Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:47, лекция

Краткое описание

Софисты появл. В 5 в. Софист – наставник – обучали детей из богатых семей.
Протагор – родился ок. 500 г. До н.э. – «Трактат о богах»- в нём он доказывает, что мы не можем доказать существование Бога – в него нужно просто верить. Он известен утверждением «человек есть мера всех вещей». Так как человек – центр всего, то и истина у каждого своя.

Файлы: 1 файл

3_lektsia.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Лекция 3.

Античная философия

Классический период.

Софисты появл. В 5 в. Софист – наставник – обучали детей  из богатых семей.

Протагор – родился ок. 500 г. До н.э. – «Трактат о богах»- в нём  он доказывает, что мы не можем доказать существование Бога – в него нужно просто верить. Он известен утверждением «человек есть мера всех вещей». Так как человек – центр всего, то и истина у каждого своя.

Сократ – 470-399 – был сыном  архитектора и повивальной бабки, был некрасив, плохо одевался. Любил  поговорить, поспорить, часто встуал в беседы с заезжими софистами. Постепенно собрал новых учеников. Больше всего он интересовался нравственностью. Сам он ничего не писал – считал, что письмена мертвы – известен по записям Платона, Кснофана и т,д.

Учение Сократа знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму, от натур-философии, которая познаёт в рамках субъект-объектных отношений к рефлексивной философии, рассматривающей саму систему субъект-объектных отношений. Сократ задаётся вопросом: Как строится само знание? – такой подход открывал новое проблемное поле философского знания – гносеологию. Философия по Сократу – учение о том, как следует жить. Он невысоко оценивал познавательное значение органов чувств, против импирического изучения природы. Главной задачей познания считал девиз «познай самого себя». В ответ же на признание его самым мудрым человеком дельфийской пифией ответил «я знаю, что ничего не знаю» - эта фраза означала лишь первую ступень к пониманию сущности вещей. Тем самым он подошёл к центральной дл него проблеме: соотношение родовых сущностей с частными явлениями. Он пытался усмотреть универсальное основание бытия за внешней калейдоскопичностью. В этике Сократ сопрягал добродетель с сознаниями. Дурное действие проистекает из незнания, а мудрость – совершенное знание – челове знающий добро никогда не поступит плохо. Знание – понятие о предмете и постигается посредством определения понятия. Должна существовать единая общая и высша цель, которой подчинются частные цели, и в которой есть благо. Истина достигается в споре, диалоге, дискуссии. Сформулировал 2 приёма спора: 1- синкриза – сопоставление разных точек зрения, при котором проясняются аргументы, даётся оценка, шлифуется техника высказываний; 2- анкриза – провоцирование собеседника, чтобы он полностью выразил своё мнение.

Сократ много обсуждал смысл  таких понятий, как благо, истина, мудрость, мужество, спараведливость, красота, любовь. Считал, что жизненный  порядок основывается на нравственных ценностях. Он жестко спорил, выступал против демократии, обличал ложь, глупость и нажил много врагов.

Во время суда Сократ издевался  над судьями, его обвинили в том, что он не чтит богов и развращает юношество. Его приговорили к  смерти путём принятия чаши с ядом (цикутой). Афиняне скоро раскаялись.

Платон – 427-347. Был учеником Сократа и развивал его идеи. По происхождению он из Афин. В 20 лет знакомится с Сократом и провёл с ним 8 лет, затем в Южной Италии познакомился с учением Пифагорейцев и ещё кого-то, и в 381 году основал в Афинах академию (через 1000 лет была распущена Юстинианом). Он прожил сложную жизнь, попадал в рабство и т.д.

Его главная заслуга – основание  объективного идеализма. Он создал метафизику и разработал основные части философии: онтологию, гносеологию, логику, этику, эстетику, космологию. Идеальное начало у него – архэ.

Работы: «Государство», диалоги «Пир», «Теэтет», Федон, «закон Политея», «законы Номои».

Главное в его философии –  теория идей. Эти идеи образуют вечную, идеальную основу бытии.

Также у него есть учение об истине, благе и красоте.

