Шпаргалка по "Этике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Шпаргалка по этике и профессиональной этике

Файлы: 1 файл

Шпоры этика.docx

— 173.75 Кб (Скачать)

Абсолютизация первой позиции лишает ее реализма и делает практически непригодной. Крайняя форма второй позиции отдает откровенным цинизмом, когда политический интерес выдается за высшую ценность. Если согласиться с тем, что политика изначально безнравственна и по своей природе не может быть иной, следует признать право власть предержащих на безнравственные действия, если это отвечает их интересам, и обязанность граждан смириться с этим. Но в таком случае государство лишается надежного ориентира, так как именно мораль призвана служить компасом в мире человеческих отношений.

В конце XX века возникли новые подходы в  понимании соотношения политики и морали как отражения грозящей человечеству мировой катастрофы перед лицом глобальных проблем.

Суть  этих подходов состоит в необходимости  преодолеть извечные противоречия между  политикой и моралью посредством соединения усилий политиков, общественных деятелей, ученых и всех, способных оказывать влияние на общественное развитие, во имя выживания человечества и человека как биологического вида. Это получило выражение в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми (государственными, классовыми, национальными и т.п.). Приоритет общечеловеческих ценностей - это единство политических и моральных требований, отражающих как интересы отдельного

Взаимосвязь морали и политики проявляется прежде всего в их функциях как по отношению к обществу, так и по отношению друг к другу. Мораль и политика едины в том, что они являются регуляторами общественных отношений. Их задача заключается в направлении поведения людей в соответствии с теми или иными общественными интересами. В этом состоит их основная социальная функция.

По отношению  к политике мораль выступает, с одной  стороны, инструментом ее сдерживания, самоограничения, инструментом социального контроля за деятельностью политиков. Не случайно в развитых демократических государствах к политике и политикам предъявляются высокие нравственные требования. Достаточно вспомнить хотя бы политические скандалы и отставки политиков из-за нарушения ими нравственных норм. Связь американского президента Билла Клинтона с Моникой Левински едва не стоила ему его поста. А скандальные похождения бывшего российского министра юстиции Ковалева и бывшего Генерального прокурора Скуратова привели к их отставке. Попытки политиков уклониться от нравственного контроля свидетельствуют о слабости их позиций, стремлении оправдать аморальные действия.

С другой стороны, функция морали - быть ориентиром, побудителем политической активности. Нравственность - это концентрированный исторический опыт общения людей, который показывает пути решения сложных жизненных ситуаций. Политика, решая задачи регулирования общественных отношений, не может отказаться от этого опыта, закрепленного в нравственных нормах. Исходя из этого опыта, мораль требует от политики направлять свои идеи, цели, практические действия на реализацию сущности человека, принципов гуманизма и справедливости.

 

2.19, 2.22 Роль и функции  морали, мораль и  право

Деятельность  в системе правоохранительных органов  многогранна, многоаспектна, что находит  свое отражение в профессиональной этике, которая по своему характеру носит собирательный характер. В ней обобщаются особенности поведения и нравственной культуры сотрудников различных служб и подразделений (криминальная полиция, милиция, милиция общественной безопасности (муниципальная милиция), ГИБДД,

Этический характер деятельности криминальной полиции, милиции определяется соответствующими задачами, стоящими перед сотрудниками данной службы, среди которых основными являются следующие:  
• предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;  
• организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Существует  в этике этих служб одно из фундаментальных  положений, согласно которому нет заранее  обусловленных «добрых» или «злых» средств, а есть средства вынужденные. При этом этическая мысль предписывает действовать по принципу «цель определяет, а не оправдывает средства». Отсюда, во-первых, следует, что любому оперативному сотруднику нужно осуществлять подбор средств, имея в виду определенные параметры: адекватность средств условиям стоящей задачи; достаточность средств для достижения поставленной цели; средство не должно уничтожать нравственного характера цели, которая значительно выше той, которая соответствует решаемой задаче. А это означает с этической точки зрения, что в основе ОРД лежит моральный компромисс, на который общество должно идти для достижения благородных целей, но в любом случае средство должно быть адекватно.

Во-вторых, проблема моральной целесообразности самым тесным образом связана с процессами трансформации общественной морали применительно к сфере использования оперативными службами конфиденциального содействия граждан. Последнее не представляет собой систему нравственных компромиссов, решение проблемы моральной целесообразности во многом определяется степенью разработки моральной крайней необходимости.

В -третьих, специфика оперативно-розыскной деятельности накладывает нравственный отпечаток на характер общения сотрудников оперативных аппаратов между собой. Здесь следует соблюдать определенные правила (обычаи), которые применительно к деятельности других служб могут вызывать недоумение и даже конфликты.

