Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка
Шпаргалка по этике и профессиональной этике
Абсолютизация первой позиции лишает ее реализма и делает практически непригодной. Крайняя форма второй позиции отдает откровенным цинизмом, когда политический интерес выдается за высшую ценность. Если согласиться с тем, что политика изначально безнравственна и по своей природе не может быть иной, следует признать право власть предержащих на безнравственные действия, если это отвечает их интересам, и обязанность граждан смириться с этим. Но в таком случае государство лишается надежного ориентира, так как именно мораль призвана служить компасом в мире человеческих отношений.
В конце XX века возникли новые подходы в понимании соотношения политики и морали как отражения грозящей человечеству мировой катастрофы перед лицом глобальных проблем.
Суть этих подходов состоит в необходимости преодолеть извечные противоречия между политикой и моралью посредством соединения усилий политиков, общественных деятелей, ученых и всех, способных оказывать влияние на общественное развитие, во имя выживания человечества и человека как биологического вида. Это получило выражение в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми (государственными, классовыми, национальными и т.п.). Приоритет общечеловеческих ценностей - это единство политических и моральных требований, отражающих как интересы отдельного
Взаимосвязь морали и политики проявляется прежде всего в их функциях как по отношению к обществу, так и по отношению друг к другу. Мораль и политика едины в том, что они являются регуляторами общественных отношений. Их задача заключается в направлении поведения людей в соответствии с теми или иными общественными интересами. В этом состоит их основная социальная функция.
По отношению к политике мораль выступает, с одной стороны, инструментом ее сдерживания, самоограничения, инструментом социального контроля за деятельностью политиков. Не случайно в развитых демократических государствах к политике и политикам предъявляются высокие нравственные требования. Достаточно вспомнить хотя бы политические скандалы и отставки политиков из-за нарушения ими нравственных норм. Связь американского президента Билла Клинтона с Моникой Левински едва не стоила ему его поста. А скандальные похождения бывшего российского министра юстиции Ковалева и бывшего Генерального прокурора Скуратова привели к их отставке. Попытки политиков уклониться от нравственного контроля свидетельствуют о слабости их позиций, стремлении оправдать аморальные действия.
С другой стороны, функция морали - быть ориентиром, побудителем политической активности. Нравственность - это концентрированный исторический опыт общения людей, который показывает пути решения сложных жизненных ситуаций. Политика, решая задачи регулирования общественных отношений, не может отказаться от этого опыта, закрепленного в нравственных нормах. Исходя из этого опыта, мораль требует от политики направлять свои идеи, цели, практические действия на реализацию сущности человека, принципов гуманизма и справедливости.
2.19, 2.22 Роль и функции морали, мораль и право
Деятельность в системе правоохранительных органов многогранна, многоаспектна, что находит свое отражение в профессиональной этике, которая по своему характеру носит собирательный характер. В ней обобщаются особенности поведения и нравственной культуры сотрудников различных служб и подразделений (криминальная полиция, милиция, милиция общественной безопасности (муниципальная милиция), ГИБДД,
Этический
характер деятельности криминальной полиции,
милиции определяется соответствующими
задачами, стоящими перед сотрудниками
данной службы, среди которых основными
являются следующие:
• предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений;
• организация и осуществление розыска
лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от исполнения
уголовного наказания, без вести пропавших
и иных лиц в случаях, предусмотренных
законодательством.
Существует
в этике этих служб одно из фундаментальных
положений, согласно которому нет заранее
обусловленных «добрых» или «злых» средств,
а есть средства вынужденные. При этом
этическая мысль предписывает действовать
по принципу «цель определяет, а не оправдывает
средства». Отсюда, во-первых, следует, что
любому оперативному сотруднику нужно
осуществлять подбор средств, имея в виду
определенные параметры: адекватность
Во-вторых, проблема моральной целесообразности самым тесным образом связана с процессами трансформации общественной морали применительно к сфере использования оперативными службами конфиденциального содействия граждан. Последнее не представляет собой систему нравственных компромиссов, решение проблемы моральной целесообразности во многом определяется степенью разработки моральной крайней необходимости.
В -третьих, специфика оперативно-розыскной деятельности накладывает нравственный отпечаток на характер общения сотрудников оперативных аппаратов между собой. Здесь следует соблюдать определенные правила (обычаи), которые применительно к деятельности других служб могут вызывать недоумение и даже конфликты.
