Шпаргалка по "Этике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка по этике и профессиональной этике

Файлы: 1 файл

Шпоры этика.docx

— 173.75 Кб (Скачать)

2. Оценочная  (аксиологическая) функция. Как  уже указывалось выше, любой акт  морали (поведенческий или духовный) определяется той или иной  системой ценностей. Предметом оценки под углом "морально - аморально" или "нравственно - безнравственно" являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д.

3. Ориентирующая  функция. Простые нормы нравственности  являются "простыми" только в  теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвесить порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень  нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся "компасом", позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная  функция. Эта функция позволяет  оценивать поступки, цели и средства  с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

5. Познавательная (информационная) функция - направлена  на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об общественных нравственных ценностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

6. Воспитательная  функция. Любая система воспитания - это прежде всего система нравственного воспитания (ряд ученых считает, что воспитанием является только нравственное воспитание, все остальное - просто общение). Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

7. Коммуникативная  функция. На кораблях, самолетах  и других быстро движущихся  объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствующего запроса отвечает сигналом, условно называемым "я свой". Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого "сигнала" возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение "чувства локтя", поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала "я свой" и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.

8. Идеологическая  функция. Назначение этой функции  заключается в том, чтобы обосновывать  моральность политических и экономических  целей и интересов того или  иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. Иначе основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

9. Мировоззренческая  функция. В этом плане мораль  рассматривается как нравственные  устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической функции с той разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.20 Взаимосвязь морали  с другими формами  общественного сознания

Мораль  – идеальное явление. Она вплетена в живую ткань духовного бытия  человечества и каждого отдельного человека. Нравственные представления, переживания, мотивы, ценности, все идеально выраженные состояния морали составляют структуру и пространство морального сознания. Его заданность человеку, обществу позволяет определять мораль как одну из основных форм общественного сознания. Наряду с другими – наукой, политикой, правом, религией, искусством, философией – она определяет целостность исторических процессов, их преемственность, развитие духовной культуры человечества, служит необходимым условием воспроизводства общественной жизни.

Взаимосвязь морали с другими формами общественного  сознания неоднозначна. С позиции  социальной заданности морали ее роль в общественно-исторической практике определена функционально. Вместе с иными формами сознания она способствует выбору мировоззренческих ориентаций людей, поиску и закреплению в сознании жизненных духовных ценностей. Нравственные начала служат условием становления личностных качеств человека, его воспитания. Мораль выступает особым способом нормативной регуляции общественных отношений. В этих значениях мораль представлена в системе нравственных кодексов, моральных заповедях, научных и литературных произведениях, в обычаях и традициях людей. Мораль здесь вписана в рамки границ идеального бытия общественной системы как особенная его форма.

Во-вторых, все виды духовной деятельности взаимосвязаны, но каждый из них имеет четко выраженные параметры своей социальной заданности. Политика не тождественна науке или религии. Формы общественного сознания представлены и институционально. Существуют государства, научные учреждения, религиозные организации ит.п., олицетворяющие собой определенные сферы духовно-практической деятельности людей. Моральное сознание не имеет таких границ и своих институтов. Оно органично входит в систему духовной культуры человечества, составляет ее ядро, олицетворяет наиболее существенное в идеальном бытии. Высшие побудительные мотивы общественного развития всегда содержат в себе нравственное значение, так как целью его является достижение общественного, группового или индивидуального блага. По природе своих общечеловеческих ценностных ориентаций мораль определяет перспективы исторического процесса.

В-третьих, мораль – уникальное социально-культурное и историческое явление, не имеющее  аналогов ни в одной из сфер человеческой духовной деятельности. Любой элемент  общественного сознания со стороны  его идеальной формы, предметно-деятельностного воплощения, социальных носителей опосредован моралью и подчинен ей. В системе взаимодействия морали с другими формами общественного сознания нравственные ценности доминируют. Наиболее полно эта тенденция прослеживается в области политических, правовых и религиозных отношений, которые, включая в себя мораль, выполняют роль наиболее важных социальных регуляторов жизни людей, служат необходимым фактором организации и упорядочения общественных отношений.

Политическая  жизнь общества охватывает все формы  и виды политических отношений, системообразующим  началом которых служит политическое сознание. Мораль и политика, как  правило, уживались плохо. В политике действуют люди. Это и есть их участие в делах государства, политических движений на основе осознания своих индивидуальных или корпоративных политических интересов, целей. В авторитарных, тоталитарных политических системах, где достижение всеобщего блага подчинено интересам конкретных «вождей», классов, олигархий, нравственные побуждения в структуре политического сознания приобретают форму сопротивления, противодействия, а чаще – неучастия, неверия, нигилистических или конформистских настроений. В демократических, гражданских сообществах идеи, взгляды, традиции, программы, идеологические и психологические установки людей сориентированы преимущественно на идеалы гуманизма и социальной справедливости.

Но в  любом обществе мораль должна активно  влиять на политику. Например, в России в настоящее время необходима нравственная оценка политики либерализации.

