Человек
как биосоциальное
существо
Человек - это высшая ступень живых
организмов, сложная целостная система,
являющаяся компонентом более сложных
систем - биологической и социальной.
Человек как биологический индивид,
во многом связан с остальными
компонентами биосферы - растениями,
микроорганизмами и так далее.
Его сложный организм входит в великий
круговорот природы и подчиняется его
законом. Человеческий организм, как и
организм других животных, реагирует,
в частности, на суточные и сезонные ритмы
(температура, интенсивность солнечного
излучения и т.д.).
С другой стороны человек не просто биологический
вид. Он является составной частью особой
социальной среды - общества. Особенность
человека состоит в том, что он способен
не только приспосабливаться к природе,
но и изменять её. Сам процесс труда, как
основа развития общества, есть процесс
активного воздействия на природу.
Философская концепция, которая
охватывает реальное человеческое
существование во всей его
полноте, определяет место и
отношение человека к окружающему
миру называется философской
антропологией. В основе различных пониманий
антропосоциогинеза лежит вопрос о соотношении
биологического и социального в человеке.
В философской антропологии Древней
Греции изначально человек не
существует сам по себе, а лишь
в системе определенных отношений,
которые воспринимаются как абсолютный
порядок и космос. Понятие космоса имело
человеческий смысл, человек мыслился
как часть космоса, как микрокосм, который
является отражением макрокосмоса, понимаемого
как живой организм. Такие взгляды существовали
у представителей милетской школы (Фалес,
Анаксимен,
Анаксимандр),
которые отрицали границу между
живым и неживым.
В концепции софистов (Протагор)
человек вводиться в бытие
как главное действующее лицо.
В Средние века человек исследуется
как часть мирового порядка, который
установлен Богом. С социальной точки
зрения человек провозглашается пассивным
участником божественного порядка и является
существом тварным и ничтожным.
В Новое время философская
антропология формировалась под
влиянием зарождающихся капиталистических
отношений, научного знания и новой культуры,
которая получила название гуманизм. В
философии этого периода Бог не отрицается
полностью, но вся философия оказывается
проникнута пафосом гуманизма, автономии
человека, верой в его безграничные возможности.
Философская антропология являлась
весьма влиятельным течением
в философской мысли ХХ века.
В центре внимания этого течения был человек.
Смысл проблемы антропологии можно охарактеризовать
вопросом:"Как же исторически формировался
человек как существо биосоциальное?".
В основе исторического бытия
и развития человека лежит
трудовая деятельность, осуществляемая
всегда в рамках общественного
производства. Люди не могут заниматься
трудовой деятельностью, не вступая
в общественные отношения, совокупность
которых образует общество. С развитием
общественной деятельности и трудового
производства развиваются и социальные
отношения людей. Человек оказывается
в одно и то же время и объектом, и субъектом
общественных отношений, потому что он
не только результат общества и общественных
отношений, но и, в свою очередь, их творец.
Несмотря на всю значимость
социальной сущности человека, ее
нельзя противопоставлять природному,
биологическому началу. Человек
- живой организм, обладающий биологическими
потребностями, функциями, высшими интеллектуальными
и другими формами психики. Он находиться
в сложных биологических отношениях с
другими людьми, с животным и растительным
миром, с неорганической природой. Чтобы
быть существом социальным, человек должен
быть прежде всего живым существом, обладающим
наиболее сложной среди живых существ
биологической организацией. Сегодня
биологические основы человеческого существа
подвергаются мощному деформирующему
воздействию. Нервно-психологические
стрессы, загрязнение окружающей среды
сделали одной из глобальных проблем сохранение
человека как биологического вида.
В отличие от животных человек
может адаптироваться к весьма
широкому диапазону внешних условий. Однако
и его возможности не безграничны. Сейчас
человечество близко стоит к порогам,
за пределами которых биологическая организация
человеческого существа претерпевает
необратимые, разрушающие изменения. Особую
сложность данной ситуации придает то,
что пагубное воздействие многих факторов,
приводящих к ухудшению экологической
обстановки, непосредственно не ощущается
людьми и скажется лишь в будущем.
Человек - сложное природное образование,
являющееся компонентом более сложных
систем - биологической и социальной.
