Основные этапы развития психологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3
Развитие психологии в период античности……………………………....4
Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения....6
Развитие психологии в новое время………………………………………8
Становление отечественной психологии…………………………………11
Зарубежная психология……………………………………………………14
Бихевиоризм………………………………………………………………..16
Гештальтпсихология……………………………………………………….18

Заключение…………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………….…………21

Файлы: 1 файл

Основные этапы развития психологии как науки.docx

— 45.40 Кб (Скачать)

    Вот в такой ситуации в области  философии и науки психология вначале 10-х годов XXв. иступила в  период открытого кризиса. Основным содержанием периода открытого  кризиса и было возникновение  новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную  психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая  школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило  против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVIIв. Декартом и Локком и  которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII—XIX вв.

    Перечисленные направления представляют собой  разные варианты общепсихологической  теории, пришедшей на смену традиционной. Споры между ними также свидетельствуют  о разногласиях по ряду принципиальных вопросов. Однако, несмотря на эти различия, рассматриваемые направления глубоко  связаны между собой.

    Рассмотрим  важнейшие направления периода  открытого кризиса. 

 

  1.   Бихевиоризм.
 

    Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э.Титченера  и на американский функционализм. Его  основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки  зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя  «...сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным  путем и с целью служить  практике. «Бихевиоризм полагает стать  лабораторией общества».

    Философскую основу бихевиоризма составляет сплав  позитивизма и прагматизма. В  качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных, особенно Э.Торндайка, а также  школу объективной психологии. Однако все эти исследования были, как  их оценивал Уотсон, «скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании». Он отмечал  также влияние работ И.П. Павлова  и В.М.Бехтерева. [ 3, с. 96]

    Поведение человека как предмет бихевиоризма -это все поступки и слова, как  приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и  до смерти. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Это совокупность изменений гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры, а также изменения желез, которые следуют в ответ на раздражитель.

    «Основная задача бихевиоризма заключается в  накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы  в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать - ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или - если дана реакция — какой ситуацией  данная реакция вызвана». Таковы две  проблемы бихевиоризма. Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции: наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т.п. двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мышление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции  при страхе, ярости, любви, т.е. инстинкты  и эмоции, но описываемые чисто объективно в терминах стимулов и реакций); внутренние (скрытые) наследственные реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении и др., изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «...если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт - например, хватание».

    Но  вследствие механицизма в трактовке  поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. И в то же время  исторической заслугой Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода  в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами.

    Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера. Он исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения  и производит бихевиоризацию психики.

    “Я  радикальный бихевиорист просто в том смысле, что я не нахожу в своих формулировках места  для того, что всего лишь ментально”. Поведение – это то, что делает организм и что можно наблюдать. Столь крайняя позиция приводит Скиннера к выводу, что понятиям интеллекта, воли, эмоций, творчества, личности нет места в научном  анализе поведения. Они лишь слова, которые обозначают ненаблюдаемые  функции, скрывают незнание причин поведения.

    Оценивая  бихевиоризм в целом, следует  признать, что он продолжает занимать значительное место в психологии. Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода  в психологии. Прикладной бихевиоральный анализ используется в обучении психотерапии. 

 

    1. Гештальтпсихология.
 

    Гштальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, структура) - одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса, явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии.

    Гештальтпсихология  явилась наиболее продуктивным вариантом  решения проблемы целостности в немецко - язычной (немецкой и австрийской) психологии, а также философии конца XIX - начала XX в. Понятие «гештальт» было введено Х. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий. Непосредственным поводом для исследования Эренфельса послужили некоторые замечания Э. Маха о восприятии мелодий и геометрических форм; по Маху, ощущение мелодии или звуковой формы в известной мере независимо от ощущений отдельных звуков, поскольку сохраняется при изменении последних в случае транспонирования мелодии в другую тональность, как будто бы оно само было таким же простым и неразложимым элементом, как и элементарное ощущение. Этот факт Эренфельс поверг специальному анализу. Он выделил специфический признак гештальта -свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т.п. Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

