Шпаргалка по "Этике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка по этике и профессиональной этике

Файлы: 1 файл

Шпоры этика.docx

— 173.75 Кб (Скачать)

     Исходной базовой категорией для анализа морального фактора является понятие "человеческий фактор". Человеческий фактор как многогранное социальное образование включает в себя несколько "срезов". Во-первых, это биологический, физиологический срез, характеризующий состояние здоровья населения, рождаемость и смертность, продолжительность жизни и трудовой активности граждан, некоторые расовые, антропологические особенности населения, его половозрастной состав и т.д. Во-вторых, это социальный срез, отражающий социально-классовую структуру общества, его национальный состав, профессиональные и территориальные социальные группы и т.д. В-третьих, это интеллектуально-профессиональный срез, представляющий собой уровень образования и культуры населения, его профессиональную подготовку, способность и готовность к смене профессий, к самообразованию, повышению профессионального мастерства и т.п. В-четвертых, это срез, характеризующий ценностную ориентацию людей, их общественные потребности и интересы, степень удовлетворения их, приоритеты образа жизни основной массы граждан. В-пятых, это духовно-нравственный срез, отражающий духовное состояние общества, моральные качества его граждан, морально-политический климат, воспитанность людей, доминирующие мотивы и нормы их поведения и деятельности, обычаи и традиции населения.

     Как видно из анализа человеческого фактора, одной из его сторон является моральный фактор (духовно-нравственный срез), который выступает интегрирующим элементом человеческого фактора, поскольку по существу зависит от состояния всех иных его элементов в то же время и сам оказывает на них заметное влияние, играя роль посредника между проявлениями других элементов человеческого фактора. Последнее объясняется сущностью морали, призванной согласовывать интересы и действия личности, социальных групп, общества в целом, а также тем, что человеческий фактор проявляется как на личностном уровне, так к на уровне социальных общностей (класс, нация, социальная группа), и, стало быть, моральный фактор играет опосредующую роль между этими проявлениями человеческого фактора. Как связующее звено моральный фактор "переводит" состояние той или иной социальной общности или всего общества в состояние личности и в определенной мере осуществляет обратный процесс.

     Поскольку моральный фактор - явление объективно-субъективное, постольку им можно управлять, его можно целенаправленно формировать, исходя из состояния общества, общественных потребностей и возможностей, содержания и характера предстоящих или решаемых обществом задач.

     Обладая относительной самостоятельностью, моральный фактор способен воздействовать на личность, не согласуясь с общим состоянием и тенденциями развития общества. В ряде случаев моральный фактор может даже направлять поведение и действия людей вопреки их реальным интересам и потребностям. Это обусловлено  тем, что моральный фактор содержит в себе как элемент рационального сознания, так и элементы психологии обыденного сознания, включая и элементы подсознательного. Вот почему "наэлектризованная" толпа так плохо поддается рациональным доводам. Вот почему в состоянии политической или националистической эйфории человек порой совершает поступки, им же нередко осуждаемые впоследствии, противоречащие его личным интересам и интересам общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.25. Структура морального фактора.

      Сущность морального фактора раскрывается при анализе его места в системе иных социальных образований, его функций и структуры. Мораль - это одна из форм общественного сознания, и она, как и иные формы общественного сознания, имеет два уровня - теоретическое сознание и обыденное сознание. Поэтому надо и в самом моральном факторе выделять два уровня, два тесно взаимосвязанных структурных элемента: теоретико-идеологический и обыденно-психологический.

      Теоретико-идеологический уровень морального фактора представлен усвоенными личностью и социальными группами, обществом в целом законами и категориями этики, нравственными принципами и нормами, общественным или групповым моральным идеалом. Данный уровень морального фактора  отражает официальную идеологию и в силу этого включен в систему контролируемого государством формирования морального фактора в соответствии с состоянием общества, содержанием и характером решаемых задач. Однако официальная идеология отнюдь не всегда является научной и прогрессивной. При ее помощи можно манипулировать общественным сознанием, использовать моральный фактор против прогрессивных тенденций и отдельных лиц, вопреки интересам участвующих в историческом процессе людей. Этим всегда пользовались реакционные силы в ходе контрреволюционных переворотов, целенаправленно формируя моральный фактор и используя его в своих классовых или кастовых интересах, которые по своей сущности являлись враждебными основной массе населения. Теоретико-идеологический уровень морального фактора успешно функционирует только тогда, когда он не противоречит общественной психологии, общественному сознанию, или же, по крайней мере, пока он не "завоюет" их.

     Обыденно-психологический уровень морального фактора проявляется в таких элементах, как настроения и чувства людей, традиции, обычаи, образцы, запреты. Данный уровень морального фактора имеет локальное существование (семья, трудовой коллектив, землячество, неформальное объединение). Он гораздо сложнее поддается контролю и управлению, в нем много непредсказуемого, случайного. Однако это вовсе не означает, что обыденно-психологический уровень морального фактора нельзя изучать, прогнозировать, регулировать, согласовывать его с теоретико-идеологическим уровнем. Недооценка этого элемента приводит к бесперспективности идеологического воздействия на людей. Это хорошо подтверждают попытки использовать идеологические стереотипы в процессе урегулирования национальных конфликтов, забастовок, несанкционированных митингов и демонстраций.