Философское обоснование
права
Философия права занимается поисками
и установлением истинного знания
о праве как о специфической форме социального
бытия людей в особом типе социальной
регуляции.
Философской (мировоззренческой)
основой теории права выступает
диалектика, то есть учение о наиболее
общих закономерных связях, о становлении
и развитии бытия и познания. На этом учении
строится метод творчески познающего
мышления.
Наиболее общими законами диалектики
являются:
1. Переход количественных изменений
в качественные (расширение и сужение
сферы государственного социального обеспечения
фактически способствует изменению исторического
содержания государства)
2. Закон единства и борьбы противоположностей
(развитие государства и права,
связанного с борьбой социальных сил).
3. Закон отрицания отрицания (в
новой государственно-правовой системе
всегда присутствуют элементы
старой и зародыши новой системы).
Законы диалектики находятся
в неразрывной связи с логическими
средствами познания, имеющими интегральное
значение в исследовании правовых явлений
и процессов. Например, анализ и синтез
позволяют переходить от менее конкретных
к более конкретным правовым реальностям.
Посредством анализа правовая целостность
делится на отдельные составные части
(нормы права, правонарушения, юридические
факты и так далее), каждая из которых детально
рассматривается самостоятельно, а затем
с помощью синтеза все части соединяются
в мышлении во всем богатстве их специфики.
В философии права исследуется
право в целом, весь мир права, охватывающий
и сущность права, и формы внешнего проявления
этой сущности (правовые явления).
К правовым явлениям относятся
все те реальные явления (официально
установленный закон, фактически
существующее государство, поведенческие
акты субъектов социальной жизни, их взаимоотношения),
которые соответствуют принципу формального
равенства, представляют собой формы внешнего
выражения и осуществления требований
данного принципа.
Таким образом, в предмет философии
права вместе с другими правовыми
явлениями входит и государство в качестве
особого правового явления, а именно в
качестве конституционо-властной формы
проявления всеобщей и единой правовой
сущности.
Право - система норм и правил,
которые сформулированы в специальных
государственных документах - нормативных
актах, они охраняются от нарушений не
только силой общественного мнения, но
и мерами государственного принуждения.
В философии права развитие
представлений о праве происходило
по нескольким направлениям. Так,
например, теория естественного права
(Локк, Руссо, Радищев) предполагала, что
кроме позитивного права, которое создается
государством, существуют стоящие над
ним естественные неотъемлемые права,
принадлежащие человеку от рождения (право
на труд, свободное развитие и так далее).
Материалистическая (классовая) теория
права (Маркс, Ленин) трактует право как
возведенную в закон волю господствующего
класса, содержание которой определяется
материальными условиями жизни общества.
Пытаясь решить проблемы правопонимания,
философия права сталкивается не только
со множеством теорий и взглядов на право,
но и с вечным вопросом, касающимся возможности
(или невозможности) выработки общего,
универсального представления о праве
и его соответствующего, адекватно отражающего
потребности общества определения понятия.
Юридические понятия формулируются
в виде определений, которые
должны кратко и четко раскрывать
сущность правовых явлений. Они,
несомненно имеют теоретическое
значение для соответствующей
отрасли правовой науки и немаловажный
для практики применения права. Чем сложнее
правовое явление, тем с меньшим успехом
можно выразить в его кратком определении
все существенное. Определение в таком
случае служит лишь средством для первоначальной
ориентировки в предмете, но раскрыть
полностью конкретное содержание данного
явления не может
К настоящему времени в философии
права не выработано единого
представления о праве, многие
проблемы, касающиеся правопонимания,
едва ли не стали вечными и неизменными.
Об этом со всей очевидностью свидетельствует
государственно-правовой опыт многих
стран, а также многочисленные исследования,
проводившиеся по данной тематике в течение
ряда последних столетий.
Список использованной
литературы
Грядовой
Д.И. Философия. Структурированный учебник.
М., 2003.
Золкин
А.Л. Философия. Учебное пособие. М.,
2005.
Краткий
философский словарь. Под ред. А.П.
Алексеева. М., 2004.
Философия.
Учебник для вузов. Под. ред. В.В. Миронова.
М., 2005.