Не следует проявлять интерес к действиям коллег, документам, фактам, а также к лицам, с которыми они контактируют; без необходимости не стоит делиться с коллегами своими соображениями относительно места, времени, целей проведения оперативно-розыскного мероприятия, его исполнителей и т. п.; каждый сотрудник, привлекаемый к проведению оперативно-розыскных мероприятий, осведомлен об объектах, целях, участниках, месте, времени и т. п. только в той части, которая требуется для успешного выполнения своих функций (действий).
В-четвертых, следственная работа относится к тем видам деятельности, где успех и даже достижения связаны в первую очередь с общим высоким развитием личности, чем со специальными знаниями, способностями. Морально-этические принципы, которыми руководствуется следователь, влияют не только на исполнение им служебных обязанностей, но и на поведение в быту. Как говорил А. Ф. Кони, с нравственными началами необходимо войти в жизнь как с верным компасом. Это связано с тем, что этика имеет непосредственное отношение к деятельности следственных подразделений (этическими нормами и предписаниями на треть расписаны все уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; как следователи, так и правонарушители руководствуются в своих поступках морально-этическими нормами.
В этом
смысле особенность процессуальной
деятельности следователя — законодательная
регламентация методов и
Соответствие деятельности следователя требованиям закона однозначно соответствует нормам морали. Когда закон сужает право выбора, поведение диктуется законом. Если же закон предусматривает свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность выбирать более нравственный вариант поведения.
В силу такой диалектической взаимосвязи морали и права важное место в этом процессе занимает система категорий этики. Во-первых, они выступают в качестве общечеловеческих ценностей. Их роль особенно важна для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей, мотивов, поступков, действий и идеалов
Во-вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т. д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами поведения человека в обществе, и в конечном счете через них устанавливается взаимодействие морали и права.
В-третьих, они ориентируют человека заинтересованного в сфере правоохранительной деятельности главным образом на утверждение общественного блага.
Наконец, в-четвертых, важным фактором, гарантирующим соблюдение правоохранительными органами основ морали, является принцип презумпции невиновности. Нравственный долг следователя, как и любого другого сотрудника всей системы правоохранительной деятельности, — уважение человеческого достоинства и справедливого отношения к человеку.
Таким
образом, закон, регулируя всю
2.23 Мораль и религия
Религии
в сложившихся исторически
С развитием моральных ценностей в мире и распространении идеи о существовании общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например жестокость и несправедливость по отношению к иноверцам (см. кяфир,гой) и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной.
Со стороны многих атеистов религия часто представляется как учение, которое несет в себе аморальность. При этом часто в критике используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность[12].
И боги политеистических религий:
«Как вы жестоки, о боги, как завистью всех превзошли вы!» (Гомер, Одиссея)
Согласно одному из исследований на основе репрезентативного опроса по вопросам морали, отход от религиозности не приводит к росту аморальности. «Полученная статистика свидетельствует: атеисты не более аморальны, чем верующие. Религия накладывает отпечаток на часть ответов, однако это относится скорее к особенностям догм различных верований. В собственно моральных и этических вопросах каждый человек руководствуется своими собственными соображениями, полученными при воспитании от родителей или врожденными, причем нельзя сказать, что атеисты воспитаны хуже, чем религиозные люди».[14]
2.24.Моральный фактор как элемент духовной культуры общества.
Моральный фактор - это мера проявления нравственных сил личности, коллектива, социальной общности при выполнении ими каких-либо задач. Как философская категория "меры" моральный фактор отражает готовность и способность того или иного субъекта деятельности к выполнению конкретной задачи в определенных условиях (воля к победе, чувство служебного долга, взаимовыручка, сплоченность коллектива, способность преодолеть отрицательные эмоции, решимость быстро и качественно выполнить приказ и т.д.). Поскольку проявление этих характеристик у различных субъектов неодинаково, постольку моральный фактор и рассматривается как мера.
Моральный фактор - сложное и динамичное социальное явление, имеющее конкретно-историческое содержание, обусловленное доминирующим способом производства, материальной и духовной культурой общества, взаимоотношениями классов, политическим режимом, господствующей идеологией, составляющими его объективную основу. Осознание морального фактора как определенного элемента духовной культуры того или иного общества осуществляется посредством его социологического анализа.