Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:27, реферат
Кризис мифологического сознания был вызван экономическим развитием Греции, экономическим подъемом в IX—VII вв. до н. э.: расширением торговли и судоходства, возникновением греческих колоний, увеличением богатства и его перераспределением, ростом народонаселения и приливом его в города. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
1. Предпосылки возникновения и основные этапы развития античной философии.
2. Натурфилософские учения милетской школы
3. Античная диалектика
4. Элейская школа
5. Античный атомизм (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит)
6. Сократ и этические школы древней Греции
7. Философия Платона. Обоснование Платоном теории идей. Учение о познании, человеке и государстве
8. Философская концепция Аристотеля
9. Эллинистически - римская философия. Эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм
Возникновение античной философии приходится на тот период (VI в. до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.
Кризис мифологического
Разрушение сложившихся форм связи
между людьми потребовало от индивида
выработки новой жизненной
Основные этапы развития античной философии
1-й период: Зарождение и формирование (6 вв. до н. э.). 2 период: Зрелость и расцвет (5-4 вв. до н. э.).
3 период: Закат (3-1 вв. до н. э.).4 период: Упадок и гибель в эпоху Римской империи (1-3 вв. н.э.).
2. Натурфилософские учения милетской школы
Учения великих натурфилософов
Фалес из Милета (ок. 625—547 до н.э.) — родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в «единосущее» и усмотрев начало всего в воде: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. В положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете, мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. По сообщению Аристотеля, Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Согласно Плутарху, Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.
Анаксимандр (ок. 610—540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову всего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным (материален, вещественен, вечен, находится во вращательном движении). Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом.
Анаксимен (ок. 585—525 до н.э.) полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха, и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Чтобы адекватно оценить эти, как кажется сейчас, «наивные» идеи милетцев, напомним, что великий И. Кант в совсем иной период истории науки (после И. Ньютона!) утверждал, что планеты и все космические тела берут свое начало из бесконечной газообразной массы.
Итак, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа «порождения». На место мифологического порождения у философов становится причина.
3. Античная диалектика
Великим диалектиком античного мира является Гераклит из Эфеса (ок. 530—470 до н.э.). Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. «Всё течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель — бытие и небытие — связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга. Весь мир - бесконечное количество вещей, состоящих из противоположных сторон. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющими и закономерно угасающим. Огонь — образ вечного движения.
4. Элейская школа
Парменид (конец VII—VI в. до н.э.) — философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы.
1) Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Критерий истины - разум.
2) Нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и многообразия.
3) Только бытие есть, небытия нет. Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее.
4) Вселенная не имеет недостатков. Характеризуя сущее в его цельности, он говорит: сущее не может быть «ни чуточку больше, ни чуточку меньше». Стало быть, нет и пустого пространства: все наполняется бытием.
Зенон Элейский (ок. 490—430 до н.э.) — философ и политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида. Он развивал логику как диалектику. Обратимся к наиболее известному опровержению возможности движения—апориям Зенона, которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляются в знаменитой апории «Ахиллес», где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Но для философа вопрос ставился не в плоскости эмпирического существования движения, а в плане мыслимости его противоречивости в системе понятий, в диалектике его соотношения с пространством и временем. В апории «Стрела» Зенон доказывает, что, двигаясь, стрела в каждый данный момент времени занимает данное место пространства. Так как каждое мгновение неделимо (это что-то вроде точки во времени), то в его пределах стрела не может изменить своего положения. А если она неподвижна в каждую данную единицу времени, она неподвижна и в данный промежуток его.
5. Античный атомизм (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит)
Атомизм Демокрита (460 – 370 г до н.э.). Суть его учения: бытие есть нечто предельно простое, неделимое, непроницаемое - Атом. Атомов бесчисленное множество, они вечны, низменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают, и не уничтожаются. Отличаются друг от друга по своему объему, весу, форме и расположению. Все тела состоят из атомов, свойства вещей возникают вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом - бытие, то пустота - это небытие. Если бы не было пустоты, то не было бы и реального множества и движения. Движение Демокрит считал естественным, вечным состоянием Космоса. Движение - важное свойства атомов и всего реального мира.
