Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:02, контрольная работа
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован позже.
Во-первых, он дал ясное и четкое, без всяких поэтических метафор, как это было у Парменида, прозаическое изложение учения элеатов. Ему принадлежит формулировка «закона сохранения бытия» — главного пункта учения элеатов.
Во-вторых, Мелисс, принимая такие парменидовские характери¬стики бытия, как единство и однородность, истолковал вечность бытия не как вневременность, а как вечность во времени.
Прошлое и будущее для Мелисса не небытие (в том смысле, что прошлого уже нет, а будущего еще нет), а части бытия, тогда как Парменид говорил о бытии, что его не было в прошлом и не будет в будущем, а оно все в настоящем. У Мелисса же существует не только настоящее, но и прошлое и будущее. Бытие вечно в том смысле, что оно, было, есть и будет вечно.
В-третьих. Мелисс принципиально изменил учение Ксенофана и парменида о конечности бытия в пространстве. Бытие Мелисса беспредельно. Он учил, что сущее «вечно, беспредельно». Аристотель прямо в этом вопросе противопоставляет Парменида и Мелисса.
В-четвертых, Мелисс, закрывая возможность персонализации бытия, подчеркивает, что бытие не страдает и не печалится. Если бы оно испытывало страдание, то оно бы не обладало полнотой существования.
В-пятых, Мелисс — материалист. На это обращает наше внимание Аристотель. Аристотель говорит, что если «Парменид говорил об умопостигаемом едином», то «Мелисс говорит о материально едином».
В-шестых, Мелисс был атеистом.
3. Философия Платона.
Платон (427 – 347гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
В 387г. Платоном была создана Академия – религиозно-философская школа, просуществовавшая около 1000 лет (до 529г. н.э.). Наиболее знаменитыми воспитанниками академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу – Ликей), Ксенокрит, Кракет, Арксилай. Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и «вредных» идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
- материальные вещи
изменчивы, непостоянны и со
временем прекращают свое
- окружающий мир («мир
вещей» также временен и
- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
- чистые (бестелесные)
идеи истинны, вечны и
- любая существующая
вещь является всего лишь
- весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: единого, ума и души.
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:
- монархия – справедливая власть одного человека;
- тирания – несправедливая власть одного человека;
- аристократия – справедливая власть меньшинства;
- олигархия – несправедливая власть меньшинства;
- демократия – справедливая власть большинства;
- тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:
- все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;
- работники (крестьяне
и ремесленники) занимаются грубым
физическим трудом, создают материальные
блага, могут в ограниченных
размерах владеть частной
- воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
- философы (мудрецы) –
разрабатывают философские
- философы и воины
не должны иметь частной
- жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
- не существует брака, все жены и дети общие;
- допускается и приветствуется
труд рабов, как правило,
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.
4. Философия Аристотеля.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
-367-347 гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);
-347-335 гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;
-335-322 гг. – основал собственную философскую школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика».
Философию Аристотель разделил на три вида:
1. теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
2. практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
3. поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:
- все сущее на Земле
обладает потенцией (
- изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
- реальность – это
последовательность перехода
- потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
- высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа; разумная душа.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
- по биологической
сущности является одним из
видов высокоорганизованных
- отличается от животных наличием мышления и разума;
- имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.
Для Аристотеля человек — это, прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:
- субстанциональная — рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.
- реляционная — рассматривает
существования материальных
Категории пространства и времени выступают как «метод» и число движения, то есть как последовательность реальных и мысленных событий и состояний, а значит, органически связаны с принципом развития.
Конкретное воплощение Красоты как принципа мирового устройства Аристотель видел в Идее или Уме. Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее): неорганические образования (неорганический мир); мир растений и живых существ; мир различных видов животных; человек.
Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.
Аристотель является и основоположником логики.
Он сформулировал логические законы:
- закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
- закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
- закон исключенного третьего — «А или не - А истинно, третьего не дано».
Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
1.правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие.
-монархия;
- аристократия;
- полития (смесь умеренной
олигархии и умеренной
2. Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
- тирания;
- олигархия;
- охлократия (демократия);
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
5. Философия Демокрита.
Демокрит - древнегреческий философ, основоположник атомизма. Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».