     Структуру морального фактора можно проследить и на личностном уровне, не выделяя при этом двух уровней морали. В этом случае он включает в себя следующие элементы: моральные чувства и качества человека или типичные свойства, черты характера; преобладающие мотивы действий, поступков; совокупность моральных ценностей; систему морального самостимулирования; типичные нормы поведения; моральные потребности и привычки. Каждый из названных структурных элементов может существовать только в совокупности с другими, но любой из них имеет свою специфику, свои средства формирования и развития. Проявление морального фактора существенно зависит от сферы его применения. В этой связи можно выделить следующие уровни проявления морального фактора:

    1. общесоциальный (в масштабе всего общества);
    2. социальный (в масштабе класса, нации, народности и т.д.);
    3. отраслевой (в масштабе той или иной сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства, профессиональной группы и т.д.);
    4. коллективный (в масштабе того или иного трудового коллектива);
    5. семейный (в масштабе отдельной семьи);
    6. личностный (в масштабе отдельной личности)

     Применительно к органам безопастности, надо выделить отраслевой уровень проявления морального фактора. Это - престиж профессии, ведомственная солидарность, профессиональная честь и гордость и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.26. Специфика морального фактора в служебной деятельности.

      Моральный фактор в деятельности правоохранительных органов можно охарактеризовать как конкретное проявление моральных сил личного состава в процессе выполнения им служебных задач. Здоровый моральный фактор способствует успешному решению служебных задач, благоприятствует укреплению всей системы правоохранительных органов, служит повышению ее морального авторитета в обществе.

     Правоохранительные органы несут на себе отпечаток морального фактора всей общественной системы. Специфика проявления м.ф. в правоохр. орг. обусловлено особой ролью и ответственностью правоохр. орг. в жизни общества: от их морального здоровья зависит не только состояние правопорядка в стране, но и экономическое благосостояние населения, деятельность демократических институтов, политический режим, морально-политический климат общества и т.д. Иными словами, речь идет не только о своеобразии проявления морального фактора общества в правоохранительной системе, но и об обратном ее влиянии на моральный фактор общества.

     Говоря о моральном факторе самих правоохранительных органов, следует подчеркнуть ряд признаков, существенно влияющих на значимость и проявление моральных сил личного состава. В их числе высокая морально-психологическая и физическая напряженность труда сотрудников правоохранительных органов, нередко связанного с риском для их жизни и здоровья. Заметный след на формировании и проявлении морального фактора в правоохранительных органах оставляют такие их признаки, как жесткое распределение обязанностей, закрепленное в уставах, приказах, инструкциях; система субординации; принцип единоначалия; система санкций за нарушение не только правовых, но и моральных норм.

     В правоохранительных органах в силу их специфики преобладают методы административно-правового воздействия и регулирования. Однако эти методы дают устойчивый положительный результат только при определенных условиях. Во-первых, объект воздействия (личность, группа, коллектив) должен быть достаточно прост и однороден. Во-вторых, субъект воздействия (начальник, наставник, руководящий орган, руководитель) должен по своим свойствам вполне соответствовать объекту. В-третьих, обязанности всех членов коллектива четко определены. В-четвертых, налажена информационная связь между всеми членами коллектива. В-пятых, внешнее административное воздействие дополняется самоуправляемостью коллектива, основанной на нравственной ответственности и компетентности его членов. Выбор тех или иных средств воздействия на коллектив или отдельных его членов зависит от трех причин: от состояния самого коллектива или отдельных сотрудников, от характера предстоящих или решаемых задач, от профессиональной и нравственной культуры начальника, воспитателя, наставника.

     Наличие в правоохранительной системе обширной правовой базы, регламентирующей действия и поведение сотрудников, существенно упорядочивает их работу, облегчает их взаимодействие между собой, с гражданским населением, органами власти. Однако деятельность правоохранительных органов настолько разнообразна, конкретная обстановка настолько изменчива, что предвидеть все ситуации и отразить их в соответствующих инструкциях, приказах, уставах практически невозможно. В этих условиях "на помощь" праву приходит мораль в форме таких категорий, как долг, честь, ответственность, совесть.

     Важной гранью морального фактора служебного коллектива являются его обычаи, традиции, нравы, которые, будучи устойчивыми и привычными нормами поведения многих членов коллектива, выступают одновременно и как средство формирования и активизации морального фактора всего подразделения и отдельных сотрудников. Основным средством сплочения коллектива являются его мобилизация на совместное выполнение служебных задач и коллективная ответственность за их успех.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.27. Сущность и структура морального выбора.

     Моральный выбор - это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками. Необходимость морального выбора появляется тогда, когда обстоятельства вынуждают человека принять одно решение из нескольких, каждое из которых имеет нравственное содержание, т.е. может быть оценено с позиций добра и зла.

     Моральный выбор иногда трактуют слишком узко, лишь как сознательный акт принятия человеком решения. Но для того, чтобы это решение было принято, необходимо наличие определенных объективных и субъективных предпосылок и условий выбора, возможностей познания этого выбора. Кроме того, принятием решения не заканчивается акт выбора. Продолжением его служит выбор средств реализации решения, практическое его осуществление и оценка результата.

     К числу объективных условий морального выбора можно отнести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею нормативных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности. В этой связи возникает вопрос: насколько свободен человек в своем моральном выборе, если этот выбор обусловливается объективными и субъективными обстоятельствами? В истории этики отчетливо выявились две альтернативные позиции по данному вопросу: фаталистическая и релятивистская.

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"