1) Все вещи образуются из сочетания атомов: всё многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению.
2) Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте.
3) Душа человека состоит из особых атомов.
Эмпедокл оперирует четырьмя неизменными началами: огнем, землей, водой и воздухом и двумя силами - разъединяющей (ненависть, вражда) и объединяющей (любовь). Четыре элемента качественно и количественно неизменны, но разные количества начал могут соединяться между собой с помощью объединяющей силы и образовывать вещи. Вещи исчезают, когда элементы «отталкиваются друг от друга» с помощью разъединяющей силы.
Анаксагор оперировал «бесчисленным» количеством элементов и одной силой («умом»). Анаксагор утверждал: «Все есть многое». Единая сила, управляющая Вселенной – Разум. Он считал, что ум направляет все изменения к некоторой цели.
Сторонников атомической теории не интересовал вопрос, для чего возник мир, и кто его создал. Они стремились понять, как возникают миры. Сталкиваясь, атомы образуют вихри. Тяжелые элементы накапливаются в центре. Легкие на периферии. Земля, вода, воздух - первичные группировки атомов. Сочетание атомов образуют целые миры. Живое возникло из не живого. Человек есть собрание атомов. Всё происходит согласно необходимости, случайность отсутствует. Атомисты сформулировали главный закон мироздания: вселенная бесконечна и бесконечны миры, одновременно существующие в мировом пространстве.
6.
Сократ и этические школы
Произошел переход к другой философской
проблематике: переход от натурфилософии
к рассмотрению человека, его жизни
во всех её многообразиях. Возникает
субъективистско-
Сократ(470 - 399 г. до н.э.) Сократ стремится понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Основополагающая способность человека: разум, мышление. Именно разум способен дать знание. Истинное познание призвано дать человеку верные направления для его жизни. Поэтому ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие дела.
Сократ верил, что, если человек знает, что хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание – это источник нравственного совершенства.
Сократ выделил три основных человеческих добродетели:
1) умеренность (знание как обуздать страсть);
2) храбрость (знание как преодолевать опасности);
3) справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).
Можно ли научиться добродетели? Сократ считал - нельзя. Он различает знание и мнение. Знание нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа - майевтика. Суть метода: исходное начало - ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему, Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. "Я знаю, что я ничего не знаю" - заявлял он. И тем самым приглашал к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая бы основывалась на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной. А достигал он этой цели путем точной постановки вопроса. Был автором другого способа: индукция и дедукция. Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. "Познай самого себя". Он первый дал установку на самопознание.
Вывод: Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед
7. Философия Платона.
Платон (427 - 347 г. до. н.э.) Он подводит итог к классическому периоду древнегреческой философии. Идеализм Платона впервые выступает в форме мировоззрения. В философской системе Платона можно выделить четыре составные части: онтология, космология, гносеология, и этика. Онтология: Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Он сторонник телеологического понимания мира: все процессы в мире целесообразны, продуманы творцом. Кроме мировой души Платон признавал существование звёзд, человеческих душ, душ животных и растений.
Теория идей (эйдосов): опирается на его учения о душе. Душа и тело по Платону, противоположны. Человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает и его душа освобождается от телесного покрова и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Область идей - система, подобная пирамиде: на вершине пирамиды превыше знания и истины пребывает идея Блага. Идея Блага по своей природе выходит за пределы одного лишь познания. Она сообщает предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать от неё сущность. Поэтому суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. В наследии Платона интересны следующие моменты:
1. Идея вещи есть смысл вещи
2. Идея вещи есть цельность всех составляющих её частей
3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных появлений вещи. Например, любой механизм может быть работающим, если все его части объединены одной идеей. Идея - есть закон.
О познании и диалектике. В познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши», дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций диалектики.
Признавал, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется и постольку не подлежит логическому уразумению: чтобы познавать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его. Общие определения в виде понятий относятся не к индивидуальным чувственным предметам, а к чему-то другому: они выражают род или вид, т.е. нечто такое, что относится к определенным множествам предметов. По Платону же получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма.