Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка
Шпаргалка по этике и профессиональной этике
2. Оценочная
(аксиологическая) функция.
3. Ориентирующая
функция. Простые нормы
4. Мотивационная
функция. Эта функция
5. Познавательная
(информационная) функция - направлена
на приобретение этических
6. Воспитательная
функция. Любая система
7. Коммуникативная функция. На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствующего запроса отвечает сигналом, условно называемым "я свой". Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого "сигнала" возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение "чувства локтя", поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала "я свой" и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.
8. Идеологическая
функция. Назначение этой
9. Мировоззренческая
функция. В этом плане мораль
рассматривается как
2.20 Взаимосвязь морали с другими формами общественного сознания
Мораль – идеальное явление. Она вплетена в живую ткань духовного бытия человечества и каждого отдельного человека. Нравственные представления, переживания, мотивы, ценности, все идеально выраженные состояния морали составляют структуру и пространство морального сознания. Его заданность человеку, обществу позволяет определять мораль как одну из основных форм общественного сознания. Наряду с другими – наукой, политикой, правом, религией, искусством, философией – она определяет целостность исторических процессов, их преемственность, развитие духовной культуры человечества, служит необходимым условием воспроизводства общественной жизни.
Взаимосвязь
морали с другими формами
Во-вторых, все виды духовной деятельности взаимосвязаны, но каждый из них имеет четко выраженные параметры своей социальной заданности. Политика не тождественна науке или религии. Формы общественного сознания представлены и институционально. Существуют государства, научные учреждения, религиозные организации ит.п., олицетворяющие собой определенные сферы духовно-практической деятельности людей. Моральное сознание не имеет таких границ и своих институтов. Оно органично входит в систему духовной культуры человечества, составляет ее ядро, олицетворяет наиболее существенное в идеальном бытии. Высшие побудительные мотивы общественного развития всегда содержат в себе нравственное значение, так как целью его является достижение общественного, группового или индивидуального блага. По природе своих общечеловеческих ценностных ориентаций мораль определяет перспективы исторического процесса.
В-третьих, мораль – уникальное социально-культурное и историческое явление, не имеющее аналогов ни в одной из сфер человеческой духовной деятельности. Любой элемент общественного сознания со стороны его идеальной формы, предметно-деятельностного воплощения, социальных носителей опосредован моралью и подчинен ей. В системе взаимодействия морали с другими формами общественного сознания нравственные ценности доминируют. Наиболее полно эта тенденция прослеживается в области политических, правовых и религиозных отношений, которые, включая в себя мораль, выполняют роль наиболее важных социальных регуляторов жизни людей, служат необходимым фактором организации и упорядочения общественных отношений.
Политическая жизнь общества охватывает все формы и виды политических отношений, системообразующим началом которых служит политическое сознание. Мораль и политика, как правило, уживались плохо. В политике действуют люди. Это и есть их участие в делах государства, политических движений на основе осознания своих индивидуальных или корпоративных политических интересов, целей. В авторитарных, тоталитарных политических системах, где достижение всеобщего блага подчинено интересам конкретных «вождей», классов, олигархий, нравственные побуждения в структуре политического сознания приобретают форму сопротивления, противодействия, а чаще – неучастия, неверия, нигилистических или конформистских настроений. В демократических, гражданских сообществах идеи, взгляды, традиции, программы, идеологические и психологические установки людей сориентированы преимущественно на идеалы гуманизма и социальной справедливости.
Но в любом обществе мораль должна активно влиять на политику. Например, в России в настоящее время необходима нравственная оценка политики либерализации.
Сфера
правового сознания также пронизана
нравственным содержанием. По своему назначению
право и есть область законодательно-
Религиозное сознание и мораль также взаимосвязаны. Фундаментальной основой всех мировых религий служат нравственные нормы, правила, заповеди, большинство из которых носит универсальный, общечеловеческий характер. Достаточно обратиться к моральным заповедям Христа, или к «золотому» правилу нравственности: «Во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, 7: 12). Религиозное миросозерцание опосредует собой громадный пласт духовной культуры. В ряде стран оно и до сих пор играет определяющую роль во всех духовных процессах. В духовных традициях большинства культур религиозное сознание в специфической форме всегда решало глобальные нравственные вопросы: проблему смысла жизни, проблему жизни и смерти, моральной ответственности за деяния и др.
Искусство
и мораль – своеобразные символы
духовно-практической деятельности, которые
синтезируют в себе этическое и эстетическое,
добродетельное и прекрасное. Средствами
музыки, литературы, живописи, скульптуры,
кинематографии искусство стремится показать,
объяснить языком художественного творчества
правду жизни. В образной форме в виде
чувственно- конкретного искусство воспроизводит
и осмысливает моральные проблемы человека,
жизненные ситуации, нравственные конфликты,
делая это значительно многостороннее
и доступнее, чем теоретическая этика.
Нравственные проблемы составляют большую
часть содержания искусства, по-своему
решая проблемы счастья, смысла жизни,
ее ценностей, столкновения добра и зла,
добродетельного и порочного. Только языком
искусства можно конкретно показать прекрасное
как возвышенное, вечное, доброе.
2.21 Мораль и политика
Основной вопрос политики - это вопрос о власти, ее завоевании, использовании и удержании. После завоевания власти возникает естественная необходимость в том, чтобы обеспечить ее устойчивость, стабильность, чему служит система права и весь механизм государства, в том числе правоохранительные органы.
Правоохранительные органы - это органы государства, реализующие его политическую волю, а если учесть, что их деятельность в той или иной мере затрагивает интересы каждого гражданина, она не может быть исключена из сферы морального контроля. Поэтому вопросы взаимосвязи политики и морали представляют для их сотрудников практический интерес.
Политиков во все времена обвиняли в использовании безнравственных средств в достижении своих целей. Уже с древнейших времен люди задавались вопросом: может ли политика отвечать требованиям нравственности? Вариантов ответа на этот вопрос существует множество. Но можно выделить две наиболее отчетливые позиции, которые отстаивают так называемые "политические идеалисты" и "политические реалисты".
"Политические
идеалисты" исходят из
"Политические реалисты" проповедуют идею о внеморальности политики, полагая, что к ней неприменимы моральные оценки, поскольку, по их мнению, нравственность исходит из абстрактных категорий добра и зла, тогда как политика озабочена процветанием государства и осуществляется с учетом реальных обстоятельств. Апеллируя к историческому опыту, они доказывают, что государственные интересы выше любых других, а потому власть имеет право не считаться с моралью. Для политика важен практический результат, для моралиста - оценка этого результата и средств его достижения. Следовательно, мораль и политика изначально несовместимы. Как заявлял известный американский ученый и политик Р.Арон, "если бы я считался с моралью, то перестал бы мыслить политически". Иначе говоря, в соответствии с данной позицией, если человек хочет сохранить верностьвысшим моральным ценностям, он не будет заниматься политикой, если же он выбрал сферу политики, то он должен забыть о морали.