Сфера правового сознания также пронизана  нравственным содержанием. По своему назначению право и есть область законодательно-нормативной  регуляции во всех областях жизни  общества на основе гражданских, уголовных, международных правовых норм, кодексов, установлений. Фундаментальной основой всех этих норм служит индивидуальное, корпоративное или всеобще- конвенциональное понимание справедливости. Правовые нормы, как правило, предельно рационализированы, и их оценка может расходиться с непосредственным восприятием человека или существующими нравственными заповедями, такими как, например, «не судите, да не судимы будете». Но и в этих ситуациях нравственные чувства и переживания способны дать верные ориентиры в оценке деяния. Не случайно правовое государство включает в свою структуру суд присяжных. Его моральная ориентация, направленная не столько на закон, сколько на совесть, справедливость, позволяет дать более правильную оценку совершенному проступку, избежать формализма и судебных ошибок. В известной мере моральное сознание само по себе является основой своеобразной правовой регуляции колоссального массива общественных отношений. Наиболее отчетливо это видно на уровне межличностных, бытовых, семейных отношений. Общественное или личностное одобрение – осуждение, определение меры добродетельности или порочности, нравственная самооценка (суд совести) – единственный механизм такого рода правовой регуляции.

Религиозное сознание и мораль также взаимосвязаны. Фундаментальной основой всех мировых религий служат нравственные нормы, правила, заповеди, большинство из которых носит универсальный, общечеловеческий характер. Достаточно обратиться к моральным заповедям Христа, или к «золотому» правилу нравственности: «Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, 7: 12). Религиозное миросозерцание опосредует собой громадный пласт духовной культуры. В ряде стран оно и до сих пор играет определяющую роль во всех духовных процессах. В духовных традициях большинства культур религиозное сознание в специфической форме всегда решало глобальные нравственные вопросы: проблему смысла жизни, проблему жизни и смерти, моральной ответственности за деяния и др.

Искусство и мораль – своеобразные символы  духовно-практической деятельности, которые  синтезируют в себе этическое и эстетическое, добродетельное и прекрасное. Средствами музыки, литературы, живописи, скульптуры, кинематографии искусство стремится показать, объяснить языком художественного творчества правду жизни. В образной форме в виде чувственно- конкретного искусство воспроизводит и осмысливает моральные проблемы человека, жизненные ситуации, нравственные конфликты, делая это значительно многостороннее и доступнее, чем теоретическая этика. Нравственные проблемы составляют большую часть содержания искусства, по-своему решая проблемы счастья, смысла жизни, ее ценностей, столкновения добра и зла, добродетельного и порочного. Только языком искусства можно конкретно показать прекрасное как возвышенное, вечное, доброе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.21 Мораль и политика

Основной  вопрос политики - это вопрос о власти, ее завоевании, использовании и удержании. После завоевания власти возникает естественная необходимость в том, чтобы обеспечить ее устойчивость, стабильность, чему служит система права и весь механизм государства, в том числе правоохранительные органы.

Правоохранительные  органы - это органы государства, реализующие  его политическую волю, а если учесть, что их деятельность в той или  иной мере затрагивает интересы каждого  гражданина, она не может быть исключена из сферы морального контроля. Поэтому вопросы взаимосвязи политики и морали представляют для их сотрудников практический интерес.

Политиков во все времена обвиняли в использовании  безнравственных средств в достижении своих целей. Уже с древнейших времен люди задавались вопросом: может ли политика отвечать требованиям нравственности? Вариантов ответа на этот вопрос существует множество. Но можно выделить две наиболее отчетливые позиции, которые отстаивают так называемые "политические идеалисты" и "политические реалисты".

"Политические  идеалисты" исходят из приоритета  морали перед политикой. Политика  должна полностью подчиняться  морали. Еще Аристотель говорил  о том, что лучшая политика  вырастает на этической основе, на основе существующих нравов  и обычаев. Цель политики, по  его мнению, состоит в том, чтобы  обеспечивать счастье граждан,  такое состояние, которое позволяет  им осуществлять свою разумную  сущность. Иными словами, цель политики находится в этической сфере.

"Политические  реалисты" проповедуют идею о  внеморальности политики, полагая, что к ней неприменимы моральные оценки, поскольку, по их мнению, нравственность исходит из абстрактных категорий добра и зла, тогда как политика озабочена процветанием государства и осуществляется с учетом реальных обстоятельств. Апеллируя к историческому опыту, они доказывают, что государственные интересы выше любых других, а потому власть имеет право не считаться с моралью. Для политика важен практический результат, для моралиста - оценка этого результата и средств его достижения. Следовательно, мораль и политика изначально несовместимы. Как заявлял известный американский ученый и политик Р.Арон, "если бы я считался с моралью, то перестал бы мыслить политически". Иначе говоря, в соответствии с данной позицией, если человек хочет сохранить верностьвысшим моральным ценностям, он не будет заниматься политикой, если же он выбрал сферу политики, то он должен забыть о морали.

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"