    Новый подход в направлении целостной  психологии осуществили психологи  Лейпцигской школы (Ф. Крюгер, глава  школы (1874 - 1948), Г. Фолькельт (1886-1964), Ф. Зандер (1889-1971), которая получила название школы  диффузно-комплексных переживании или школы психологии развития. Существовала с конца 10-х до конца 30-х гг.[ 3, с. 144]

    Главное понятие этой психологии - понятие  комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Основу любого психического акта - восприятия, памяти и др. составляет система бессознательных активных процессов и импульсных тенденций диспозиций, которые детерминируют его продукт Оформляющая сила духа проявляется особенно в творческих деятельностях по созданию новых идей, форм а также в играх детей. Исследования лейпцигских психологов привлекли внимание Л.С. Выготского, который отмечал: «Мы обязаны лейпцигским исследователям установлением того замечательного факта, который показал, что вообще в начале развития мы не можем констатировать достаточно дифференцированные отдельных психологических функций, а мы наблюдаем гораздо более сложные недифференцированные единства, из которых постепенно только путем развития и возникают отдельные функции, среди которых мы находим и восприятие. Дальнейшие исследования оказались совершенно не под силу лейпцигской школе с ее ложными методологическими взглядами. Лишь с совершенно иных методологических позиций становятся понятными факты дальнейшего развития восприятиям.

    Гештальтпсихологи выступили с новым пониманием предмета и метода психологии: важно  начинать с наивной картины мира, изучать переживания, феномены так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий  свою целостность. В этой структуре  отдельные элементы выделяются, они  действительно существуют. Но они  вторичны и выделяются, исходя из сложного по своему функциональному значению в этом целом, Коффка писал, что одной  из основных ошибок традиционной психологии является то, что она расчленила структуру на элементы, лишая ее тем самым существенных свойств.

    Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда  оно перестает существовать. Его  нельзя описать перечислением элементов, оно должно рассматриваться как  таковое. Непосредственный наивный  опыт не дает нам отдельных красок, красочных точек, отдельных звуков, отдельных запахов, но представляет предметы, вещи, которые имеют краски, форму, они звучат, издают запахи.

    Гештальтисты  выступили с критикой метода аналитической  интроспекции. Они считали, что анализ является продолжением, первоначально  восприятие дает целостную картину. Аналитической интроспекции был  противопоставлен феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. С самого начала гештальтпсихологи  отбросили тезис о происхождении  восприятия из ощущений, объявили ощущение «фикцией, созданной в психологических  сочинениях и лабораториях». Тезис  об изначальной целостности, структурной  организованности процесса восприятия выражен Вертгеймером:

    «Есть сложные образования, в которых  свойства целого не могут быть выведены из свойств отдельных частей и  их соединений, но где, напротив, то, что  происходит с какой-нибудь частью сложного целого, определяется внутренними законами структуры всего целого. Структурная  психология (гештальтпсихология) есть именно это».

 

    Заключение.

    В своем развитии психология прошла несколько  этапов. Первые представления о психике  были связаны с анимизмом (лат. Анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

    Эпоха Средневековья, длившаяся почти  десять веков, не имеет в истории  достаточно четкой периодизации. Началом  этой эпохи считают падение Римской  империи, т. Е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в.

    Одной из важнейших характеристик средневековой  науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась  при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н. э. зависимость  от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим  для ученых на протяжении всего этого  периода.

    Появление новых подходов к построению науки  в XV-XVI вв., связанных со стремлением  к рациональности и доказательности  теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом  ученых, разрабатывавших психологические  концепции в Новое время.

 

    Список  литературы. 

    
  1. Андреева  Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические  подходы: Учебное пособие для  вызов – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286с.
  2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России 1999. – 512с.;
  3. История психологии ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. – М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002. – 832с.
  4. Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001;
  5. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998;
  6. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996;
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер 2009. – 713с.

Информация о работе Основные этапы развития психологии как науки