Платон создал политическую утопию и разработал космологическую модель.

Объективный идеализм: идеи существуют вне человека и независимо от человека в специальном пространстве. Они вечны, неразрушимы, они порождают  всё многообразие вещёй. Вещи – бледные копии, тени идей. Мир идей образует истинное бытие, а конкретные вещи – нечто среднее междк бытием и небытием. Платон считал мир идей божественным царством, в котором до рождения прибывает душа человека, и эта душа бессмертна. Затем она попадает на землю, где временно находится в теле человека, и там вспоминает о мире идей, где она прежде находилось. По этому познание по Платону – воспоминание душой своего доземного существования. Чувства обманывают человека. Для познания истины надо закрыть глаза, заткнуть уши и довериться вспоминающей душе. Истинное знание даёт только мышление, которое не зависит от чувств. Чувственное познание порождаелишь мнение о вещах. Процесс познания определяется Платоном ак диалектика – искусство устной речи ставить вопросы и отвечать на них пробуждая воспоминания.

В социологии он создал политическую утопию – работа «государство». По мнению позднейших учёных он заложил  основу тоталитаризмом (потом Гегель, потом Маркс, потом Гитлер, ну и  Сталин ясен хер).

Государство возникает потому, что один человек не может обеспечить удовлетворение своих основных потребностей – для этого требуется сотрудничество – оно возникает в идеальном гос-ве из взаимодействия трёх соц. Групп (каст): 1- философствующие правители; 2- охраняющие порядок воины; 3- обслуживающие их ремесленники. Мудрая, воинствующая и вожделеющая часть души. У каждого человека есть все эти три части, но в разных пропорциях, от сюда и иерархия. В идеальном государстве браки находятся под контролем. Все женщины слоя принадлежат всем мужчинам слоя, дети не знают родителей, искусство контролируется цензурой, воспитание направлено на поддержание целостности гос-ва. Гос-во и общество портится, если начинают господствовать корыстные интересы.

В СССР – исследовали утопический социализм. Исследователи считали гос-во Платона утопическим социализмом, так как правители и воины по Платону не имели частной собственности – лишь ремесленники.

Наконец, Платон построил иерархию государств в зависимости  от нарастания корыстных интересов: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Он считал что 2 первые формы – приемлемы, п 2 остальных – упадочные. Тимократия – власть нескольких, основанная на военной силе. Олигархия – тоже власть нескольких, основанная на торговле и ростовщичестве. Демократия – власть толпы, тирания.

Платон считал, что  в идеальном гос-ве каждый выполняет  то дело, к которому он пригоден.

Эту типологию форм власти повторил социолог Тоффлер – насилие, деньги, убеждение (до знания типа Платон не поднялся)

Аристотель – 384 – 322 – родился во фракийском городе Стагир – его нередко называют Стагиридом. Учился в Платоновской гимназии, потом жил на Лесбосе, потом был при дворе Филиппа и воспитывад. В 325 г. Возвр. В Афины и основал ликей (лицей)

Работы: «о душе», «Физика», «Метафизика»

Он подвёл итоги античной науки – выступил как систематизатор. Он делил философию на теоретическую, куда входила физика и метафизика (наука о сущем), и практическую (этика и политика). Он раскрыл  логичесую природу доказательства в форме силлогизма: способ умозаключения, когда из двух посылок (большей и меньшей) с помощью среднего термина приводится заключение.

Он первый определил  и систематизировал основные категории  познания: сущность, количество, качество, отношение, время, причина, форма, материя, цель, возможность, действительность, явление.

Бытие у Аристотеля характеризуется  материальными и формальными  признаками – материей и формой. Ведущая роль принадлежит форме. Материя – то, из чего состоят  вещи – субстрат – это только возможность – в действительность её превращает форма – актуальное начало.

Платоновское понятие  идеи у Аристотеля заменено понятием формы.

Всё обладает сущностью. Высшая сущность – форма, а наивысшая сущность – чистая, лишенная материи форма  – перводвигатель или Бог –  он неподвижен. Материя обладает способн. Движ-я, изменения – причинностью.


Информация о работе Античная философия