологических догм
и необоснованных запретов как следствие
преобразований общественно-экономического
уклада. Отечественная психология получила
возможность развиваться в
В
структуре психологической
В
наше время психология представлена
в мировой системе научного знания
как самостоятельная наука, имеющая
разветвленные связи и
Борьба
мнений в области теории, новые
факты, полученные в период интенсивного
развития эмпирических и прикладных
исследований в первые 50 лет существования
психологии как самостоятельной
науки, все более и более обнаруживали
несостоятельность
Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.
В
связи с различием путей по
преодолению кризиса в
Кризис
в психологии совпал с периодом обострения
экономических и социально-
В конце XIX - начале XX в. были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках. В.И. Вернадский говорил о взрыве научного творчества в этот период. «Он отличается тем, что одновременно почти по всей линии науки в корне меняются все основные черты картины космоса, научно построяемого». В.И. Ленин писал о «новейшей революции в естествознании» в конце XIX- начале XX в. охватившей область физико-химических наук. Открытие электронной структуры материи, изменения представлений о времени и пространстве вызвали необычайный эффект в мышлении и привели некоторых физиков к заключению об «исчезновении материи», неправомерно интерпретировались как свидетельство того, что современные научные исследования опровергают открытия, сделанные в науке и предшествующие периоды. В действительности то описание материи, которое дается новейшей физикой, не опровергает старой физики, но меняет прежние ограниченные понятия о материи и свидетельствуют о более глубоком ее познании. В этом проявился факт бесконечного развития научного знания, который пришел на смену представлению о науке как застывшей системе знаний. Глубочайшие изменения идей, возникновение новых понятий о материи в физике, химии, учение о симметрии, брожение идей в астрономии одновременно с ростом физико-химических наук привел, к изменению в понимании положения человека в научно создаваемой картине мира. В.И, Вернадский говорил о глубочайшем изменении наук о человеке и об их смыкании с науками о природе как об одном из результатов роста физико-химических наук, этого перелома научного понимания космоса.
Информация о работе Основные этапы развития психологии как науки