Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка
Шпаргалка по этике и профессиональной этике
Моральный
климат служебных коллективов
Коллективное мнение - это наиболее сложный элемент, который определяет внутриколлективные отношения.
Настроение
коллектива - это уровень психологической
комфортности и положительных условий
работы в конкретном служебном коллективе,
душевного состояния личного
состава сотрудников
Традиции - соблюдение определенных правил, линии поведения большинством членов общества или группы на основе неформальных отношений, норм морали и нравственности, существующих помимо нормативной базы.
Символика - предметы или действия, служащие условным обозначением какого-либо понятия, идей, взглядов, вызывающие определенные чувства и переживания.
Особую
сложность управления нравственными
отношениями в служебном
1.15 Условия поддержания здоровых нравственных отношений в коллективе
Нравственные отношения в правоохранительных органах - специфическое преломление нравственных отношений общества. Эта специфика обусловлена назначением правоохранительных органов, их структурой и особенностями функционирования. Здоровые нравственные отношения позволяют несколько сгладить служебно-правовое неравенство начальника и подчиненного, оптимизировать их служебное общение
Исследования показывают, что если руководитель строит свои отношения с подчиненными на основе требовательности и справедливости, заботы и уважения, доверия и ответственности, если он скромен и прост в общении, то и отношения между подчиненными ему сотрудниками строятся на той же основе. Бла-бла-бла, кароче, в дополнение к официальным отношениям нужно вырабатывать отношения личные, неофициальные, неформальные (естественно, позитивного характера). Хня какая-то, устал уже.
Бесспорно, жестко определенные права и обязанности должностных лиц, правила их поведения и деятельности в различных ситуациях значительно упрощают работу руководителя, взаимоотношения сотрудников в типичных ситуациях. Однако работа сотрудников правоохранительных органов настолько многообразна и ахуительна , что часто вообще непредсказуема, что заранее разработанные правила, инструкции, уставы не могут подсказать выход из той или иной конкретной ситуации, обычно так всегда и бывает...
В подобном
положении формализованные
Важной особенностью нравственных отношений в правоохранительных органах выступает и их правовая закрепленность, когда по существу нравственные отношения приобретают правовой оттенок, что еще раз подчеркивает особую значимость морали в системе правоохранительных органов. Так, немало положений профессиональной морали и этики отражено в Присяге, уставах, приказах, а многие требования морали, как указывалось в главе I учебника, приобретают деонтологический характер и становятся для сотрудников однозначно императивными.
Недостаток у сотрудников определенных моральных качеств рассматривается как свидетельство их профессиональной непригодности, тогда как отсутствие этих качеств у лиц иных профессий, как правило, никак не сказывается на их служебном положении и качестве работы. В правоохранительных органах моральные качества сотрудников являются обязательными профессиональными качествами, поскольку характеризуют, с одной стороны, отношение сотрудников к людям, к своему труду, а с другой стороны, определяют отношение к ним граждан и общества в целом. Они учитываются в аттестации и при решении вопроса о служебном росте каждого сотрудника.
1.16 Типы руководства служебным коллективом
Нравственные отношения в коллективе весьма редко складываются благоприятно =( для дела и морального здоровья общающихся сотрудников сами по себе. Они могут стать таковыми, как правило, в результате управления их становлением, упрочением и развитием.
Нравственные
отношения нуждаются в
Обычно выделяют три типа руководства - авторитарный (властно-командный), демократический и свободный (либеральный).
Авторитарный руководитель принимает решения единолично и жестко определяет действия подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу, сука. Такому руководителю присуща переоценка собственной личности и недооценка деловых и человеческих качеств подчиненных. Авторитарный руководитель чаще всего ориентирован на достижение служебных целей любой ценой, не считаясь с издержками, в том числе и человеческими.
Автократа не следует смешивать с твердым руководителем, который умеет все … как супермен! Такой руководитель, отдавая распоряжение, не лишает подчиненного выбора пути его исполнения.
Демократический стиль руководства предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и характеру работы, решение служебных вопросов при их непосредственном участии или по меньшей мере при предварительном обсуждении с ними, создание руководителем необходимых условий для работы подчиненных, справедливую оценку их усилий, уважительное отношение к людям и заботу об их потребностях… в общем душка.
Либеральный
стиль руководства нередко
1.17(1.18). Руководитель, руководитель и подчиненный.
Особую роль в служебном коллективе играют отношения субординации и сопутствующие им нравственные отношения между начальником и подчиненным, которые определяются такими понятиями, как "этика руководителя" и "этика подчиненного".
Здесь
же под этикой понимается
руководитель - это все-таки профессия (к тому же одна из самых сложных.
Главными,
определяющими специфику
Часто встречается мнение, что между руководителем и подчиненным должна быть дистанция, что добрые отношения и требовательность несовместимы. Но практика показывает, что демократичность отношений между начальниками и подчиненными не только не мешает делу, но напротив - позволяет создать работоспособный коллектив, объединенный общей задачей.
Всякий поступок начальника в отношении подчиненного воспринимается не просто как отношение одной личности к другой, а как действие лица, наделенного властью над другим. Поэтому, например, личная неприязнь руководителя к кому-либо из членов коллектива не должна выражаться в действиях, показывающих эту неприязнь, ибо они могут быть интерпретированы как соответствующая оценка начальником личных, профессиональных или иных качеств человека. И наоборот, личные дружеские отношения начальника с подчиненным не должны переноситься в сферу служебных отношений. Руководитель никогда не приобретет высокий авторитет и уважение, если будет строить служебные отношения на основе личных симпатий.
При вынесении взыскания руководителю важно проявить тактичность, корректность. Лучше вначале сказать об определенных положительных качествах проштрафившегося работника, затем изложить суть нарушения и меру наказания. Следует помнить правило: чем полнее в отношениях с людьми руководитель опирается на позитивные, неформальные средства, тем меньше создается ситуаций, вызывающих потребность применять административные санкции.
Естественно,
руководитель не может обойтись без
критических замечаний в адрес
подчиненных. И здесь особенно важно,
чтобы эта критика
В-третьих, критика должна иметь свой четко очерченный объект. Ничего, кроме вреда, не причиняет критика, когда вместо оценки конкретных действий человека критикуются его личность, характер