Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:12, контрольная работа
Античный мир – эпоха греко-римской классической древности. Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII века до н.э. вплоть до VI века н.э.
Античная философия развивалась неизолированно, она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран как Египет, Персия, Древний Китай, Древняя Индия.
1. Античная философия (общая характеристика).
2. Философская категория «бытие» и его основные формы.
3. Проблема познаваемости мира.
4. Формационный подход к анализу исторического процесса.
5. Человек как биосоциальное существо.
6. Философское обоснование права.
Бытие – это чистое существование, которое не имеет причины, оно причина самого себя и является самодостаточным, ни к чему не сводимым, ни из чего не выводимым.
Основные модусы бытия:
- бытие как субстанция (истинное бытие – исходное начало, фундаментальная первооснова вещей, которая не возникает, не исчезает, но, видоизменяясь, дает начало всему многообразию предметного мира; все возникает из этой первоосновы, а после разрушения вновь возвращается в нее; сама эта первооснова существует вечно, изменяясь как всеобщий субстрат, то есть носитель свойств, или материя, из которой построен весь слышимый, видимый, осязаемый мир переходящих вещей);
- бытие как логос (истинное
бытие имеет своими признаками
вечность и неизменность, оно
должно существовать всегда и
никогда; в этом случае бытие
не субстрат, а полностью очищенный
от случайностей и
- бытие как эйдос (истинное
бытие делится на две части
– универсально-всеобщие идеи
– эйдосы и материальные копии,
Основные формы бытия:
- бытие вещей «первой природы» и «второй природы» - отдельные предметы материальной действительности, имеющие устойчивость существования; под природой подразумевается совокупность вещей, всего мира в разнообразии его форм, природа в таком смысле выступает как условие существования человека и общества. Следует выделять естественную природу и созданную человеком, то есть вторую природу» - сложную систему, которая состоит из множества механизмов, машин, заводов, фабрик, городов и т.п.;
- духовный мир человека –
Онтология
как учение о бытие дает представление,
о богатстве мира, но рассматривает разные
формы бытия как находящегося рядом, как
сосуществующие. При этом признается единство
мира, но не выявляется сущность, основа
этого единства. Такой порядок вещей привел
философию к выработке таких категорий,
как материя и субстанция.
Проблема познаваемости мира
Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует ложную систему, выступающую в виде социальной памяти. Богатства ее передаются из поколения в поколение, от народа к народу с помощью механизма социальной ответственности, культуры.
Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Наука о познании называется гносеологией. Гносеология носит исторический характер, она развивается вместе с развитием человека и человечества.
Проблема познаваемости мира являлась центральной как в Древней Греции, так и в Новое время. По мере развития философии, в ней сталкивались различные подходы и направления.
Одним из первых древнегреческих философов проблему познаваемости мира рассмотрел Парменид. Он написал поэму «О природе», в которой образно представил путь познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине. С самого начала поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разделяет истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности.
Платон рассматривал познание с позиций диалектики. Диалектика – искусство думать логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновениях разных мнений, суждений, убеждений. Для Платона первичным являлся «мир идей», что положено в основу его объективного идеализма, где «мир идей» порождает «мир вещей».
Предметом познания для Аристотеля является бытие. Основание познания заключается в ощущениях, памяти, привычке. Каждое знание начинается с ощущений, но невозможно приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий из-за переходящего и изменчивого характера всех вещей. Формы научного знания – это понятия, которые постигают сущность.
Философия Нового времени сделала многое для развития гносеологии. Главными стали идеи философского научного метода; медотологии познания человеком внешнего мира; связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей философов Нового времени было получение достоверного знания, которое было бы основанием для всей получаемой системы знаний.
Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм – познавательно-теоретическое направление в философии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). Это принцип, исходя из которого вся наука и вся жизненная практика и нравственность должны основываться на чувственном опыте.
Эмпиризм делится на радикальный (признает лишь чувственные восприятия) и умеренный (отводит рациональную роль чувственным восприятиям).
Рационализм – это точка зрения разума. Рационализм, по определению философии – совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа с субъективной стороны – разум, мышление, рассудок; с объективной – разумность, логический прядок вещей.
Теория познаваемости мира с самого начала развивается во взаимодействии с наукой. Одни ученые изучают объективную реальность, а другие – саму реальность исследования.
Основной
задачей гносеологии является исследование
природы «готового» знания, а не
методов его получения. Теория познания
исследует природу
Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический,, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
Человек
постигает тайны природы для
удовлетворения своих материальных,
а затем и духовных потребностей
– это исторический смысл возникновения
познания и наук. По мере своего развития
общество расширило свои потребности,
находя новые средства и пути познания.
Формационный подход к типологии государств.
В философской теории развития
государства и права вопрос
о типологии государств
Известная "триада" К. Маркса
делит мировую историю на три
макроформации: первичную (
1. наличие или отсутствие частной собственности
2. Наличие или отсутствие
3. Наличие или отсутствие
К. Маркс считал, что если человечество закономерно, поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы - общественно-экономические формации. Каждая формация представляет собой общество, находящееся на определенной ступени развития.
Основу любой общественно-
Совокупность производственных
отношений образует базис
С точки зрения формационного
подхода, человечество в своём
развитии проходит пять
В целом материалистическая
Формационный подход
Для данного методологического подхода характерна жёсткая привязка любых исторических явлений в системе экономических отношений, к определённому способу производства. При этом исторический процесс рассматривается с точки зрения становления и смены способа производства, а основному объекту истории - человеку - отводится лишь второстепенная роль. В этом отношении в определённом смысле принижается личностное содержание исторического процесса, а в месте с ним и духовных факторов исторического развития.
Формационный подход
Марксистская теория