Не следует  проявлять интерес к действиям  коллег, документам, фактам, а также  к лицам, с которыми они контактируют; без необходимости не стоит делиться с коллегами своими соображениями  относительно места, времени, целей проведения оперативно-розыскного мероприятия, его исполнителей и т. п.; каждый сотрудник, привлекаемый к проведению оперативно-розыскных мероприятий, осведомлен об объектах, целях, участниках, месте, времени и т. п. только в той части, которая требуется для успешного выполнения своих функций (действий).

В-четвертых, следственная работа относится к тем видам деятельности, где успех и даже достижения связаны в первую очередь с общим высоким развитием личности, чем со специальными знаниями, способностями. Морально-этические принципы, которыми руководствуется следователь, влияют не только на исполнение им служебных обязанностей, но и на поведение в быту. Как говорил А. Ф. Кони, с нравственными началами необходимо войти в жизнь как с верным компасом. Это связано с тем, что этика имеет непосредственное отношение к деятельности следственных подразделений (этическими нормами и предписаниями на треть расписаны все уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; как следователи, так и правонарушители руководствуются в своих поступках морально-этическими нормами.

В этом смысле особенность процессуальной деятельности следователя — законодательная  регламентация методов и способов работы.

Соответствие  деятельности следователя требованиям  закона однозначно соответствует нормам морали. Когда закон сужает право выбора, поведение диктуется законом. Если же закон предусматривает свободу выбора в рамках предоставленной свободы, есть возможность выбирать более нравственный вариант поведения.

В силу такой диалектической взаимосвязи  морали и права важное место в  этом процессе занимает система категорий  этики. Во-первых, они выступают в качестве общечеловеческих ценностей. Их роль особенно важна для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей, мотивов, поступков, действий и идеалов

Во-вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т. д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами поведения человека в обществе, и в конечном счете через них устанавливается взаимодействие морали и права.

В-третьих, они ориентируют человека заинтересованного в сфере правоохранительной деятельности главным образом на утверждение общественного блага.

Наконец, в-четвертых, важным фактором, гарантирующим соблюдение правоохранительными органами основ морали, является принцип презумпции невиновности. Нравственный долг следователя, как и любого другого сотрудника всей системы правоохранительной деятельности, — уважение человеческого достоинства и справедливого отношения к человеку.

Таким образом, закон, регулируя всю правоохранительную деятельность, связывает допустимые границы его проведения с такими категориями этики, как честь, достоинство, права и свободы граждан. Именно поэтому люди с чистой совестью во всех этих системах служа закону служат народу. Непременным условием законности деятельности является четкое усвоение требований нравственности при решении вопроса о применении тех или иных действий.

 

2.23 Мораль и религия

Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее  влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных  текстах, распространяется вместе с  религиями. Следует заметить, что  монотеистические религии чётче  и жёстче определяют границы добра  и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие. Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и  нравственности происходило в условиях язычества (древние греки сформулировали золотое правило нравственности и разработали само понятие этики)[10], или которые могут выглядеть безрелигиозными (конфуцианство китайской цивилизации)[11].

С развитием  моральных ценностей в мире и  распространении идеи о существовании  общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например жестокость и несправедливость по отношению к иноверцам (см. кяфир,гой) и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной.

Со стороны  многих атеистов религия часто представляется как учение, которое несет в  себе аморальность. При этом часто  в критике используется тот факт, что некоторые люди используют религию  как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность[12].

И боги политеистических религий:

«Как  вы жестоки, о боги, как завистью всех превзошли вы!» (ГомерОдиссея)

Согласно  одному из исследований на основе репрезентативного  опроса по вопросам морали, отход от религиозности не приводит к росту аморальности. «Полученная статистика свидетельствует: атеисты не более аморальны, чем верующие. Религия накладывает отпечаток на часть ответов, однако это относится скорее к особенностям догм различных верований. В собственно моральных и этических вопросах каждый человек руководствуется своими собственными соображениями, полученными при воспитании от родителей или врожденными, причем нельзя сказать, что атеисты воспитаны хуже, чем религиозные люди».[14]

 

 

2.24.Моральный фактор как элемент духовной культуры общества.

     Моральный фактор - это мера проявления нравственных сил личности, коллектива, социальной общности при выполнении ими каких-либо задач. Как философская категория "меры" моральный фактор отражает готовность и способность того или иного субъекта деятельности к выполнению конкретной задачи в определенных условиях (воля к победе, чувство служебного долга, взаимовыручка, сплоченность коллектива, способность преодолеть отрицательные эмоции, решимость быстро и качественно выполнить приказ и т.д.). Поскольку проявление этих характеристик у различных субъектов неодинаково, постольку моральный фактор и рассматривается как мера.

     Моральный фактор - сложное и динамичное социальное явление, имеющее конкретно-историческое содержание, обусловленное доминирующим способом производства, материальной и духовной культурой общества, взаимоотношениями классов, политическим режимом, господствующей идеологией, составляющими его объективную основу. Осознание морального фактора как определенного элемента духовной культуры того или иного общества осуществляется посредством его социологического анализа.

Информация о работе Шпаргалка по "Этике"